КАК НАПИСАТЬ И ЗАЩИТИТЬ ДИПЛОМ
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей
Москва ФОРУМ - ИНФРА-М
УДК 651(075) ББК 65.052я723 338
Рецензенты:
ректор института современной экономики, профессор, доктор
экономических наук А. Т. Кабанов;
ведущий научный сотрудник ИМЕТ РАН РФ, доктор
технических наук, профессор А. Е. Шелест
Захарова В. В., Соколов В. С.
338 Как написать и защитить диплом: учеб. пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 64 с: ил.
ISBN 978-5-91134-112-1 (ФОРУМ) ISBN 978-5-16-002986-3 (ИНФРА-М)
В предлагаемой читателю работе сформулированы основные принципы построения дипломной работы. Изложены все этапы подготовки дипломных работ — от выбора темы до защиты. Приведены правила оформления текста, иллюстраций, таблиц, ссылок на источники и литературу, расположение и примеры оформления приложений. Материал сформирован на основе выборок из различных государственных стандартов, а также учтен опыт подготовки специалистов в МАТИ.
Пособие предназначено для студентов, выполняющих аттестационные и дипломные работы по экономическим специальностям, а также руководителей и консультантов этих работ.
УДК 651(075) ББК 65.052я723
© В. В, Захарова, 2007
ISBN 978-5-91134-112-1 (ФОРУМ) © В. С. Соколов, 2007
ISBN 978-5-16-002986-3 (ИНФРА-М) © Издательство «ФОРУМ», 2007
Введение...................................................................................... 5
1. Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура диплома 6
2. КАК НАПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ.............................................. 10
2.1. Роль введения и его структура........................................ 10
2.2. Обоснование темы, ее актуальность............................ 10
2.3. Цель работы..................................................................... 11
2.4. Формулировка задач........................................................ 12
2.5. Источники и литература.................................................. 13
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ................. 16
3.1. Теоретическая глава...................................................... 16
3.2. Общеэкономическая характеристика предприятия.. 18
3.3. Исследовательская часть.............................................. 20
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................. 22
НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИХ ВИДЫ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ........................................................... 23
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ...................................... 27
6.1. Общие требования..................................................... 27
6.2. Нумерация страниц.................................................... 28
6.3. Иллюстрации.............................................................. 29
6.4. Таблицы......................................................................... 30
1 '-2006
4 Оглавление
6.5. Формулы и уравнения................................................... 31
6.6. Ссылки........................................................................... 31
6.7. Перечисления и примечания......................................... 32
6.8. Содержание.................................................................... 33
6.9. Перечень условных обозначений................................. 33
6.10. Оформление списка основных источников
и литературы................................................................ 33
6.11. Приложения................................................................. 37
6.12. Аннотация................................................................. 38
ЗАЩИТА ДИПЛОМА......................................................... 39
Библиография.............................................................................. 45
Приложения................................................................................. 47
Введение
Дипломная работа по экономическим специальностям — это научная работа, выполняемая студентом на заключительном этапе обучения с использованием знаний, полученных по ряду дисциплин. Цель дипломной работы — систематизировать, расширить знания и практические навыки в решении сложных комплексных экономических задач с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность к практической работе в соответствии с получаемой специальностью. Защита дипломной работы выносится на итоговую государственную аттестацию. Выполнение дипломной работы может стать началом для научной деятельности — написания кандидатской диссертации.
Предлагаемые нами рекомендации предназначены, прежде всего, для тех, кто ставит перед собой задачу повысить уровень знаний по выбранному направлению при минимальных трудозатратах на научный поиск. Они помогут правильно выбрать тему предстоящей работы, подобрать и изучить литературу, написать, оформить, а также успешно защитить свою работу.
В приложениях приведены образцы организационных документов, оформляемых при подготовке дипломных работ к защите.
Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура диплома
Выбор темы для написания работы — достаточно сложное и ответственное дело. Значительно проще обстоит дело у тех студентов, которые уже работают по избранной специальности и хорошо представляют себе как содержание предложенных для анализа проблем, так и их практическую значимость и актуальность.
