Тема 5 МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ
ВОПРОСЫ:
1. Цель и задачи моделирования организационных моделей
2. Этапы моделирования управления изменениями
3. Алгоритмы построения моделей управления изменениями
4. Модели управления изменениями
Цель и задачи моделирования организационных моделей
Современное состояние внешней среды создает определенные требования к процессу управления изменениями:
- сокращение времени на планирование и организацию изменений,
- четкая структуризация информации,
- повышение оперативности контроля, своевременности и точности анализа.
В процессе управления изменениями появляется достаточно большой объем информации об объекте изменения, которая требует обработки, обобщения и формализации. Такая задача может быть решена путем построения моделей.
Модель представляет собой совокупность объектов и отношений между ними, которая адекватно описывает свойства моделируемой системы, существенные с точки зрения решаемой задачи.
Для модели в общем случае характерны четыре свойства:
1) уменьшенный масштаб (размер) модели, точнее, ее сложности, степень которой всегда меньше, чем у оригинала. При построении модели сознательно вводятся упрощения;
2) сохранение ключевых соотношений между разными частями;
3) работоспособность, т.е. возможность в принципе работать как оригинал — моделируемый объект (во всяком случае, похожим образом);
4) адекватность действительным свойствам оригинала (степень достоверности).
Моделирование затрагивает только некоторые блоки логической модели процесса управления изменениями и направлено на решение определенных задач.
|
Задачи моделирования приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1 - Задачи моделирования изменений в блоках и механизмах управления изменениями
Наименование блока | Общие (единовременные) | Текущие |
Блок диагностики и мониторинга | Текущая организационная структура Основные текущие функции управления организацией и их взаимоувязка со структурой Текущие бизнес-процессы в соответствии с функциями и структурой управления Текущий документооборот Текущие информационные, финансовые и материальные потоки Расчет показателей функционирования в соответствии с построенными моделями. Определение объекта изменений | |
Блок планирования изменений | Новая организационная структура объекта изменений Новые функции управления объекта изменений и их взаимоувязка с новой структурой Новые/перепроектированные бизнес-процессы в соответствии с новыми функциями объекта изменений и новой структурой управления объекта изменений Новый перепроектированный документооборот объекта изменений Новые/перепроектированные информационные, финансовые и материальные потоки объекта изменений Расчет показателей функционирования в соответствии с построенными моделями объекта изменений Документирование функций, структуры, процессов объекта изменений | Варианты развития объектов изменений Направления развития объекта изменений Состав и объем необходимого ресурсного обеспечения Критерии анализа и оценки результативности объекта изменений в процессе внедрения Планируемая эффективность моделируемых изменений |
Блок осуществления изменений | Организационная структура субъекта изменений Новые функций управления субъекта изменений и их взаимоувязка со структурой Требования к выполнению функций управленческих изменений Возможные результаты выполнения функций управленческих изменений Процесс реализации функций управленческих изменений и выполнения работ по внедрению организационных изменений | |
Блок мотивации изменений | Требования к персоналу организации для выполнения новых функций, связанных с организационными изменениями Требования к персоналу организации для выполнения функций управленческих изменений |
|
Наличие моделей организационных изменений создаст организации следующие преимущества:
— введение специальных управленческих регистров, объединенных в информационные модели, позволяет точно идентифицировать и объективно оценивать систему управления организацией аналогично тому, как наличие регистров бухгалтерского учета позволяет отслеживать и оценивать его финансовое состояние;
— полученные модели позволяют создавать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры (регламенты), оговаривающие порядок реализации функций (процессов) организации, одновременно подготавливая его к внедрению организационных изменений в формате требуемых стандартов качества;
— технологии моделирования позволяют быстро изменять организацию и регламенты деятельности организации, обеспечивая протекание организационных изменений в контролируемых условиях;
— моделирование позволяет наглядно описать начальное, желаемое и конечное состояния организации, а также задать план или программу изменений.
|
Применение современных технологий моделирования может быть использовано в качестве эффективного инструмента управления, инструмента разработки и внедрения как локальных, так и интегрированных систем управления организацией. С помощью специальных методик и средств моделирования разрабатываются модели действующей и будущей систем управления организацией, а затем формируются соответствующие внутренние регламентирующие документы по управлению функциональными блоками организации.
По оценкам экспертов, в начале третьего тысячелетия подобные инжиниринговые подходы, возможно, станут массовыми и типовыми элементами построения и изменения систем управления в организациях. Освоение различных методик моделирования организационных изменений открывает организациям возможности применения сложных инструментов, ориентированных на моделирование и изменение бизнес-процессов, использование количественных и качественных техник моделирования.
Современные решения управления изменениями поддерживают специальные средства моделирования, которые, в свою очередь, поддерживают моделирование основных кампаний менеджмента:
— моделирование стратегии;
— моделирование организационной структуры;
— моделирование процессов, функций, данных;
— создание методик моделирования, включающих качественные и количественные методы.
Каждой модели присущи свои цели и задачи, поэтому объект изменений, представляющий собой сложную комплексную систему, как правило, описывается некоторым набором моделей, в совокупности образующих общую модель организационных изменений.
