Контроль сопротивления изменениям и выработка мер по преодолению сопротивления персонала осуществляются на основе оценки отношения персонала к изменениям. Неудовлетворительный результат оценки эмоционального восприятия изменений сотрудниками предприятия является основой для принятия решения о введении технологии преодоления сопротивления изменениям.
Технология включает в себя последовательное осуществление процедур, необходимых для существенного снижения уровня сопротивления на предприятии (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Технология преодоления сопротивления персонала
Изучение результатов оценки отношения персонала к изменениям. Комиссия по профилактике и преодолению сопротивления изменениям изучает результаты проведенного на предприятии опроса и выполненной на его основе оценки отношения персонала к изменениям для принятия решения о необходимости проведения мер по преодолению сопротивления.
Принятие решения о реализации мер по преодолению сопротивления. Результаты оценки отношения персонала к изменениям, полученные на предшествующем этапе модели введения изменений, служат отправной точкой для принятия решения о проведении мероприятий по преодолению сопротивления персонала. Такое решение принимается, если эмоциональный настрой сотрудников предприятия ниже критического уровня.
Разработка мероприятий по преодолению сопротивления. На основе результатов оценки отношения персонала к изменениям на предприятии разрабатываются мероприятия по преодолению сопротивления.
Определение ожидаемых результатов внедрения мероприятий по преодолению сопротивления. Основные результаты внедрения системы мероприятий по преодолению сопротивления могут быть оценены на нескольких уровнях: на уровне сопротивления изменениям, уровне реакции, уровне усвоенных знаний и навыков, уровне изменения поведения и уровне эффекта.
|
Определение средств реализации мероприятий по преодолению сопротивления. Данный этап содержит выбор тех средств, которые могут быть использованы для реализации того или иного комплекса мероприятий по преодолению сопротивления изменениям.
Установление соответствия между результатами оценки отношения к изменениям, мероприятиями, средствами и возможными результатами реализации мероприятий. Данные о результатах оценки отношения к изменениям, разработанных мероприятиях, планируемых результатах от их реализации и необходимых для этого средствах сводятся воедино. Причины и характер сопротивления обусловливают выбор того или иного мероприятия, которое может дать определенные результаты и требует использования определенных средств.
Формирование комплекса мероприятий по преодолению сопротивления. В зависимости от предполагаемых причин и характера сопротивления персонала с учетом целесообразности использования указанных средств комиссия по профилактике и преодолению сопротивления формирует комплекс мероприятий, которые будут реализованы в целях достижения конкретных результатов.
Расчет ресурсного обеспечения мероприятий по преодолению сопротивления. Стоимость сформированного комплекса мероприятий по преодолению сопротивления рассчитывается исходя из суммы затрат на трудовые, информационные, материальные и другие ресурсы.
|
Оценка возможностей предприятия по реализации мероприятий. Необходимо оценить возможности предприятия по реализации комплекса мероприятий по преодолению сопротивления персонала исходя из имеющихся в распоряжении инициаторов изменений ресурсов.
Внедрение мероприятий по преодолению сопротивления. Комиссия по профилактике и преодолению сопротивления организует проведение сформированного комплекса мероприятий.
После реализации комплекса мероприятий по преодолению сопротивления изменениям согласно модели управления изменениями вновь осуществляется оценка отношения персонала к изменениям, анализ полученных данных позволяет судить об эффективности мер по преодолению сопротивления. Тем самым обеспечивается контроль сопротивления персонала в процессе реализации программы изменений на предприятии.
Анализ полученного опыта преодоления сопротивления. Если результатом оценки отношения персонала к изменениям будет приемлемый уровень сопротивления, то управленческой командой принимается решение провести анализ полученного положительного опыта преодоления сопротивления изменениям, В процессе анализа оценивается эффективность мероприятий по профилактике и преодолению сопротивления персонала, проводится сравнение результативности мероприятий, выявляются допущенные ошибки и резервы повышения их эффективности. Полученный опыт фиксируется в виде аналитических записок, отчетов о проделанной работе.
