(материал для семинара в рамках методического объединения
педагогов дополнительного образования)
Цель семинара-практикума: изучение теоретических основ использования различных форм воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования, совершенствование и повышение эффективности форм и методов организации досуговой деятельности детей вне занятий.
Задачи семинара- практикума:
1. Обновить и упорядочить знания в области организации различных форм воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования.
2. Совершенствовать профессиональные компетенции в области применения форм и методов организации досуговой деятельности детей вне занятий.
3. Активизировать обмен опытом между специалистами, обеспечить творческое освоение опыта работы.
4. Обсудить возможности применения инновационных форм воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования.
5. Формировать у педагогов дополнительного образования потребность в самообразовании.
ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности организаций дополнительного образования с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе молодых людей.
Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И ФОРМ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Общение можно рассматривать как:
· необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;
· источник творческого преобразования индивида в личность;
· форму передачи знаний и социального опыта;
· исходный пункт самосознания личности;
· регулятор поведения людей в обществе;
· самостоятельный вид деятельности;
Примечательной особенностью досуговой деятельности стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
· в эмоциональном контакте, сопереживании;
· в информации;
· в объединении усилий для совместных действий.
Все многообразие форм общения в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
1. по содержанию (познавательные, развлекательные);
2. по времени (кратковременные, периодические, систематические);
3. по характеру (пассивные, активные);
4. по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Знание проектных основ детского досуга – важная составляющая компетенции педагога дополнительного образования управлять досуговыми интересами детей, влиять на их нравственный облик. Посредством проектирования досуговой деятельности учреждения дополнительного образования имеют возможность воздействовать и формировать молодежную среду и культуру.
Организуя работу с детьми вне занятий, необходимо помнить об актуальности выбранных мероприятий.
Важным требованием к содержанию воспитательной работы с детьми является его соответствие уровню социальной активности, мотивации, интересам детей, что требует дифференцированного подхода к организации мероприятий.
Формы и организация мероприятий должны отвечать определенным целям и функциональным задачам, проектироваться с учетом передовых технологий.