НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИХ ВИДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ




Большинство графических материалов помещается в прило­жении к дипломной работе. Некоторые из них, лучше всего ил­люстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым вы пришли, представляются государственной аттестационной комиссии на защите в виде отдельных распечаток с одновремен­ным показом их на экране. Перечень их должен быть тщательно продуман и согласовываться с текстом вашего выступления на защите. Количество этих иллюстративных материалов должно составлять от 8 до 15.

Что же касается всех приложений, которые помещаются в дипломе, то их целесообразнее разместить непосредственно по ходу изложения, чаще всего в исследовательской части работы.

Одни и те же материалы могут быть представлены в различ­ных вариантах, поэтому не зацикливайтесь только на одном виде таблицы, графика или диаграммы. В зависимости оттого, что именно вы хотите показать наглядно, применяйте разнообразные типы организации материалов.

Для того чтобы вам было легче сориентироваться, остано­вимся на кратком перечне наиболее распространенных видов графических материалов.

1. Различные виды таблиц (аналитические, структурные, комбинированные).

2. Графические схемы, чертежи.

3. Диаграммы и гистограммы (рис. 1).

Наглядно позволяют представить изменение данных на про­тяжении отрезка времени и очень удобны для наглядного срав­нения разных величин. Временные характеристики в гистограм­мах располагают по горизонтали, а значения — по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.


24 5. Наглядные материалы, их виды и использование

4. Диаграммы с областями (рис. 2).

Они также подчеркивают изменения во времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.


5. Наглядные материалы, их виды и использование 25

6. Линейчатая диаграмма (рис. 4).

Позволяет сравнивать отдельные значения. На них обраща­ется больше внимания, чем на временные изменения.


 



5. График (рис. 3).

Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений


7. Линейчатая диаграмма с накоплениями (рис. 5).

Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.

8. Круговая диаграмма (рис. 6).

Она показывает отношение размеров элементов, образую­щих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы це­лесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важ­ный элемент.

Для облегчения работы с маленькими секторами в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем выде­лить этот элемент в отдельную диаграмму рядом с основной.

4-2006


26 5. Наглядные материалы, их виды и использование


9. Кольцевая диаграмма (рис. 7).

Как и круговая, кольцевая диаграмма показывает соотноше­ние частей и целого, но она может включать несколько рядов данных (каждое кольцо в диаграмме соответствует одному ряду данных).

10. Точечная диаграмма (рис. 8).

Наглядно показывает разброс данных и позволяет оценить стабильность исследуемых значений и результатов.

Таким образом, в дипломной работе целесообразно исполь­зовать разные виды наглядно-графических материалов в зависи­мости от их достоинств и недостатков и взаимосвязи с задачами вашей работы.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

6.1. Общие требования

Пояснительная записка должна быть тщательно вычитана. Её общий объем определяет ведущая кафедра в зависимости от требований, предусмотренных учебным планом к дипломной ра­боте. Приложения в общий объем не входят. Пояснительная за­писка должна быть переплетена в твердую обложку.

Пояснительная записка должна быть аккуратно отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297). При печати устанавливается полуторный межстрочный интер­вал. Большее расстояние не рекомендуется.

Текст записки следует размещать, соблюдая следующие раз­меры полей: левое поле — 20 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 20 мм.

Шрифт должен быть четким, черного цвета средней жирно­сти. Плотность текста должна быть везде одинаковой. При оформлении пояснительной записки на компьютере рекоменду­ется выбирать тип шрифта Times New Roman. Оптимальная вы­сота шрифта 2,5 мм (12—14 п.).

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления пояснительной записки, допускается за­крашивать белой краской с нанесением на том же месте исправ­ленного текста черной тушью или пастой рукописным способом буквами и цифрами, приближенными к основному тексту пояс­нительной записки. Число исправлений на одном листе (страни­цы) не должно превышать 10 % от общего объема информации на листе.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, назва­ния изделий и другие собственные имена в тексте приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организации в переводе на язык ра-

4*-2006


 
 


28 6. Требования к оформлению

боты (русский язык) с добавлением при первом упоминании оригинального названия.

В пояснительной записке можно использовать сокращения русских слов и словосочетаний в соответствии с действующим государственным стандартом.