Этапы моделирования управления изменениями
Современный подход к управлению изменениями базируется на определенных стандартах. Такие стандарты, с помощью которых сдало удобно описывать управление организацией, стали появляться в 90-х гг. XX в.
Первый стандарт задает описание элементов системы и их иерархическую упорядоченность (организационные звенья компании). Это иерархическая структурная схема исполнительной структуры.
Согласно второму стандарту в виде «дерева функций» описывается бизнес-модель компании и тем самым строится иерархическая функциональная бизнес-модель компании.
Третий стандарт служит для закрепления функций за организационными звеньями и реализуется через построение матриц организационных проекций.
Ряд авторов считают, что процесс бизнес-моделирования необходимо разделить на несколько этапов.
Для этого предлагается сгруппировать этапы по функциям управления изменениями (табл. 6.2).
Таблица 6.2 - Этапы моделирования и функции управления изменениями
Этап | Решаемые задачи | Функция управления изменениями |
Подготовительный | Определение целей проекта Формирование системы оценочных показателей Определение структуры проекта Идентификация располагаемого инструментария управленческих изменений Составление графика выполнения проекта | Планирование изменений |
Моделирование текущего состояния объекта исследования | Анализ организационной структуры Анализ выполняемых функций Анализ бизнес-процессов Выбор критериев оценки Выявление и оценка «узких мест» Определение потенциала для совершенствования Уточнение дальнейших этапов | Диагностирование изменений Планирование изменений |
Моделирование нового состояния объекта исследования | Описание новой организационной структуры Описание новых функций Перепроектирование старых или проектирование новых бизнес-процессов Создание новых должностных инструкций Определение и оценка альтернативных сценариев Планирование потребности в ресурсах Определение потребности в ресурсном обеспечении | Планирование изменений |
Подготовка к внедрению разработанного проекта изменений | Разработка систем организационного взаимодействия персонала Проектирование информационной системы | Планирование изменений |
Идентификация источников сопротивления Разработка системы мотивации Разработка тренинг-курсов | Мотивация изменений | |
Распределение ролей и ответственности Создание структуры управленческих изменений Выработка показателей уровня квалификации персонала Разработка графиков внедрения | Организация изменений | |
Внедрение изменений | Переход к новому состоянию Внедрение новой организационной структуры Обучение персонала и переквалификация персонала | Организация изменений |
Мониторинг и анализ причин отклонений от намеченного курса изменений | Контроль изменений, анализ изменений | |
Внесение корректив и принятие оперативных мер для ликвидации отклонений в ходе внедрения изменений | Регулирование изменений | |
Обеспечение слаженной работы служб в ходе внедрения изменений | Координация изменений | |
Оценка эффективности внедрения проекта организационных изменений | Оценка изменений |
В результате проведенного анализа видно, что наиболее емкой в процессе моделирования является функция планирования изменений. От качества моделирования текущего состояния и правильности построенной модели будущего состояния во многом зависит успех внедрения организационных изменений. В связи с этим для получения эффективных организационных изменений рассмотрим комплексную модель планируемых организационных изменений. В данную модель входят модель текущего положения дел в организации и модель предлагаемого желаемого состояния. Выделенные подмодели требуют уточнения решаемых задач с точки зрения логической модели управления изменениями. В процессе моделирования текущего состояния организации предполагается решить следующие задачи:
— построение дерева целей проекта;
— определение ключевых приоритетов и критериев для оценки;
— построение и анализ модели организационной структуры;
— построение и анализ функциональной модели;
— взаимоувязка сформированных моделей, определение взаимодействий;
— выявление и оценка «узких» мест;
— определение направлений развитей.
В процессе моделирования желаемого состояния организации предполагается решить следующие задачи:
— описание и построение новой организационной структуры;
— описание новых функций;
— перепроектирование старых, проектирование новых бизнес-процессов;
— разработка регламентирующих документов (документирование функций, обязанностей, структуры);
— формирование альтернативных вариантов и их оценка;
— определение потребности в ресурсах;
— определение потребности в ресурсном обеспечении.
Для решения перечисленных задач процесс моделирования необходимо структурировать и построить в соответствии с определенными требованиями. Предлагается осуществлять моделирование в три важных этапа: организационное моделирование, моделирование бизнес-процессов и количественное моделирование (рис. 6.1).
Рисунок 6.1 - Алгоритм построения моделей текущего и
желаемого состояний организации
На первом этапе строят функциональную и структурную модели компании, определяя, какие функции реализует организация, и кто именно реализует эти функции. В результате совмещения двух моделей получается организационная модель.
На втором этапе функциональная модель организации трансформируется в процессную модель. Присваивая функциям входные и выходные параметры, формируют бизнес-процессы. Это позволяет представить отдельные функции в виде цепочек, взаимосвязанных бизнес-процессов, отражающих причинно-следственную связь этих функций. Структурная модель фирмы дает основу для формирования так называемой ролевой модели, которая определяет, какую роль играет та или иная должность в бизнес-процессе. Совмещение процессной и ролевой моделей создает ролевую модель бизнес-процессов организации.
Представив работу организации в виде бизнес-процессов, можно описывать их количественно — это соответствует третьему этапу бизнес-моделирования.