Совершенствование мер по преодолению сопротивления персонала изменениям. Результатом анализа полученного в процессе управления сопротивлением опыта должна стать разработка направлений совершенствования деятельности по профилактике и преодолению сопротивления.
|
Таким образом, в ходе разработки модели и технологий управления изменениями были получены следующие результаты.
Сделан вывод о необходимости разработки системы управления изменениями, включающей в себя модель управления изменениями, а также вспомогательные технологии и методики, позволяющие осуществлять комплексное управление изменениями на предприятии.
Составлена модель управления изменениями, учитывающая необходимость непрерывности и поэтапности осуществления изменений, а также управления отношением персонала к изменениям. В ходе обсуждений и практического использования модели выявлены направления ее доработки. Последовательные итерации, состоящие в коррекции модели, обосновании и включении в модель одних процедур и исключении других, позволили получить окончательный вариант модели.
В полученной модели процесс управления изменениями подразделен на три этапа: подготовка изменений, реализация изменений и мониторинг результатов. Каждый этап, в свою очередь, разделен на определенное количество процедур, позволяющих реализовать цели данного этапа. Модель предусматривает осуществление постоянного управленческого воздействия на отношение персонала к изменениям. Реализация изменений и закрепление полученных результатов сопровождаются мероприятиями по профилактике и преодолению сопротивления, адекватными причинам, характеру и имеющимся на предприятии средствам.
Использование разработанной модели введения изменений позволяет создать на промышленном предприятии постоянный управленческий потенциал стратегического характера для адаптации к изменениям.
Модель управления изменениями может быть использована в процессе осуществления прогрессивных преобразований на промышленных предприятиях. Она позволяет управлять отношением персонала к изменениям на протяжении всех этапов процесса преобразований. Достоинством данной модели является адаптивный подход к изменениям, предполагающий введение изменений с разной скоростью, комбинацию мероприятий по снижению сопротивления в зависимости от требований внешней среды.
Согласно технологиям профилактики и технологии преодоления сопротивления изменениям необходимо разработать комплекс мероприятий по профилактике и преодолению сопротивления персонала.
В процессе апробации системы управления изменениями были выявлены как общие, так и специфические характеристики мероприятий по профилактике и преодолению сопротивления изменениям.
Общими характеристиками мероприятий по профилактике и преодолению сопротивления персонала являются:
— необходимое для реализации мероприятия ресурсное обеспечение: финансовые, временное, информационные ресурсы;
— организация мероприятия: своими силами или обращение к внешним поставщикам данных услуг (консультационные фирмы, научные организации, отдельные специалисты);
— ожидаемый в результате внедрения мероприятия эффект (в виде набора показателей).
Профилактические мероприятия имеют следующие специфические характеристики:
— являются обязательным элементом управления изменениями вне зависимости от силы и характера возможного сопротивления персонала;
— предшествуют введению изменений, реализуются на стадии подготовки изменений;
— опираются на информирование, подготовку и образование сотрудников, а также на вовлечение персонала в процесс осуществления изменений.
Мероприятия по преодолению сопротивления изменениям:
— характеризуются обязательным характером управления изменениями в том случае, если мероприятия по профилактике сопротивления оказались недостаточными, а сопротивление персонала в ходе реализации изменений значительно;
— сопутствуют введению изменений, реализуются параллельно с действиями по внедрению изменений;
— опираются на весь спектр подходов к управлению сопротивлением;
— разрабатываются с учетом уровня, характера, причин сопротивления, а также исходя из необходимости достижения определенных результатов.
Выявленные характеристики были положены в основу формирования базы данных, содержащей мероприятия по профилактике сопротивления изменениям (табл. 8.1). Все многообразие возможных профилактических мер по предупреждению сопротивления персонала предлагается сгруппировать в четыре блока: информирование о ходе реформ; подготовка и развитие персонала; привлечение персонала к участию в изменениях и поддержка руководства. Для реализации профилактических мероприятий потребуется привлечение различных средств и ресурсов предприятия.