Текст основной части пояснительной записки делят на раз­делы, подразделы, пункты.

Заголовки разделов размещают симметрично тексту пропис­ными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строч­ными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заго­ловках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками структурных частей работы и ос­новным текстом должно составлять 3—4 интервала.

Слова «аннотация», «содержание», «перечень условных обо­значений символов, единиц и терминов», «введение», «заключе­ние», «библиография» печатают на отдельной строке прописны­ми буквами как заголовки соответствующих структурных частей пояснительной записки.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть в пол­тора раза больше межстрочного интервала (подчеркивать заго­ловки не допускается).

Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15—17 мм.

6.2. Нумерация страниц

Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля листа без отто­чий и дефисов. Титульный лист и задание (см. приложение 2, 3) — включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на них не проставляют.

Разделы, подразделы, пункты, подпункты должны иметь по­рядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами, например, 1, 2, 3 и т. д. Номер пункта, подпункта включает номер раздела, подраздела, разделённые точкой, например 1.1.1, 1.1.2.1, 1.3.2.4 и т. д. Если раздел или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать пункт (под­пункт) не следует.


6. Требования к оформлению 29

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фото­графии) следует располагать непосредственно после текста, в ко­тором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Чертежи, графики, схемы, диаграммы, помещенные в рабо­те, должны соответствовать требованиям государственных стан­дартов ЕСКД.

Иллюстрации, таблицы, чертежи, схемы, графики, которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нуме­рацию станиц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу. Листы фор­мата более А4 помещают в конце пояснительной записки после заключения в порядке их упоминания в тексте.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией поме­щают поясняющую информацию (схема расположения инфор­мации при оформлении иллюстрации дана на рис. 9, а пример — в приложении 4).

Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы или в пределах одного раздела, например «Рису­нок 3.1» обозначает первый рисунок третьего раздела. Если в ра­боте только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «рисунок» под ней не пишут.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно перено-


30 6. Требования к оформлению

сить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации по­мещают на первой странице, поясняющие данные — к каждой странице и под ними указывают: «Рисунок..., лист...».

6.4. Таблицы

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы, условное изображение которой представлено на рис. 10.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела, за исключением таблиц, при­веденных в приложении. Номер следует располагать в правом верхнем углу таблицы над заголовком таблицы после слова «Таб­лица» с указанием номера таблицы (образец оформления табли­цы приведен в приложении 5).

Если в работе только одна таблица, то нумеровать ее не сле­дует и слово «Таблица» не пишут.

При переносе части таблицы на другой лист (страницу) сло­во «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               
      Таблица (номер)    
       
    Г 1  
  (название таблицы) (ссылка)
         
Головка А ^           Строки Подзаголовки Заголовки фаф фаф
           
               
             
             
Боковик (графа для заголовка) V     /
    Графы колонки    
                     


6. Требования к оформлению 31

частью таблицы; над другими частями пишут слово «Продолже­ние». Если приведено несколько таблиц, то после слова «Про­должение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.4»,

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной стра­ницы. В этом случае в каждой таблице повторяют заголовки ее строк (боковик).

6.5. Формулы и уравнения

Формулы и уравнения следует нумеровать порядковой нуме­рацией в пределах всей работы или раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, где размещена формула. Например, запись (3.1) обозначает первую формулу третьего раздела.

Если в работе приведена только одна формула или уравне­ние, их не нумеруют.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же по­следовательности, в какой они даны в формуле. Значение каж­дого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия (образец оформления формул и уравнений приведены в приложении 6).

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдель­ную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (—), ум­ножения (х), деления (:) или других математических знаков.

6.6. Ссылки

Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рисунок 1.2». При повторной ссылке на ту же иллюстрацию добавляют сокращение слова «смотри», т. е. запись будет выглядеть так «см. рисунок 1.2».


32 6. Требования к оформлению

Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна форму­ла или уравнение, одно приложение, то при ссылках следует пи­сать: «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в приложении».

На все иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения, при­ложения должны быть ссылки в тексте, например: «в табл. 3.2», «по уравнению 2.4», «на рисунке 3.5», «в приложении 4». В по­вторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно, следующим образом «см. табл. 1.3».