В остальных случаях мы рекомендуем особенно серьезно отнестись к прохождению преддипломной практики. Прежде всего, вы должны отобрать несколько направлений (или даже уже сформулированных тем), которые вызывают у вас наибольший интерес. Затем выясните насколько актуальны они для данного предприятия, а также, какого рода материалы необходимы вам для тех задач, которые вы поставили в своей работе. Обсудите эти вопросы с руководителем преддипломной практики и дипломной работы. Старайтесь уже на этом этапе прояснить, с какими возможными трудностями вы, скорее всего, столкнетесь (мало источников или к ним нет доступа, нет возможности проверить результаты исследований, ваши расчеты устареют на момент внедрения и т. д.). Обсудив и взвесив все «за» и «против», остановитесь на наиболее приемлемой и заинтересовавшей вас теме.
Несмотря на большое разнообразие при выборе темы и источников для написания дипломной работы, существует ряд общих требований, которые обязательно нужно учесть. Прежде всего, они касаются структуры дипломной работы.
За исключением редких случаев, связанных с очень специфичной темой и кругом используемых для анализа материалов, все дипломные проекты должны состоять из введения, теоретической части, общеэкономической характеристики предприятия, расчетно-практической части, где вы, собственно, предлагаете
1. Выбор темы. Общие принципы... 7
свое решение поставленных задач, экологической главы, заключения. К основному тексту даются приложения, чаще всего в конце работы, но некоторые из них логичнее разместить непосредственно по ходу изложения, т. е. в самом тексте.
Это общий принцип, по которому строится диплом. Структура может видоизменяться следующим образом. Допустим, вы проводите сравнительный анализ двух (или более) вариантов выбора технологии производства и даете экономическое обоснование предложенному варианту. В этом случае в теоретической главе можно рассмотреть только основные категории и понятия, используемые при дальнейшем изложении. Например, что такое сравнительный анализ, как он проводится, какими достоинствами и недостатками обладает, почему вы выбрали его из перечня приемов и методов экономической характеристики. Самое главное — расскажите, какие варианты сравнительного анализа предлагаются в экономической литературе и на практике, и обоснуйте, почему вы выбрали те или иные аспекты, проблемы, вопросы для его проведения.
Структура работы определяется исследовательской задачей. Чтобы пояснить эту мысль, остановимся на некоторых примерах.
Пример 1. Необходимо выявить экономическую эффективность того или иного проекта. Следовательно, в первую очередь в исследовательской части диплома сопоставляются данные по рентабельности, ресурсоемкое™, оборачиваемости, что и обосновывается в теоретической главе.
Пример 2. Необходимо определиться с долговременной перспективой — значит, не обойтись без макроэкономических исследований, прогнозов развития рынка спроса и предложения, перспектив развития инфраструктуры. Скажем, для одной технологии производства важнее состояние финансовой среды работы предприятия, для другой — легкий доступ к редким источникам сырья и т. д.
Пример 3. Необходимо решить, стоит ли начинать рискованный проект. В этом случае следует анализировать границы допустимого риска для предприятий и границы безубыточности для разных проектов.
Таким образом, главное, что вы должны сделать в теоретической главе — это объяснить, что не просто используете теоретические знания, а умеете выбрать нужные, соответствующие вашей цели подходы и обосновать их правильность.
Вернемся к структуре дипломной работы. В случае, если вы остановились на сравнительном анализе технологии производст-
S 1. Выбор темы. Общие принципы...
ва, после теоретической части и общеэкономического обзора предприятия (или предприятий, где планируется начать производство), отдельную главу можно посвятить специальным условиям, необходимым для реализации того или иного проекта. Это могут быть финансовые ресурсы, наработанные деловые связи предприятий, кадровый потенциал, специфика оборудования, опыт работы, производство аналогов, удобство инфраструктуры, возможности быстрой перестройки технологических линий и т. д. В этой главе вы можете сначала определить перечень этих специальных условий, затем выявить их значимость в каждом конкретном предлагаемом варианте, а затем рассмотреть наличие этих условий на предприятиях.