Таблица 8.1 - Мероприятия по профилактике сопротивления изменениям
Возможные причины сопротивления | Мероприятия | Средства | Ожидаемые результаты |
Сопротивление основано на отсутствии информации об изменениях, на возникновении ситуации неопределенности | Информирование персонала о преобразованиях | Собрания коллектива Выпуск корпоративной газеты Информационные листки | Спад напряженности, позитивное отношение к преобразованиям Улучшение психологического климата в коллективе |
Сотрудники предприятия не имеют опыта адаптации к изменениям | Подготовка и развитие персонала Поддержка руководства | Тренинги Бизнес-игры Индивидуальные беседы | Спад напряженности Преодоление устойчивых стереотипов мышления |
Сотрудники убеждены, что изменения ничего не принесут, не улучшат их положения на предприятии | Вовлечение в реформы Информирование персонала о преобразованиях | Тренинги Бизнес-игры Собрания коллектива Информационные листки | Позитивное отношение к преобразованиям Повышение сплоченности коллектива |
Сотрудники воспринимают изменения как привнесенную извне инициативу, как реализацию чужих целей и интересов | Вовлечение в реформы Поддержка руководства Информирование персонала о преобразованиях | Тренинги Бизнес-игры Индивидуальные беседы Собрания коллектива | Спад напряженности, позитивное отношение к преобразованиям Уменьшение текучести кадров |
Сотрудники оказывают сопротивление из страха перед возможными личными проблемами | Поддержка руководства Подготовка и развитие персонала | Индивидуальные беседы Образовательные программы | Получение конкретных знаний Повышение производительности труда |
Консерватизм сознания сотрудников, привычка противодействовать всему неизвестному | Подготовка и развитие персонала | Тренинги Бизнес-игры Образовательные программы | Снижение уровня сопротивления Получение руководством информации, позволяющей выяснить «узкие места» изменений |
Боязнь потерь и временных убытков, связанных с изменениями | Поддержка руководства | Индивидуальные беседы | Уменьшение текучести кадров Спад напряженности, позитивное отношение к преобразованиям |
Нехватка профессиональных знаний и навыков для участия в изменениях | Подготовка и развитие персонала Вовлечение в реформы | Тренинги Бизнес-игры Образовательные программы | Получение конкретных знаний Повышение производительности труда |
Результатом осуществления мероприятий по профилактике сопротивления изменениям является достижение различного рода позитивных эффектов: улучшение настроя и психологического климата на предприятии, спад напряженности и сопротивления инновациям, получение полезной для принятия решений по реализации изменений информации, повышение производительности труда и другие эффекты. Выбор мероприятий осуществляется исходя из установленных возможных причин сопротивления с учетом имеющихся в распоряжении инициаторов изменений средств и ресурсов, а также желаемых результатов.
Первоначальный вариант базы данных по профилактическим мероприятиям был составлен с учетом рекомендаций, содержащихся в трудах ученых и специалистов по управлению изменениями.
В ходе апробации технологий профилактики и преодоления сопротивления изменениям одни мероприятия отбраковывались в силу их неприятия руководителями предприятий, другие мероприятия дорабатывались под условия предприятий. Кроме того, база данных могла и должна была пополняться новыми мероприятиями, предложенными новыми достижениями науки и практики управления изменениями.
Содержание мероприятий по профилактике сопротивления персонала по мере накопления опыта управления изменениями на конкретном предприятии также совершенствуется.
Далее предлагается типовой вариант содержания профилактических мер с указанием возможных средств их реализации.
Информирование персонала о преобразованиях. Важное место в профилактике и преодолении сопротивления изменениям занимают мероприятия по информационной поддержке усилий реформаторов.
Каналы передачи информации должны быть подготовлены и открыты уже на этапе подготовки изменений. Отыскание и формирование таких каналов, определение правильного тона и вовлечение всех руководителей в процесс общения требует времени. К началу этапа реализации процесс общения должен быть отлажен. Несмотря на то что существует масса полезных и достаточно эффективных инструментов передачи информации (печатные и видеоматериалы, электронная почта, сайты в Интернете и т.п.), в российских компаниях предпочтение отдается неформальным связям, упрощающим и ускоряющим распространение информации, которое, как правило, осуществляется неформальным лидером.
