Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях:
1. Монизм утверждает единое начало бытия – материальное или идеальное.
2. Дуализм связан с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного.
3. Плюрализм признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.
Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.
При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны:
1.Что является первичным – идеальное или материальное?
Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его.
2.Может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества?
Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.
Важным является деление на 2 философские концепции:
1) материализм;
2) идеализм.
С точки зрения рассмотрения первичности/вторичности:
Материализм – течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное – сознание, которое производно от материи.
|
Исходит от того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания. Материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.
Материалисты считают, что мир и его закономерности познаваемы.
Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.
Разновидности:
1. Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей («Мозг выделяет мысль также как печень – желчь»).
2. Метафизический материализм – философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицает внутренние противоречия, как источник их развития.
3. Диалектический материализм – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как результат его внутренних противоречий. Центральная категория – материя; основные формы существования – пространство и время. Диалектический материализм создан К. Марксом и Ф. Энгельсом к середине XIX в.
Идеализм – в основе понимания мира духовное начало. За первичное принимается сознание. Как правило, отрицает возможность познания мира.
Идеализм делится на две формы: субъективный и объективный.
Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
|
Объективный идеализм – первоосновой существующего считает человеческое сознание – разум. Утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.
Формы бытия.
Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на различные формы.
Различают две основные формы бытия: бытие природы и бытие человека.
1. Бытие природы: первая природа (первозданная) – без неё невозможны жизнь и деятельность людей; вторая природа (рукотворная) – культура в широком смысле, произведённая людьми.
2. Бытие человека:
- природно-биологическое (тело среди тел, но живое, чувствующее, мыслящее);
- духовное (человек как носитель сознания, мышления, психических способностей);
- социальное (человек является общественно-историческим существом).
Философия рассматривает человека как центр бытия, так как он с одной стороны, продукт объективной реальности, с другой стороны – создатель субъективной реальности, то есть он – перекрёсток двух реальностей и в этом смысле центр бытия.
Вторая классификация форм бытия:
1) материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира
2 ) идеальное бытие – явления духовной жизни человека и общества (чувства, настроения, мысли, идеи, теории)
3) человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире
|
4) социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Третья классификация:
1) ноуменальное бытие («ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны.
2 ) феноменальное бытие («феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, такое, каким его видит познающий субъект.
Таким образом, практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Английский философ Карл Поппер (1902-1994) выделил 3 формы бытия:
Мир физических явлений - атомы, поля, тела (материальные предметы)
Мир психических явлений - различные состояния сознания
Мир объективного содержания мышления - модели, проекты, проблемы, научные теории и гипотезы; знания в виде механизмов, зданий, книг, произведений искусства.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Кто впервые ввел термин «бытие»?
2. Какое развитие получил термин «бытие» в истории философии?
3. Каковы основные концепции бытия?
4. Что такое «небытие?
5. Формы бытия?