Театрализованные игры
Одним из видов творческих игр является театрализованная игра.
До 90-х годов эта разновидность творческих игр называлась игра- драматизация.
Театрализованная игра - это разновидность творческой игры, в основе которой лежит сюжет литературного или фольклорного произведения (потешки, сказки, рассказа, специально написанной инсценировки).
Своеобразие театрализованных игр состоит в том, что они:
1. имеют готовый сюжет,
2. определены персонажи (действующие лица) игры,
3. деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
4. У детей есть возможность проявить творчество:
ü в умении по-своему воплощать образ с помощью разных средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики, движения, напева) «Маша и медведь » - злой медведь, т.к. не хотел отпускать девочку домой; глупый – не мог догадаться, что девочка у него в коробе за плечами.
ü в переосмыслении готового сюжета, дополнением собственными сюжетными линиями.
Театрализованные игры могут проходить:
1. Без подготовки, по инициативе детей в свободной самостоятельной деятельности, без зрителей (сначала с помощью воспитателя, а в дальнейшем – самостоятельно)
2. Могут носить характер постановочных спектаклей (театрализация, театрализованные представления) - на празднике, утреннике (обязательны зрители, сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.). Руководство взрослых необходимо на всех этапах работы:
¨ конкретное назначение детей на роли (могут быть дублеры)
¨ педагог заучивает с детьми текст, упражняет в интонациях и движениях
¨ проводятся неоднократные репетиции, чтобы добиться хороших результатов.
|
¨ конкретная дата выступления.
Классификация театрализованных игр
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.
По классификации Л.В. Артёмовой | |
Драматизации (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). | Инсценировки (в соответствии с разнообразием видов театра действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы, выполненные в разной технике) |
· игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей · ролевые диалоги на основе текста · инсценировки произведений; · игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки | § настольный (плоскостной, конусный, объемный, шагающий) § верховой кукольный (пальчиковый, куклы на гапите, би-ба-бо, на варежке, марионеток) § стендовые (на фланелеграфе, на магнитной доске, теневой) |
Система работы в любой возрастной группе делится на три этапа:
I этап. Знакомство детей с произведением.
Важно правильно выбрать произведение для театрализованной игры.
Требования к произведению:
§ доступное пониманию детей по своей идее, сюжету, персонажам
§ д.б. небольшим по объему
§ иметь динамичный сюжет
§ включать диалоги и небольшие монологи
Организуя восприятие произведения (первичное, повторное), воспитатель использует разные формы работы:
ü чтение или рассказывание произведения с последующей беседой
ü размещение книги с произведением в книжном уголке (желательно в оформлении разных художников, где по-разному переданы образы)
ü прослушивание произведения в аудиозаписи или грамзаписи (пластинка)
|
ü рассматривание иллюстраций
ü просмотр диафильма, мультфильма
ü индивидуальные беседы о произведении
ü пересказ текста детьми – в подгруппах или индивидуально - (с использованием моделей, по ролям и.д.)
ü изодеятельность (рисование, аппликация, лепка) по сюжету произведения, т.к. помогает закрепить знание содержания, вызывает эмоциональный отклик
ü дидактические игры, литературные викторины
II этап. Формирование специальных умений для освоения позиций «актер» и «режиссер», а также и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»). Позиция «режиссер»
§ показ воспитателем какого-либо вида театра (настольного, пальчикового или стендового) и размещение его в уголке самостоятельной творческой деятельности, внесение других видов театра по этому же произведению
§ совместная деятельность воспитателя с детьми с использованием какого-либо вида театра
§ обучение способам кукловождения
Позиция «артист»? в каком виде театрализованных игр необходимы эти умения (драматизация, постановочные спектакли)
§ беседа о характерах героев и способах их изображения
§ проведение игр-имитаций, игровых этюдов (упражнение в интонационной выразительности, мимике и пантомимике) Упражнения: -попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. –изобразить без слов героя из сказки, а дети угадывают персонажа
§ внесение мимических таблиц (пиктограмм) - изображение разных выражений лица
|
Позиция «сценарист», «оформитель», «костюмер» (в старших группах)
§ ознакомление детей с деятельностью специалистов, занятых в постановке спектакля
§ привлечение детей к изготовлению элементов костюмов, декораций, афиш
III этап. Самостоятельная творческая деятельность.
Театрализованная игра по произведению, над которым работали с детьми, (драматизация или по типу режиссерской игры с использованием видов театра) возникает по собственной инициативе детей, в их самостоятельной деятельности (могут играть для себя, могут договориться, кто будет зрителем).
«Давай поиграем в сказку «Три поросенка». «Давай как-будто ты купил билеты в театр и мы пошли смотреть спектакль «Гуси-лебеди»