Вовлеченность руководства предприятия в преобразования не может ограничиваться только принципиальным согласием на проведение тех или иных изменений и формированием нормативной основы в форме определения директивных документов, приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Руководство предприятия и главные менеджеры должны принимать непосредственное участие в процессе информирования персонала предприятия.
В роли средств реализации мер по информированию персонала могут выступать: собрания коллектива, посвященные тем или иным проблемам введения изменений; издание корпоративной газеты, информирующей сотрудников о ходе реформ; рассылка руководителями через голосовую почту своих комментариев к принятым решениям, адресованных непосредственно подчиненным; выпуск информационных листков. Рассылка комментариев руководителей через голосовую почту является эффективной формой передачи информации о преобразованиях. Такая форма общения демонстрирует принадлежность сотрудников к кругу тех, кто «владеет информацией». Сообщения быстро распространяются по организации, в конечном счете с ними знакомится практически весь персонал. Кроме того, неофициальный характер сообщений придаст комментариям статус надежного источника информации в компании.
Можно обязать руководителей подразделений регулярно проводить собрания с небольшими группами сотрудников (30— 40 человек), на которых можно задавать вопросы и вести диалог. Регулярно встречаясь с многотысячным коллективом, руководители узнают, что думают работники. Такая практика позволяет команде руководителей и работникам предприятия получать информацию об изменениях и обеспечивает обратную связь, возвращая руководству мнение работников о проблемах преобразований. Эффективным средством информирования сотрудников о ходе и результатах преобразований является издание корпоративной газеты. Такое издание при грамотном подходе может стать элементом инновационной корпоративной культуры, обеспечивая циркуляцию знаний об истории, лидерах, ценностях предприятия.
Подготовка и развитие персонала могут осуществляться с помощью следующих средств: участие сотрудников в тренингах и бизнес-играх, образовательных программах и т.п. Роль корпоративных тренингов в процессе разработки и стимулирования прогрессивных изменений системы управления на промышленных предприятиях рассмотрена в работе [75]. Образовательные программы предусматривают обучение сотрудника с отрывом от производства или на рабочем месте. Обучение на рабочем месте является более экономным вариантом, требует меньших затрат времени. Среди методов обучения на рабочем месте можно отметить целесообразность применения ротации персонала, делегирование части функций и ответственности и т.д. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от рабочего места. Важнейшими методами обучения с отрывом от производства являются прохождение курсов переподготовки в вузах и бизнес-школах, участие в конференциях и семинарах и т.д.
Поддержка руководства. Помощь в преодолении страхов и беспокойства, связанных с преобразованиями, может оказать сотрудникам поддержка руководства. Руководитель может провести беседу с сотрудником, убедить его в необходимости и целесообразности перемен для предприятия, дать гарантии и побудить к участию в изменениях. Средствами реализации поддержки руководства могут выступать индивидуальные беседы, переговоры с группами и сотрудниками, оказывающими сопротивление.
В ходе индивидуальных бесед руководитель может убедить сотрудников в необходимости изменений, помочь им в преодолении собственной неуверенности, страха и ощущения потерь, дать им недостающую информацию. Переговоры с группами сотрудников позволяют достичь взаимоприемлемого компромисса. Если влияние группы сопротивления на деятельность предприятия значительно, то может потребоваться внесение коррективов в планы преобразования в соответствии с интересами и требованиями этих групп [2].
Вовлечение в реформы. Если инициаторы изменения привлекают его потенциальных противников к планированию и осуществлению этого изменения, то они зачастую могут избежать сопротивления. Стремясь добиться участия в осуществлении изменения, инициаторы его выслушивают мнение людей, вовлеченных в это изменение, и впоследствии используют их советы. Однако если изменение должно быть осуществлено немедленно, то оно может растянуться на слишком длинный период в случае привлечения других людей. Средствами вовлечения сотрудников в реформы могут выступать различного рода тренинги и бизнес-игры, где идеи участников заслушиваются и используются в дальнейшей работе по продвижению изменений.