Ссылки в тексте на источники допускается приводить в под­строчном примечании. На одной странице подстрочное приме­чание не должно превышать 50 мм от нижнего поля. Пример оформления подстрочных ссылок приведен в приложении 7.

6.7. Перечисления и примечания

Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеро­вать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с аб­зацного отступа.

В пределах одного пункта или подпункта не рекомендуется приводить более одной группы перечислений.

Примечания следует помещать при необходимости поясне­ния содержания текста, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.

Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний сле­дует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:

Примечание.

Примечания:

1...........................

2...........................

3...........................

Примечание выделяется применением меньшего размера шрифта (основной текст — 14 п., для примечаний — 12 п.).


6. Требования к оформлению 33

6.8. Содержание

Содержание включает наименование всех разделов, подраз­делов и пунктов, если они имеют наименование, с указанием номеров страниц, с которых начинается материал, подразделов и пунктов.

Для более компактного оформления в содержание можно включать только наименование разделов и подразделов. Пример оформления содержания приведен в приложении 8.

6.9. Перечень условных обозначений

Если в работе принята специфическая терминология, а так­же малораспространенные сокращения, новые символы, обозна­чения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде от­дельного списка.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором в алфа­витном порядке слева приводят принятое сокращение, а спра­ва — его детальную расшифровку. Пример оформления перечня приведен в приложении 9.

Если специальные термины, сокращения, символы, обозна­чения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ СОКРА­ЩЕНИЙ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

6.10. Оформление списка основных источников
и литературы

Всю совокупность источников, использованных при выпол­нении дипломной работы, оформляют в виде двух взаимосвязан­ных частей, которые имеют следующую структуру:

• источники:

— опубликованные;

— неопубликованные;

• библиография:

— литература;

— справочная литература;

— периодические издания;

— публикации на иностранных языках.


34 6. Требования к оформлению

В состав опубликованных источников включают:

• нормативные правовые акты;

• публикации документов;

• нормативно-методические документы;

• стандарты; методические рекомендации;

• каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п.
Материалами, входящими в состав неопубликованных источ­
ников, являются:

• диссертации;

• неопубликованные отчеты;

• архивные документы;

• положения об учреждениях;

• различного рода инструкции, имеющиеся и действующие
только в конкретных подразделениях организаций и пред­
приятий, и прочее.

К литературе относятся:

• монографии;

• учебники, учебные пособия;

• статьи в различных сборниках.

Примерами справочной литературы могут служить энцикло­педии, словари, путеводители, различные справочники и т. д.

Периодические издания — журналы, газеты, продолжающие­ся сборники и тому подобные источники.

Публикации на иностранных языках вбирают все источники, напечатанные на языке, отличающимся от языка пояснительной записки.

Названные источники оформляют по группам в зависимости от их характеристики. Первоначальную разбивку проводят по признаку опубликования: опубликованные, неопубликованные источники.

Систематизация опубликованных источников проводится по значимости: официальные документы, нормативно-технические и нормативно-методические документы.

Нормативно-методические документы включают стандарты, методические рекомендации, каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п. Это учитывается при определении очередности построения списка источников.

Внутри каждой выделенной группы источники располагают по хронологии, в пределах установленной подгруппы документы перечисляют в алфавитном порядке по названиям, а норматив-


6. Требования к оформлению 35

но-технические и методические документы — по изданиям госу­дарственным, ведомственным и т. д.

При систематизации неопубликованных следует руково­дствоваться следующими правилами.

Сначала приводят диссертации, которые располагают в ал­фавитном порядке по фамилиям авторов работ, затем список не­опубликованных отчетов в алфавитном порядке по названиям, а при совпадении названий — в хронологическом порядке изда­ния. Следующую группу (архивные документы), располагают в таком порядке: по названию архива, далее по номерам архивно­го фонда, описи, делам.

Завершающую группу, включающую положения об учрежде­ниях, различного рода инструкции и прочее, размещают по на­званиям в алфавитном порядке. Правила библиографического описания данных источников такие же, как для документов.

При формировании списка следует соблюдать следующую структуру:

• литература;

• справочная литература;

• периодические издания;

• иноязычные публикации.

Внутри каждой части источники следует располагать в алфа­витном порядке по фамилиям авторов или по названиям. На­звания принимают во внимание, если фамилии авторов не при­ведены.

