Вопрос 3 . Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов




Вопрос 1

Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений как направление деятельности органов местного самоуправления во многом обусловлено тем, что органы местного самоуправления как властные органы в соответствии с законодательством не вправе непосредственно заниматься хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. Поэтому для решения вопросов местного значения они создают муниципальные предприятия и учреждения, а также вправе учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Учрежденные органами местного самоуправления организации вправе осуществлять свою деятельность только после их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления также:

1. определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений,

2. 2.утверждают их уставы,

3. 3.назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений,

4. заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

5. Они регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги),

6. осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества.

7. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Они распоряжаются таким имуществом по своему усмотрению.

Более подробно правовое положение муниципального унитарного предприятия (МУПа), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулирует Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество МУПа принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, от имени которого права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. МУП не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом МУПы распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.

Правовой статус муниципального учреждения определяется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Учреждением признается некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Муниципальные бюджетные учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Они распоряжаются таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение. Обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений осуществляется прежде всего путем их финансирования из средств местного бюджета.

Особенности организации и деятельности муниципальных автономных учреждений регулируются Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Муниципальное автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам муниципального образования.

Доходы такого учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Но автономное учреждение не вправе без согласия муниципального образования распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем – муниципальным образованием на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Его виды определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения –решением местной администрации муниципального образования либо путем изменения типа существующего муниципального учреждения – по инициативе либо с согласия муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан на получение муниципальных услуг.

 

К исключительным полномочиям представительного органа муниципального образования в сфере управления МУП относятся вопросы:

— определения порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

— установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Кроме того, к компетенции представительного органа относится и принятие решений об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Важное место в хозяйственной деятельности органов местного самоуправления занимают их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, такого рода отношения строятся в соответствии с нормами гражданского законодательства на договорной основе.

Органы местного самоуправления вправе: координировать участие таких предприятий и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений в случаях, установленных законом; заключать с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии территории, на производство товаров народного потребления и иной продукции, оказание услуг; осуществлять функции единого заказчика и объединять средства предприятий различных форм собственности на строительство в муниципальном образовании социально значимых объектов, решать вопросы о создании совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, заключать договоры с зарубежными партнерами на приобретение продукции для нужд развития территории, населения за счет имеющихся валютных средств и на иной основе.

Важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития играет муниципальный заказ (см. ст. 54 Федерального закона от б октября 2003 г. № 131-ФЭ).

Муниципальный заказ — это совокупность заключаемых муниципальных договоров (контрактов) с хозяйствующим субъектом (юридическими и физическими лицами) на выполнение определенного вида работ, оказание услуг, поставку товаров, финансируемых из местного бюджета.

При этом могут использоваться и иные собственные финансовые и материальные средства муниципального образования.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ:

а) по благоустройству территории муниципального образования;

б) по коммунальному обслуживанию населения;

в) по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры;

г) по производству продукции;

д) по оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, а также на выполнение других работ.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставку товаров и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. определил (ст. 54), что порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Управление муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями.
Ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" относит управление муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями к сфере исключительной юрисдикции самих муниципальных образований. Тем большее значение приобретает в этой сфере локальное нормотворчество.
Создание муниципальных предприятий и учреждений осуществляется, как правило, по решению Главы муниципального образования. Учредителем муниципальных унитарных предприятий выступает обычно комитет по управлению муниципальным имуществом, а учредителями муниципальных учреждений - отраслевые структурные подразделения администрации. Руководители муниципальных предприятий и учреждений назначаются, как правило, Главой муниципального образования.
Муниципальное имущество закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления (см. Гл. 19 ГК РФ).
Органы местного самоуправления вправе устанавливать цены и тарифы на производимую муниципальными предприятиями, учреждениями продукцию, оказываемые услуги (см., например, Закон Тюменской области "О порядке введения платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями").
Органы местного самоуправления контролируют деятельность созданных ими предприятий и учреждений, эффективность использования ими муниципальной собственности, ликвидируют и реорганизуют их.

Вопрос 2

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.


 

Вопрос 3. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется Конституцией РФ, Законом об общих принципах организации местного самоуправления, а также Земельным кодексом РФ, Законом РФ "О недрах" (в редакции от 3 марта 1995 г.) и другими законодательными актами.

Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения: земли городских, сельских поселений, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

1.Органы местного самоуправления, решая вопросы своего ведения в области земельных отношений, в пределах своих полномочий могут согласно Земельному кодексу РФ издавать акты, содержащие нормы земельного права (ст. 2). Так, органы местного самоуправления устанавливают с учетом требований законодательства РФ правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований. Они также вправе разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель. При этом органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю в порядке и формах, которые установлены законодательством.

2.К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится планирование использования земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Планирование использования земель осуществляется органами местного самоуправления прежде всего посредством утверждения территориальных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений. Кроме того, местные целевые программы и программы социально-экономического развития территории муниципальных образований, принимаемые представительными органами местного самоуправления, содержат градостроительные разделы, в которых находит отражение метод планирования использования муниципальных земель.

3.Управляя и распоряжаясь муниципальной землей, органы местного самоуправления предоставляют муниципальные земельные участки в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут предоставляться также в аренду, а юридическим лицам также в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участковосуществляется на основании решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков (в соответствии с уставом муниципального образования) в пределах их компетенции и в соответствии с ЗК.

Во-первых, органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки в собственность без предварительного согласования места размещения объекта. Это осуществляется согласно ЗК исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Предметом торгов может быть земельный участок с установленными границами или право на заключение аренды такого земельного участка. Орган местного самоуправления определяет целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, форму проведения торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. Запрещается передача земельных участков в собственность без проведения торгов. Во- вторых, предоставление земельных участков для строительства может быть осуществлено с предварительным согласованием места размещения объекта. Орган местного самоуправления обеспечивает определение вариантов размещение объекта и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. Результаты выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта оформляется актом о выборе земельного участка. Этот акт является основанием для последующего принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка.

ЗК определяет также порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность (за плату или бесплатно) либо в аренду для целей, не связанных со строительством. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении муниципального образования, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого органы местного самоуправления обязаны: а) установить процедуры и критерии предоставления таких участков, в том числе и порядок рассмотрения заявок и принятия решений; б) уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; в) обеспечить подготовку информации о земельных участках и заблаговременную публикацию такой информации.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов

5. Органы местного самоуправления обладают полномочиями в области мониторинга земель, землеустройства и земельного кадастра.

. Государственный мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земель, которая позволяет, в частности, своевременно выявлять изменения состояния земель, прогнозировать и вырабатывать рекомендации о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов, осуществлять информационное обеспечение муниципального управления земельными ресурсами. Так, органы местного самоуправления вправе получать в установленном порядке от Федеральной службы земельного кадастра России статистические, аналитические и картографические материалы специального (отраслевого) назначения, а также информацию о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования. Выдача запрашиваемых сведений производится на основании письменного запроса на бланке органа местного самоуправления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) этого органа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: