Тема занятия: Бытие.
Основные понятия и термины по теме: онтология,бытие, небытие, идеализм, материализм, монизм, дуализм, плюрализм.
Цель: Изучить проблему сущности бытия.
План занятия:
Проблема сущности бытия.
Философские концепции и категории бытия.
Формы бытия.
Краткое изложение теоретических вопросов
Проблема сущности бытия.
Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Бытие – это самое широкое и абстрактное понятие, означающее наличествование, существование. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Но наиболее распространенной точкой зрения является та, что бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией.
Проблема бытия – одна из главных в философии.
Чтобы разобраться в сложном устройстве мира вводится категория «действительность» («реальность»), под которой понимается совокупность всех состояний и объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Она существует в двух разновидностях:
1) объективная реальность – действительное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека;
2 ) субъективная реальность - сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.
Бытие – это единство субъективной и объективной реальности.
Впервые понятие «бытие» как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использовал древнегреческий мыслитель Парменид: бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет.
|
Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон. Платон вводит понятие «истинного, небесного» бытия - это идея, мысль всякой души. Истинное бытие противопоставляется им «неподлинному, производному» бытию, под которым подразумеваются реальный, чувственно воспринимаемый мир.
Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель: основу всякого бытия составляет первичная материя. Потенциальное бытие становится реальным бытием и доступным для познания благодаря форме, образу, в которых потенциальное бытие представляется человеку. У Аристотеля впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы.
Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.
Английский философ Джордж Беркли (1685-1753) с позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия. Он утверждает, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль.
|
Основоположники философии марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс с позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия. Марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. В ХХ в. принципиальных «прорывов» в толковании бытия практически не произошло.
В философии существуют две философские категории (парадигмы):
1. философия бытия
2. философия небытия
Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Форма проявления бытия – нечто, а небытия – ничто. Под небытием понимается также и отсутствие некоторых классов, объектов, их свойств и связей в определенной области действительности. Примеры небытия: ещё не родившиеся люди, не созданные предметы… и, наоборот, существующие раньше, но умершие, разрушенные (их сейчас нет).
Обе парадигмы по-разному решают проблему отношения бытия и небытия. Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него и даже иллюзорным.
В современный понятийный аппарат онтологии вводится категория «виртуальное бытие» как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия, способы его обоснования, например, иллюзорное бытие в интернет-сети, своеобразное бытие-небытие.