В основной (расчетно-практической) части вы будете сопоставлять экономические характеристики предлагаемых проектов, выявлять общие черты и особенности каждого из них. Скажем, высокий экономический риск — это общая черта, но возможность получения долговременной прибыли в проектах совершенно разная. Допустим, первый проект сулит высокую доходность в течение первого этапа и резкое ее снижение в дальнейшем, а специфика второго способа производства — вероятность стабильных поступлений невысокой доходности в течение значительного промежутка времени.
В данном случае структура вашего диплома будет выглядеть следующим образом:
1. Введение.
2. Теоретическая глава.
3. Общеэкономическая характеристика предприятия.
4. Сравнительный анализ вариантов технологии производства.
5. Характеристика специальных условий предлагаемых проектов.
6. Экологическая глава.
7. Заключение.
Приложения.
Если же тема вашей дипломной работы связана, скажем, с организационной перестройкой предприятия и новыми задачами управления, то структура диплома может выглядеть примерно таким образом:
1. Введение.
2. Общеэкономическая характеристика предприятия.
1. Выбор темы. О бщие принципы... _______________ 9
3. Обоснование необходимости организационной перестройки (здесь нужно рассмотреть прежнюю структуру управления).
4. Суть предлагаемых мероприятий, анализ новых задач управления.
5. Экологическая глава.
6. Заключение.
Приложения.
Как видим, в данном случае теоретическая глава как таковая не выделена, но все необходимые понятия, специальные термины, существующие закономерности, применяемые методические приемы, т. е. все теоретические основы вашей работы, включаются в третью главу, где одновременно рассматривается и прежняя структура управления на предприятии.
Если дипломный проект построен на аналитическом обзоре очень большого круга источников, то их анализ можно выделить в особую главу. Таким образом, в целом структура диплома будет определяться особенностями вашей темы.
КАК НАПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ
2.1. Роль введения и его структура
После оглавления и краткой аннотации в дипломе следует введение. Обратите на него особое внимание! По введению судят о тщательности подхода, продуманности в выборе темы, об уровне написания диплома в целом. Те из членов государственной аттестационной комиссии, которые не могут прочитать внимательно весь ваш диплом, обязательно посмотрят оглавление, введение, заключение и приложения. Многое из введения войдет в ваше выступление на защите. Будьте внимательны в формулировках. Настоятельно рекомендуем писать текст введения в последнюю очередь, когда диплом практически готов, и вы легко сможете объяснить выбор темы, а также цели и задачи вашей работы. Разумеется, самый общий план введения нужно подготовить до написания основной части, но окончательный текст лучше оставить «на потом». И еще: введение и заключение тесно связаны между собой. Поэтому, когда у вас готов текст основной части, выводы по главам вы собрали в заключении, подвели итоги, вам будет проще точно сформулировать цель и задачи работы, а также охарактеризовать особенности использования источников и степень их информативности.
Обязательными составными частями введения являются:
• обоснование темы, ее актуальность;
• постановка цели исследования;
• формулировка задач;
• характеристика источников и использованной литературы.
2.2. Обоснование темы, ее актуальность
В идеале вы должны:
а) объяснить, в чем важность и значимость выбранной темы;
2. Как написать введение 11
б) как она связана с более широкими аспектами развития
экономики;
в) в чем новизна работы, которую вы собираетесь предложить.
Если пункт «б» вызывает у вас затруднения, постарайтесь
просто перечислить те проблемы, в связи с которыми выбран тема работы.
Пример 1. Тема дипломной работы — «Анализ финансового состояния предприятия». Обоснование может выглядеть следующим образом: «В настоящее время, с переходом экономики России к рыночным отношениям, возрастает самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко повышается значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, деловым партнерам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится анализ финансового состояния предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего пользования и оперативного управления финансами».