Пример оформления списка источников приведен в прило­жении 10.

Всю литературу в списке представляют в соответствии с тре­бованиями к оформлению библиографического описания доку­мента ГОСТ Р 7.1.-2003.

Первым элементом библиографического описания является автор. В описании издания:

• одного автора — приводят его фамилию и инициалы в име­нительном падеже;

• двух и трех авторов — приводят их фамилии и инициалы, разделяя запятой;

• если авторов более трех, то приводят фамилии и инициалы первых трех авторов с добавлением слов «и др.» после третьей фамилии.


36 6. Требования к оформлению

Вторым элементом описания является название работы. Оно берется с титульного листа и записывается строчными буквами, начиная с первой прописной.

Третьим элементом описания являются сведения о месте из­дания, наименования издательства и года издания.

Примеры оформления библиографического описания приве­дены в приложении 11.

При оформлении статей из различных источников — указы­вают названия журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер журнала и страницы.

Порядок оформления статьи практически такой же как и по­рядок оформления издания, описанный в предыдущем пункте. Только вначале описания приводятся сведения о самой статье, затем о содержащем ее источнике, например, журнале в котором она опубликована, выходные данные данного журнала (место издания, наименование издательства, год издания).

Примеры оформления библиографического описания статей из периодических изданий приведены в приложении 11.

При оформлении подстрочных ссылок источники следует располагать в порядке их появления в тексте пояснительной за­писки.

Библиографические ссылки на два и более документа в од­ном подстрочном примечании отделяются друг от друга точкой с запятой.

В ссылках на литературу указывается: фамилия, инициалы автора, название работы, место, издательство и год издания, но­мера страниц, на которые делают ссылку.

В ссылках на статьи, опубликованные в сборниках, указыва­ется: фамилия и инициалы автора, название статьи, название сборника, место издания, год издания и страницы.

В ссылках на газеты указывают фамилию и инициалы авто­ра, название статьи, название газеты, год издания, месяц и чис­ло. Страницы указывают, если объем газеты больше шести страниц.

В ссылках на журналы указываются: фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер журнала и страницы.

Ссылки на труды, в которых опубликованы статьи и докумен­ты оформляются с указанием: названия труда, откуда взят мате­риал, год, том, страница.


6. Требования к оформлению 37

В ссылках на государственные стандарты указывают: номер стандарта, его название, дата времени его введения, место изда­ния и год издания. В повторных ссылках на стандарты приво­дится обозначение документа, его номер и год принятия, напри­мер: ГОСТ Р 6.30-2003.

6.11. Приложения

Приложения, являющиеся продолжением пояснительной за­писки, размещают на последующих ее страницах в порядке ссы­лок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа (стра­ницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение», напечатанного строчными буквами (первая буква — прописная). Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в записке более одного приложения, их нумеруют последо­вательно арабскими цифрами без знака «№» (приложение 1, приложение 2 и т. д.).

При расположении одного приложения на нескольких листах (страницах), начиная со второго листа его размещения, в правом верхнем углу страницы указывают «Продолжение приложения», а на последнем листе приложения делают запись: «Окончание приложения». Запись делают строчными буквами, начиная про­писной. Если приложений несколько, то указывают номер.

Приложение-дополнение, представляющее собой графиче­ский или раздаточный материал к докладу, оформляют по требо­ваниям представления иллюстративного материала в поясни­тельной записке.

Раздаточный материал брошюруют под самостоятельным ти­тульным листом так, чтобы его было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. На каждом листе раздаточного материала необходимо помещать порядковый но­мер, идентичный номеру плаката или слайда, используемых при докладе.

Пример оформления титульного листа к раздаточному мате­риалу приведен в приложении 12.

Электронную копию пояснительной записки и материала приложения-дополнения сохраняют на внешнем носителе (дис­кета или CD). Она подшивается в соответствующей упаковке в конце пояснительной записки.


38 6. Требования к оформлению

Аннотация

Аннотация представляет собой краткую характеристику ди­пломной работы и должна содержать:

• общие сведения о работе: объем, количество иллюстраций, таблиц, количество использованных источников;

• перечень ключевых слов;

• текст.