Мероприятий по профилактике сопротивления может оказаться недостаточно, в этом случае оценка отношения персонала к изменениям покажет, что уровень сопротивления на предприятии еще высок. Тогда согласно технологии преодоления сопротивления изменениям комиссия по профилактике и преодолению сопротивления должна осуществить выбор мероприятий по преодолению сопротивления изменениям.
В целях обеспечения выбора мероприятий по преодолению сопротивления изменениям формируется банк мероприятий, который может пополняться по мере накопления опыта управления изменениями на предприятии. Банк мероприятий содержит данные о причинах сопротивления, имеющихся средствах реализации выбранных мероприятий и ожидаемых результатах (приложение 4).
Методика выбора мероприятий по преодолению сопротивления изменениям была сформирована с учетом рекомендаций, имеющихся по данному вопросу в литературе по управлению изменениями [2], [15], [22] и др.
Содержание отдельных процедур, к примеру процедуры выбора мероприятий из базы данных и формирование комплекса мероприятий для конкретного предприятия, было разработано автором рассматриваемой методики под задачи создания системы управления изменениями.
В результате использования предлагаемой методики на предприятиях она была доработана и представлена в виде последовательности действий.
1. Принятие решения о проведении мероприятий по преодолению сопротивления исходя из уровня эмоционального восприятия изменений (табл. 8.2).
Таблица 8.2 - Рекомендации по выбору мероприятий по преодолению сопротивления
Уровень эмоционального восприятия изменений, баллы | Характер сопротивления/ поддержки изменений | Рекомендации по выбору мер преодоления сопротивления |
От 11 до 20 | Активная поддержка. Высокий уровень поддержки изменений | Меры по преодолению сопротивления не вводятся. Подразделение может выступить в качестве базы пилотного проекта по введению изменений |
От 6 до 10 | Пассивная поддержка. Средний уровень поддержки изменений | Меры по преодолению сопротивления не вводятся |
От —4 до 5 | Пассивная реакция. Равновесное распределение сил поддержки и сопротивления изменениям | Необходимы меры по преодолению сопротивления, которые должны опираться на поддержку руководства, обучение и развитие сотрудников, вовлечение персонала в реформы |
От-14 до -5 | Пассивное сопротивление. Средний уровень сопротивления изменениям | Необходимы меры по преодолению сопротивления, которые должны опираться на поддержку руководства, обучение и развитие сотрудников, вовлечение персонала в реформы, информирование о ходе реформ |
От -20 до -14 | Активное сопротивление. Высокий уровень сопротивления изменениям | Необходимы меры по преодолению сопротивления, которые должны опираться на поддержку руководства, обучение и развитие сотрудников, вовлечение персонала в реформы, информирование о ходе реформ, принуждение |
2. Изучение причин сопротивления персонала по форме представления результатов оценки отношения к изменениям.
3. Выявление основных причин сопротивления изменениям на предприятии исходя из данных опроса сотрудников, а также с учетом показателей: оценки степени информированности сотрудников (ОСИС); оценки мнения сотрудников о степени демократичности/авторитарности руководства изменениями (ОСДА); оценки мотивации участия в изменениях (ОМУ); оценки понимания сотрудниками сути изменений (ОПиД).
4. Принятие решений о выборе и включении мероприятий из базы данных в разрабатываемый комплекс мероприятий исходя из причин сопротивления и ожидаемых результатов. Принятие решений по включению мероприятий в систему преодоления сопротивления исходя из имеющихся в распоряжении ресурсов представлено в табл. 8.3.