Пример 2. Тема диплома — «Разработка организационной структуры управления холдингом». Постановка и обоснование темы строится по следующему плану: констатация экономического кризиса в России — роль проблем управления — сложности в деятельности оборонных предприятий — необходимость интеграции (объединения в холдинг) — актуальность построения новых организационных структур.
2.3. Цель работы
Цель работы непосредственно связана с темой (названием) дипломной работы. Как правило, необходимо только конкретнее указать, что именно вы намерены сделать: «проанализировать...», «обосновать.^.», «раскрыть...», «выявить...», «охарактеризовать». Цель работы — это наиболее масштабная конкретно-практическая операция, выполнению которой и будет посвящен диплом. Сформулировав цель, вы заложили основы для написания заключения. Оно должно, соответственно, содержать ответ на поставленный вопрос.
Рассмотрим это на конкретном примере. Если во введении вы пишете, что «целью работы является охарактеризовать специфику перестройки управления предприятием в условиях реорга-
12 2, Как написать введение
низации всей его структуры», то в заключении это должно быть прокомментировано:
• специфика перестройки управления (покажите, в чем она заключается);
• в целом реорганизация управления — сложный этап в жизни любого предприятия, но это позволяет полнее соответствовать быстро меняющимся условиям рыночной экономики, хотя в то же время несет целый ряд проблем. Одной из них является необходимость быстро и безболезненно перестроить управление в связи с новыми задачами;
• эти новые задачи (большие масштабы деятельности, более сложная вертикаль власти, иное распределение прав и обязанностей, новые должностные инструкции, иная возможность делегирования полномочий и т. д.) требуют максимально внимательно отнестись к особенностям конкретного предприятия, (перечисляете выявленные в основной части диплома особенности, связанные со спецификой прежней системы управления) и т. п.
Итак, цель — это наиболее точное отражение содержания вашей работы. Цель конкретизируется и раскрывается через задачи.
Формулировка задач
Задачи являются направлениями (или аспектами) дипломной работы. Одной и той же цели можно достичь через решение различных комбинаций задач. Например, существует несколько вариантов экспресс-анализа экономического положения предприятия.
Вариант 1
Задача 1 — финансовая устойчивость.
Задача 2 — анализ показателей деловой активности предприятия.
Задача 3 — возможности расширения деловой активности предприятия.
Задача 4 — оценка потенциала предприятия.
Вариант 2
Задача 1 — рентабельность предприятия.
Задача 2 — эффективность использования основного капитала.
Задача 3 — анализ кредитоспособности предприятия.
2. Как написать введение 13
Вариант 3
Задача 1 — факторы повышения конкурентоспособности.
Задача 2 — положение предприятия на рынке сырья, материалов и технологий.
Задача 3 — основные финансовые показатели работы предприятия.
Большим достоинством дипломной работы станет характеристика и обоснование тех задач, которые вы выбрали и указали во введении. Делать это необязательно, но если вы сможете объяснить, что ваша цель лучше раскрывается именно таким образом (хотя есть и другие варианты, и вы их представляете), то это будет несомненным плюсом.
Все, о чем мы говорили выше относительно содержания введения, можно обобщить следующим образом. Ваша задача-минимум: придерживаться указанной структуры текста; задача-максимум: включить все вопросы (актуальность темы, цель и задачи работы) в более широкий круг проблем и суметь показать, что вы их знаете и выбрали лучший наиболее подходящий вариант.
Во введении следует назвать также предмет и объект исследования. Объектом является то предприятие (цех, отдел, участок, подразделение, холдинг), работу которого вы анализируете. Предмет изучения непосредственно связан с названием и целью дипломной работы.
Пример 1. Цель — охарактеризовать состояние дебиторской задолженности на предприятии; предмет изучения — отношения предприятия с дебиторами.
Пример 2. Цель — обоснование выбора оптимального варианта технологии производства; предмет изучения — экономические характеристики технологии производства.