Аннотацию начинают с общих сведений о работе в виде пе­речня перечисленных выше параметров с указанием их количест­ва. Записывают их с красной строки строчными буквами за ис­ключением первой прописной. Например: «Объем работы 92 с, 11 рисунков, 8 таблиц, 35 источников информации, 3 прило­жения».

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание дипломной работы и включать от 5 до 15 ключевых слов в имени­тельном падеже, напечатанных в строку через запятые пропис­ными буквами с новой строки после общих сведений о работе.

Текст аннотации должен отражать:

• цель работы;

• методы, средства анализа и полученные результаты;

• рекомендации по внедрению результатов работы;

• эффективность или область применения результатов рабо­ты.

Оптимальный объем текста аннотации 1200—1500 знаков (не более одной страницы). Пример оформления аннотации приве­ден в приложении 13.

Аннотация помещается после задания на дипломную работу, не нумеруется и в общий подсчет объема работы не входит.


ЗАЩИТА ДИПЛОМА

Итак, ваш дипломная работа написана, оформлена, одобрена научным руководителем, утверждена заведующим кафедры и вы получили рецензию.

День вашей защиты назначен.

Цель защиты дипломной работы — выявление степени рас­крытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изу­чения проблем, обоснованности выводов и предложений.

На защите вы должны показать не только знание темы, Но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

Вам необходимо как следует подготовиться к самой процеду­ре защиты. Прежде всего, запомните, что написание диплома и его защита — это две разные вещи. Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов — все это необходимые условия успешной защиты. Никто за вас этого не сделает. Даже очень хороший дипломный проект может «потеряться», если автор будет говорить сбивчиво, тихо, непо­следовательно. Напротив, нередко бывает, что средняя по уров­ню написания работа представлена четким, логически выстроен­ным выступлением, развернутыми и емкими характеристиками главных выводов и самое основное — автор всячески подчерки­вает основную ценность и значимость проделанной им работы.

В отличие от зачета или экзамена, где преподаватель может помочь хорошо успевающему, но растерявшемуся студенту наво­дящими вопросами, сориентировать его в материале, на защите диплома этого не будет. Вопросы будут задавать исходя из со­держания подготовленных вами наглядных материалов и того, что вы расскажете в своем выступлении. Целью этих вопросов является прояснение основных характеристик представленной


40 7. Защита диплома

работы. В отличие от экзамена комиссия не знает деталей, каче­ственных особенностей вашей работы и будет судить об этом по тому, что услышит от вас.

Поэтому главная ваша задача — подготовить устное выступ­ление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного вами. Конечно, многие из членов государ­ственной аттестационной комиссии просмотрят сам текст ди­пломного проекта, возможно, более внимательно остановятся на заинтересовавших их аспектах, но все же так подробно и деталь­но, как вы сами, вашу работу никто представлять не будет. Кста­ти, те из студентов, которые пользуются в большей или меньшей степени посторонней помощью в написании работы, как прави­ло, не в состоянии ответить на большинство задаваемых члена­ми комиссии вопросов. Нельзя сказать, что эти вопросы черес­чур сложны, но для тех, кто не писал работу сам, они, безуслов­но, покажутся трудными. То же самое хочется сказать и очень рассеянным студентам, которые быстро забывают материал: хо­рошее знание содержания дипломной работы на защите являет­ся обязательным.

За несколько дней внимательно и не торопясь перечитайте диплом, попытайтесь сформулировать несколько предложений по содержанию каждой из глав. Хорошо помогают также при­мерные вопросы, которые вы сами себе задаете, просматривая оглавление, введение и заключение. Не поленитесь сделать это, и вы будете чувствовать себя на защите намного увереннее. Если вы сможете накануне защиты с ходу, не задумываясь, задать де­сять вопросов по содержанию своего диплома, а, подумав не­много, еще столько же — вы молодец! Обязательно запишите эти вопросы. Умение взглянуть на свою работу глазами сторон­него наблюдателя — важный этап при подготовке к защите.

Разумеется, текст выступления надо составить заранее и по­казать его научному руководителю. Желательно, чтобы вы изла­гали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сде­лает ее понятной и убедительной. Дипломник, который не мо­жет оторваться от написанного и хотя бы в течение 7—10 минут рассказать об особенностях своей работы, вызывает большие со­мнения. Конечно, никто не отнимет у вас черновик доклада, если все же вы будете его читать, но, поверьте, выглядеть это бу­дет гораздо хуже.