Таблица 8.3 - Ресурсное обеспечение мероприятий по профилактике и преодолению сопротивления изменениям
Мероприятия | Средства реализации мероприятий | Ресурсное обеспечение мероприятий | |
Информирование персонала о преобразованиях | Собрания коллектива, посвященные преобразованиям | Создание комиссии по поддержке изменений. Выделение финансовых средств на проведение собрания. Разработка технологии подготовки и проведения собрания | |
Корпоративная газета, посвященная изменениям | Создание рабочей группы, ответственной за выпуск газеты. Выделение финансовых средств на организацию выпуска газеты | ||
Вовлечение персонала в реформы | Корпоративный тренинг, ориентированный на разъяснение проблем предприятия, причин и выгод проводимых преобразований | Приглашение специалистов из консалтинговой фирмы. Реализация тренинга силами специалистов предприятия. Настоятельные рекомендации посетить тренинг | |
Подготовка и развитие персонала | Образовательные программы | Организация обучения на рабочем месте. Оплата образовательных программ с отрывом от работы | |
Бизнес-игры | Приглашение профессионального бизнес-тренера. Выделение финансовых средств. Разработка технологии подготовки и проведения бизнес-игры | ||
Поддержка руководства | Индивидуальная беседа с сотрудником, оказывающим сопротивление | Планирование времени, необходимого на подготовку и проведение индивидуальной беседы с сотрудником | |
Переговоры с группой сотрудников, оказывающих сопротивление | Выделение денежных средств и времени для организации переговоров. Использование властных полномочий в процессе принятия решений | ||
Премирование за участие в программе преобразований | Приказ о премировании. Выделение финансовых средств на премирование участников изменений | ||
Увольнение сотрудников, противодействующих инновациям | Издание приказа об увольнении | Выплата выходного пособия. Поиск и адаптация нового сотрудника | |
Соответствие между средним уровнем эмоционального восприятия изменений, характером поддержки/сопротивления изменениям и рекомендуемым подходом к выбору мер по преодолению сопротивления установлено на основе апробации системы управления изменениями на практике и может быть изменено в зависимости от условий предприятия. Рекомендации принимаются во внимание при выработке мероприятий по преодолению сопротивления.
Мероприятия по преодолению сопротивления опираются на те же подходы к управлению сопротивлением, что и профилактические мероприятия. Кроме того, в качестве вынужденной меры преодоления сопротивления персонала может быть использовано принуждение. Типовое содержание принудительных мер приведено в качестве базы для дальнейших модификаций под конкретные условия.
Принуждение. Сопротивление может быть преодолено путем принуждения. В основном руководители заставляют сотрудников смиряться с изменением путем скрытой или явной угрозы (потери работы, возможности продвижения и т.д.), путем реального увольнения или перевода на более низкооплачиваемую работу, введением штрафных санкций. Использование принуждения — это рискованный процесс, потому что люди всегда сильно сопротивляются навязанному изменению. Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить эти изменения, принуждение может быть единственным вариантом для менеджера.
Успешная реализация изменений в организации опирается на комплекс из перечисленных в приложении 4 мероприятий в самых различных сочетаниях. При этом выбор мероприятий основывается на оценке отношения персонала к сопротивлениям и осуществляется с учетом вызвавших сопротивление причин и необходимых ресурсов.
Мероприятия по профилактике и преодолению сопротивления изменениям требуют соответствующего ресурсного обеспечения (см. табл. 8.3). При выборе мер по управлению изменениями целесообразно принимать во внимание опыт осуществления мер по подготовке и развитию персонала, поддержке руководства, информированию о преобразованиях на предприятиях.
Недостатком данных мер является то, что они предполагают наличие у инициаторов изменений достаточно продолжительного времени и значительных финансовых средств. При этом эффективность таких мер, как правило, оказывается высокой. Принудительные меры дают быстрый результат, однако их долгосрочные последствия могут быть негативными: сопротивление навязанному изменению вновь возрастает, страх и неопределенность ситуации становятся постоянными спутниками преобразований на предприятии [70].
После того как комплекс мероприятий по преодолению сопротивления персонала разработан, целесообразно определить роль руководителей изменений в процессе управления сопротивлением. Предлагается следующая методика определения роли лидера изменений в преодолении сопротивления:
— ознакомление с данными оценки готовности, желательности и способности предприятия к изменениям по форме представления данных оценки отношения персонала к изменениям;
— выбор варианта, соответствующего данным оценки (табл. 8.4);
— формулирование выводов о роли руководителя в процессе управления отношением персонала к изменениям.
