I уровень речевого развития




Типичные проявления ОНР

· Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

  • Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.

 

Причины возникновения ОНР:

инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, травмы при родах и патология в родах, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.

неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация в сензитивные периоды развития речи.

Очень часто ОНР возникает вследствие комплексного влияния разнообразных факторов, например, таких как наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы, неблагоприятная социальная среда.

Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.

 

С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ОНР

 

I уровень речевого развития

характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

- Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов (отдельными существи­тельными и глаголами бытового содержания), звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Отмечается превышение объёма пассивного словаря над активным. Также они используют дифференцированные жесты и довольно выразительную мимику при выражении собственных мыслей. Одним и тем же лепетным словом или зву­косочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («биби» - самолет, самосвал, пароход, ехать; «бобо» - болит, смазы­вать, врач, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»- карандаш, рисовать, писать; «туй»- сидеть, стул, кровать — «пат» ).

- Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

- Отмечается непостоянность в произношении звуков. Звуковое оформление слов смазано, нечетко и крайне неустойчиво.

- Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является гос­подствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго.

II уровень речевого развития (зачатки общеупот­ребительной речи)

- кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Словарный запас имеет ограниченный объём в связи с тем, что дети не знают многих слов. Одним словом называется множество предметов, объединённых по форме, назначению и т.д. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назна­чению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, ста­кан обозначаются любым из этих слов). Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Отмечается отставание в использовании слов-признаков пред­метов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (ре­жет-рвет, точит - режет).

- намечается различение некоторых граммати­ческих форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; поет - поют) и относя­щимся лишь к некоторым грамматическим категориям.

- Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

- Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня.

- Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок («Игаю мятику» - Играю мячиком, «Гуяю папа» - Гуляю с папой).

При специальном обследовании от­мечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

1. замены падежных окончаний («катался гокам» - катается на горке);

2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» - Коля писал); при изменении существительных по чис­лам («да памидка» - две пирамидки);

3. отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» - красный карандаш, «асинь ета» - красная лента, «асинь асо» - красное колесо, «пат кука» - пять кукол).

Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом су­ществительное употребляется в исходной форме («Кадас ледит аёпка» - Карандаш лежит в коробке); возможна и замена предлога («гиб лятет на далевим» — гриб растет под деревом ).

Союзы и частицы в речи употребляются редко.

- Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение. Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.
Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей.
- Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звон­ких и глухих («тупаны» - тюльпаны, «Сина» - Зина, «тява» - сова и т. п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («те вики» - снеговики).

Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.
При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» - воротник, «тена»-стена, «виметь»-медведь).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: