ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ (часть 1-я)
ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ФИО _________________________________ Дата ____________________________
Смоделируйте «свободные тексты»
*В каждом задании обязательно указывать класс и языковую тему
**Не забудьте предоставить ключи и образцы ответов.
«11-словие» | «Стихотворение по метафоре» |
«Стихотворение «Я…» | «Сочинение-идентификация» или «Сочинение-метаморфоза» |
«Словарный ящик» | «Сочинение-монофон» |
Даймонд/диаманта | Мини-сага |
Рассказ на основе пирамиды | «Сочинение-монофон» |
«Сочинение-кёнинг» | «Сочинение-нарратив» |
«Кинолента видений» | Хайку |
И т.д. | И т.д. |
«Синквейн» ![]() | |
Текст | Словесная пирамида |
ТРЕНИНГИ | |
Тренинг воссоздающего воображения а) визуального б) слухового в) тактильного г) чувственного - - | Тренинг ассоциативного мышления а) б) в) «кинолента видений» |
ТЕКСТЫИ ТЕСТЫ | |
Текст для аудирования
![]() | Тесты для проверки аудиативных умений учащихся или умения читать про себя и понимать текст 1. 2. 3. 4. 5. |
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ | |
Диалог Класс Тип диалога Тема диалога Языковая тема | Коммуникативно-ситуативное упражнение (КСУ) Класс Компетентность Форма предъявления |
ТРЕНИНГИ | |
Задание на развитие мыслительных операций Вид операции Класс Языковая тема | Задание на развитие памяти Вид памяти Класс |
Инновационный вид диктанта Вид диктанта Класс Языковая тема | Коммуникативная игра «Зебра» |
Сочинение-сиквел/мидквел/приквел | Сенкан/синкан |
Лингвистический эксперимент | Лексический тренажёр |
Разноуровневая тест-карта на определение уровня языковой компетенции учащихся Класс Тема | |
1-й уровень | 2-й уровень |
3-й уровень | 4-й уровень |
Дополнительный тест | |
Ситуативный | Комбинированный тест |
Карточка для работы в группе | Разноуровневое домашнее задание |
И др. | И др. |
ОЦЕНКА ____________________________________________________
Ст. преподаватель
кафедры русского языка _________________________Л.В.Мельникова
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ (часть 2-я)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Модель лабораторной работы
Задания для всего класса | |
Образцы ответов | |
Текст для наблюдения | |
Задания для группы (пары, индивидуальной работы) | |
Образцы ответов |
Модель урока
Формальная часть поурочного плана может выглядеть следующим образом:
Дата
№ урока в календарно-тематическом плане и № урока в теме
Тема (точно соответствующая программе)
Тема для озвучивания или записывания на доске
Цели: развивающая (развитие …)
образовательная (ознакомление …)
воспитательная (воспитание …)
Задачи (отработка навыков, умений выполнять мыслительные операции: узнавание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка)
Тип урока, например, комбинированный
Вид (жанр), например, лабораторная работа, практикум, тренинг
Оборудование: учебник, дидактический и раздаточный материал, видеофильм, компьютерный диск, аудиокассета, сборник диктантов или изложений, тексты художественных произведений и т.п.
Варианты модели современного урока языка могут быть такими:
![]() |
Ф1 | |||||
П |
где Ф – фронтальная работа, опрос, диагностика уровня так называемых остаточных знаний (Ф1 и Ф2 – для сравнения уровня учебных достижений учащихся);
Ге – групповая работа по единому заданию;
П – работа в парах (обучение других, обучение друг друга);
Ид – индивидуальная работа дифференцированного характера;
Од – задания для литературно одаренных детей;
В – вывод (об уровне приобретенных знаний, расширении информационного поля и т.п.);
М – мотивация дальнейшей учебной деятельности;
Т – текст (тексты) обучающего, развивающего, воспитывающего характера;
НМ – новый материал;
ЧВ – чтение текста вслух;
ТАУ – тренинг аудиативных умений;
Д – разыгрывание диалогов;
УИ – устное изложение;
ТЗ – творческое задание (продолжить текст, ответив на вопрос);
Р – рефлексия;
О – оценивание (вербальное, невербальное);
ДЗ – домашнее задание (желательно четырехуровневое, чтобы учащийся выбрал уровень выполнения задания: репродуктивное, репродуктивно-конструкторское, конструкторское или конструкторско-творческое, собственно творческое).
Модель может видоизменяться, наполняться другими видами деятельности (например, выполнение коммуникативно-ситуативных упражнений – КСУ, составление словарных (или других) диктантов – СД, групповая работа дифференцированного характера – Гд, составление текста на основе грамматического задания – СТ и т.п.).
Не забудьте о хронометраже этапов урока.
ХОД УРОКА
….