Для составления типологии ситуаций табл. 8.4 использована модель КЛУА (готовность — желание — способность) и типология конфликтов [10], адаптированные в соответствии с целями организации.
Таблица 8.4 - Типология ситуаций готовности, способности и желательности изменений на предприятии
Критерии выбора | ОГИ > 0 ОСИ > 0 | ОГИ > 0 ОСИ < 0 | ОГИ < 0 ОСИ > 0 | ОГИ < 0 ОСИ < 0 |
ОЖИ > 0 | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
ОЖИ < 0 | Вариант 5 | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 |
Вариант 1. Сотрудники организации хотят осуществить преобразования. Они уверены в способности руководства предприятия довести изменения до намеченных целей и в готовности предприятия к преобразованиям. В этих условиях сотрудники ждут от руководителя профессионализма, умения формулировать стратегические цели и достигать их.
Руководитель должен усилить личное участие в мероприятиях по профилактике и преодолению сопротивления. Акцент должен быть сделан на мерах по поддержке изменений и собраниях с активной ролью руководителя.
Вариант 2. Сотрудники хотят осуществить преобразования и считают, что предприятие в целом готово к изменениям. Они скептически относятся к способности руководства предприятия довести изменения до намеченных целей.
Руководитель должен приложить усилия к информированию коллектива о целях, промежуточных результатах, успехах, проблемах и способах их преодоления. Акцент делается на информировании и привлечении сотрудников к осуществлению преобразований.
Вариант 3. Сотрудники организации хотят осуществить преобразования и уверены в способности руководства предприятия довести изменения до намеченных целей, Вместе с тем они считают, что предприятие не вполне готово к масштабным изменениям.
Роль руководителя в данной ситуации заключается в организации развития и обучения персонала, поддержке сотрудников и подготовке их к осуществлению изменений.
Вариант 4. Сотрудники хотят осуществить преобразования, но считают, что предприятие не готово к изменениям. Кроме того, они скептически относятся к способности руководства предприятия довести изменения до намеченных целей.
В данных условиях руководитель должен сделать акцент на личном участии в информировании, поддержке и привлечении персонала к участию в изменениях. Кроме того, необходимы дополнительные усилия по развитию и обучению сотрудников.
Вариант 5. Сотрудники организации уверены в способности руководства предприятия довести изменения до намеченных целей и считают, что предприятие готово к преобразованиям. Однако, несмотря на наличие подготовки к изменениям, сотрудники не проявляют желания работать в новых условиях.
Задача руководителя в данной ситуации повысить уровень мотивации сотрудников. Руководитель может попытаться убедить сотрудников в необходимости и целесообразности изменений, провести переговоры с активными группами сопротивления, предложить компромиссные условия. Если эти меры окажутся неэффективными, то руководитель вынужден будет прибегнуть к принуждению.
Вариант 6. Сотрудники организации считают, что предприятие в целом готово к преобразованиям, но не уверены в способности руководства предприятия довести изменения до намеченных целей. Даже при наличии подготовки к изменениям сотрудники не проявляют желания работать в новых условиях.
Задача руководителя в данной ситуации повысить уровень мотивации сотрудников и приложить усилия к информированию коллектива о целях, промежуточных результатах, успехах, проблемах и способах их преодоления. Руководитель может попытаться убедить сотрудников в правильности стратегии изменений или прибегнуть к принуждению.
Вариант 7. Сотрудники организации не проявляют желания работать в новых условиях. Они считают, что изменения не подготовлены, хотя и верят в способность руководства предприятия осуществить изменения.
Задача руководителя в данной ситуации повысить уровень мотивации сотрудников и сосредоточиться на развитии персонала.
Вариант 8. Сотрудники организации не проявляют желания работать в новых условиях. Они считают, что изменения не подготовлены, и не верят в способность руководства предприятия осуществить изменения.
Сопротивление изменениям в такой организации особенно значительно. Роль руководителя в этой непростой ситуации сводится к одновременному использованию мер, описанных для вариантов 6 и 7, что потребует от него дополнительных усилий и времени.