7. Защита диплома 41

В ходе доклада необходимо использовать заранее подготов­ленные иллюстрации, но обращаться к ним следует только по мере необходимости. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе имеются таблицы, графики и т. д., а студент не обращается к ним. Не стойте на одном месте! Возьмите указку, подойдите к экрану (разумеется, без черновика в руках), пока­жите, что это за таблицы и схемы, зачем они, что здесь самое главное, на что нужно обратить внимание. Обязательно ожив­ляйте свою речь обращениями непосредственно к комиссии: «Обратите внимание...»; «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме...»; «Этот материал представлен для того, чтобы...» и т. д.

Очень хорошее впечатление производит студент, который показывает взаимосвязь между предложенными наглядными ма­териалами.

Что касается самого текста выступления, то он, естественно, будет отражать содержание вашей дипломной работы. Общие правила построения речи на защите следующие:

1. Начните с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу...». Если Вы выступае­те первым или не видели в этот день всех, кто вас сейчас будет слушать, логичнее сначала поздороваться.

2. Назовите тему диплома. Объясните актуальность темы, по­кажите связь работы с решением практических задач управле­ния. Иначе будет неясно, в чем заключается ценность вашей ра­боты. Слова «актуальность» и «практические задачи» (естествен­но, с конкретным их перечнем) должны звучать в выступлении обязательно.

3. Расскажите, в чем состояла цель дипломной работы и ка­кие задачи вы для этого решали. По сути, задачи — это различ­ные направления, т. е. аспекты вашей дипломной работы. Здесь же назовите предмет исследования и объект изучения.

4. Осветите материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где вы с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.

5. Переходите к методам работы. Кратко перечислите их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе мы использовали внутреннюю документацию, связан­ную с работой отделов..., при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ фи­нансовой документации... и т. д.».


42 7. Защита диплома

6. Основные выводы дипломной работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее и касаться постановки задач, взаимо­связи источников и т. д.).

7. Подведите итоги: напомните об актуальности работы, объ­ясняете специфику решаемых задач и четко формулируете, в чем заключается ценность проделанной вами работы.

После этого поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.

В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке экономистов имеет­ся около двух-трех десятков слов, которые почти всегда произ­носят с ошибкой в ударении. Например, следует произносить правильно следующие слова и словосочетания: августовский, агентские операции, валовой, безотзывной аккредитив, бордеро, вопрос снялся, деньгами, депозит, договор (мн. договоры), заём (а не займ, но в родительном падеже — займа), затраты при­ведённые, операционная асимметрия, ипотека, камбио, карточка с образцами подписей, каско, квартал, револьверный кредит, маркетинг, мизерный, начать, недоимка, нормирование, нуво­риш, обеспечение, онкольный кредит, одновременно, оптом, оп­товый, отзыв акций, отраслей, технические паспорта (паспор­тов), пеня, переводной вексель, повременная оплата труда, при­нять, склады (складов), средства, трансферт, уставной фонд, факсимиле, феномен, ходатайство, договорная цена, цена опто­вая, эксперт и т. д.1

При выступлении с докладом следует стремиться к вырази­тельности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если вы будете говорить торопливо, проглатывая оконча­ния слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень снизится. Спокойная, неторопливая манера изложе­ния всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса.

После окончания доклада члены комиссии могут задать вам вопросы, уточнить отдельные моменты доклада и результатов работы. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе вы-

1 Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. / Под ред. Р. П. Рогожниковой. М.: Рус. яз., 1991.


7. Защита диплома 43

полнено лично вами? В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличает­ся предложенное вами решение от существующих?».

После оглашения вопроса не спешите сразу давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Если вы не поняли вопроса, попросите его повторить или уточнить вопрос.

Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Склонность к сомне­нию при ответах может быть воспринято членами комиссии как неуверенность дипломника в знаниях и плохое понимание тех вопросов, которые освещена в работе, поэтому следует давать самый короткий из всех возможных ответов. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к слайдам и тексту дипломной работы.

Несмотря на то, что вы детально разобрались во всех аспек­тах исследованной темы, некоторые вопросы могут оказаться не­ожиданными для вас, так как выходят за



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: