Буллинг в школе: причины, последствия, помощь.




В настоящее время проблема буллинга как проявление агрессии в образовательной сфере становится все более значимой. Условия современного общества способствуют образованию и развитию жестокости и насилия в отношениях между людьми. Школьная травля отличается от таких понятий как «конфликт» и «принуждение», поскольку определяется как объективно существующие на протяжении достаточно длительного времени, регулярные издевательства над обучающимся с целью отделения и запугивания школьника.

Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детской жестокости. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные механические реакции поведения, например поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

При этом у школьного буллинга существует новая разновидность – кибер-буллинг – жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, оскорбление, распространение слухов и др.).

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.

Различия кибер-буллинга от традиционного буллинга обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.

Реальный буллинг — это ситуация, где старшие или более сильные дети терроризируют младших, слабых, он заканчивается, когда ребенок приходит из школы домой. Кибер-буллинг продолжается все время: информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных подростков, и от кибер-нападок невозможно спрятаться. В отличие от реальной травли, для кибер-буллинга не нужны мышцы или высокий рост, а только технические средства, время и желание кого-то терроризировать.

«Ученик подвергается буллингу или является жертвой, когда он или она становится целью неоднократных и периодических негативных действий со стороны одного или нескольких учеников». «Буллинг» – это форма насилия, которая имеет место в школе. Исследуя ситуацию буллинга в школьной среде, приходим к выводу, что буллинг - поддающиеся наблюдению действия, имеющие место в общении между детьми в школе, которые являются причиной появления чувств обиды или стресса. Обобщая точки зрения, можно сделать вывод о том, что буллинг – проблема не из легких. Это социальное поведение, проявляющееся в устойчивых группах, которое основано на переменных, таких как: конкуренция, власть и статус. Буллинг включает в себя несоответствие власти и силы, что приводит жертву в состояние, в котором она не способна результативно защищаться от отрицательных влияний. Чтобы точнее описать процесс буллинга, следует обратить внимание на его структуру:

1.«Обидчики».

«Обидчиков» можно охарактеризовать как индивидов с высоким потенциалом общей агрессивности и озлобленности. В исследованиях некоторых авторов, доказывается: обидчики обладают завышенной самооценкой, также у них наблюдается сильная потребность в доминировании над другими людьми, ведь они издеваются не только над «жертвами», но над близкими людьми и др.

2. «Жертвы».

Буллинг – это длительный процесс, и в это время «жертва» находится в состоянии тревожности и страха. Жертва отличается замкнутостью, чувствительностью, отчуждением, склонностью уклоняться от конфликтов, различными проявлениями психосоматических симптомов, слабостью, повышенным уровнем тревожности, неконструктивной стратегией овладения сложных ситуаций и неуверенностью в себе. У них развиваются различные проблемы, связанные с общением, а также снижена учебная мотивация.

3. «Свидетели».

К свидетелям относятся те, кто не принимает непосредственного содействия в травле. Однако присутствие их рядом во время издевательств может приводить к развитию у свидетелей чувства собственного бессилия и к снижению самооценки. Следственно, от буллинга страдает не только жертва, но и окружающие, которые не смогли дать отпор обидчику.

 

Отмечают четыре особенности буллинга в учебном заведении:

- агрессивность и негативная направленность поступков;

- совершается в отношениях, где стороны конфликта обладают разными правами;

- заранее планирование насильственных действий;

- регулярность.

 

Так же имеются и другие причины появления буллинга как:

- неадекватная заниженная самооценка;

- повышенная импульсивность;

- низкий уровень воспитания ребенка;

- равнодушие или гиперопека со стороны родителей;

- низкий социально-экономический статус семьи;

- внутрисемейные конфликты;

- негативные суждения по поводу происхождения и внешности ученика;

- злоупотребление ПАВ, компьютерными играми;

- унижения ученика, который не успевает, преуспевает в учебе;

- склонность к мазохизму или садизму;

- семейное и сексуальное насилие.