2.5. Источники и литература
Следующим этапом при написании введения является характеристика источников. Прежде всего, не путайте их с литературой, которую вы использовали при написании диплома. Источники — это те материалы, на основании которых вы строите анализ и делаете выводы в практической части своей работы. На литературу же вы ссылаетесь при написании теоретической части. Источники могут быть весьма разнообразными, а могут быть
14 2. Как написать введение
одного типа. Постарайтесь их классифицировать, а не просто перечислить.
Это могут быть:
• нормативные правовые акты (должностные инструкции, приказы и распоряжения, законы и постановления);
• финансовая документация (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т. п.);
• техническая документация (инструкции по технике безопасности, по использованию новых приборов и т. д.);
• внутренняя отчетность (итоги работы отдела маркетинга);
• результаты социологических опросов;
• данные статистики.
Можно классифицировать источники в зависимости от их происхождения. Реже используют другие варианты подразделений источников, например, по степени достоверности, по полноте охвата материала. В Дипломной работе лучше остановиться на одной классификации.
После каждого источника (или их группы, если окажется, что источников много, например, несколько десятков) необходимо указать, для чего вам понадобились эти сведения, насколько они актуальны при анализе. Все это вместе взятое называется характеристикой информативности источников.
Затем следует остановиться на их достоверности. Не всем сведениям можно доверять одинаково: например, нередко на предприятии существует двойная бухгалтерия, и так называемый «второй баланс» вам вряд ли предъявят. Довольно часто в пресс-релизе или рекламных материалах, предназначенных для широкой печати, коммерческая деятельность предприятия может выглядеть более успешной, чем она есть на самом деле. Единичные, вырванные из контекста данные часто искажают подлинную картину. Поэтому необходимо указать, какие источники, по Вашему мнению, наиболее достоверны. Строить исследовательскую часть диплома на наименее достоверных, не заслуживающих большого доверия материалах не желательно.
После характеристики источников переходите к обзору использованной литературы. Если вы использовали разные ее виды (учебники и пособия, монографии, научные статьи, научно-практические комментарии и т. д.), то лучше строить обзор по принципу достоверности источников. Не забудьте: все, что «задействовано» в вашей работе, нужно упомянуть, даже если вы всего лишь ознакомились с работами того или иного автора, не
2. Как написать введение 15
делая многостраничных цитат или ссылок. В этой части введения, помимо приведенных авторов и названий их работ, следует указать, в связи с каким аспектом дипломного проекта вы обращались к ним. Выглядит это следующим образом:
«Монография... (автор, название) содержит детальную харак
теристику методики экономического анализа, что имеет непо
средственное отношение к теме настоящей дипломной работы.
Также указанный автор подробно анализирует особенности приме
нения этой методики в условиях современной российской экономи
ки. Более детально обзор статистических данных по этой теме
приводится в его статье... (название, год, место издания)».
При выборе литературы необходимо учитывать, в какой мере данное издание затрагивает тему, раскрывает и анализирует ее содержание. Обращайте внимание и на год издания книги (статьи). При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно остановиться на более позднем.
При изучении незнакомой литературы часто встречаются новые понятия, определения и термины. Каждое из них следует выписывать и затем с помощью философского, юридического, экономического и других отраслевых словарей уточнить значение термина.
В тексте дипломной работы не должно быть понятий, содержание которых не раскрывается в ходе изложения тех или иных проблем.
Учтите, что если вы приводите конкретные статистические данные, то это для вас — источник, а если чьи-то комментарии к ним, то это уже использованная литература.
Иногда во введение включают также изложение методики исследования. Однако все же уместнее сделать это в теоретической части работы, где вы в любом случае будете рассматривать основные понятия, категории, экономические, правовые и социальные механизмы и законы, которые использованы в исследовательской части. Во введении же можно ограничиться упоминанием тех методов работы, которые вы применяли (сравнительный анализ, многофакторный анализ, математическое моделирование и т. д.).