Наличие жертв, над которыми издеваются более сильные школьники, негативно влияет на психологическую атмосферу в школьном коллективе. Насмешки, травля, унижение, издевательства над изгоями происходят на глазах у остальных детей, что ведет к появлению жестокости, агрессивности у одних детей, к страху и депрессии у других. Издевательства не оставляют равнодушным никого: одна часть детей идет по следам преследователей, боясь оказаться в роли жертвы, а другая часть детей постоянно находятся под давлением, наблюдая, как унижают их одноклассников или сверстников. В данной ситуации также страдает педагог, не в силах разрешить данную проблему в одиночку; даже если он не будет позволять издеваться над изгоем на своем уроке, буллеры отыграются над жертвой во время перемены, на уроках менее принципиальных педагогов или после школы. Больше всех страдают жертвы детского насилия, которым обязательно должна быть оказана психолого-педагогическая помощь.

Одно из направлений профилактики данного процесса является работа с родителями учащихся путем информирования о сути, структуре буллинга и способах решения данных проблем.

Мероприятия по профилактике буллинга среди школьников, начинаются с первых дней. Сущность данных событий заключается в устранении основных, а также второстепенных факторов появления остроконфликтных ситуаций и разнообразных форм насилия, в том числе буллинга в школьном коллективе.

В настоящее время в системе образования освоено несколько моделей профилактики девиантного поведения: психолого-педагогическая, социально-педагогическая, социальная и медико-психологическая модели.

Психолого-педагогическая модель создается по следующему принципу: наиболее важным субъектом профилактического влияния в работе с детьми является образовательное учреждение, профилактика ведется посредством специально подготовленных образовательных программ, которая направлена на организацию групповых форм внеклассной и внешкольной деятельности школьников и их родителей. Такая модель включает в себя проведение индивидуальных, семейных и групповых консультаций, а также психокоррекцию детей из «группы риска» и психологическую помощь педагогам.

Социально-педагогическая модель подразумевает организацию образовательных учреждений разных типов с возрастанием коррекционного воздействия. Фундаментальная учебная и воспитательная деятельность школы включает элементы коррекционного воздействия.

Социальная модель включает в себя создание общественных организаций, которые ведут профилактическую работу среди школьников. Формирование у школьников нравственных ценностей и добровольного поведения – это цель данной модели.

Медико-психологическая модель представляет собой организацию медицинских служб в образовательных учреждениях на плановой основе для проведения профилактики раннего девиантного поведения.

Кроме деления всех профилактических мероприятий на модели выделяют два этапа в зависимости от целевых групп воздействия:

- первичная профилактика - комплекс мер, направленных на всех учащихся, а также их родителей с целью формирования духовно-нравственных ценностей и добровольного поведения, а также обеспечения нормативного развития личности;

- вторичная профилактика подразумевает системную работу с детьми из «группы риска» по буллингу.

Целью вторичной профилактики является социальная адаптация детей и их реабилитация. В этом случае в задачи образовательного учреждения включается определение типов «группы риска», наиболее актуальных для данного учреждения, и планирование работы именно в этом направлении воздействия.

Мероприятия по профилактике буллинга обхватывают разного рода формы:

-развитие коммуникативных умений и навыков устойчивости, бесконфликтного общения, волевых качеств, эмоционального интеллекта, и др.;

- тематические беседы;

- совместные выезды на природу, музеи, театр, в кино, и др.;

- классные часы;

- родительские собрания;

- дискуссионный клуб;

- диспуты;

- сказочный тренинг;

- волонтерский проект;

- психологические тренинги по сплочению коллектива;

- семинары.

 

Таким образом, буллинг – это продолжительное физическое или психологическое принуждение, осуществляемое одним человеком или группой и нацеленное против человека, который не в состоянии защититься в физической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению. Буллинг ярко наблюдается среди школьников и в связи с этим, работа по предупреждению школьного насилия является приоритетной в деятельности социального педагога, психологов и педагогов. Стоит отметить о том, что деятельность по профилактике буллинга среди школьников должна быть ориентирована на воспитание ценностного отношения школьников к своей жизни и здоровью, создание воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении с целью содействия успешной социализации каждого ребёнка как субъекта деятельности в обществе. Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: