Переход от авторитаризма к демократии в Латинской Америке в 80-90-е годы ХХ века




Практическое занятие

Тема: Теоретико-методологическая основа дисциплины «Переход от авторитаризма к демократии в Латинской Америке в 80-90-е годы ХХ века»

Выполнила: студентка 1 курса, ОП «Магистратура»

Щевич Кристина

 

1. Источниковая база исследования

Источниковой базой исследования является широкий круг разнообразных видов и категорий источников, преимущественно впервые вводимых в научный оборот. Существует несколько способов классификации исторических источников. Исторические источники подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические,устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Для изучения данной темы будет использоваться следующие категории источников:

· архивные материалы;

· программы политических партий;

· мемуары участников событий;

· периодические издания;

· интервью, выступления политических деятелей;

· политико-правовые документы.

В архивной сфере интерес для подобного исследования представляют интерес – Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) и архивы личного характера (влияние того или иного мира на событие).

Вторая половина ХХ века была богатой на политическую борьбу. Материалы партий являются довольно важным и многочисленным источником:

· Социалистическая партия трудящихся. - троцкистская партия, возглавляемая Науэлем Морено. сыграли важную роль в нескольких резонансных трудовых конфликтах и переходах предприятий под рабочий контроль, включая захват рабочими фабрики по производству керамической плитки FaSinPat и последующее успешное её функционирование под контролем рабочего самоуправления.

· Социалистическое движение трудящихся - На протяжении 1990-х годов новая партия играла заметную роль в правозащитном движении, сотрудничая с такими группами, как H.I.J.O.S. («Дочери и сыновья за идентификацию и справедливость против забвения и безмолвия»), в борьбе за раскрытие правды о преступлениях военной диктатуры в Аргентине. В 1997 году для сплочения левого спектра аргентинской политики был создан электоральный альянс «Объединённая левая», в который также вошла Коммунистическая партия Аргентины. Союз выставил единый список на парламентских выборов того года. Альянс шёл на выборы с требованиями прекратить выплату внешнего долга, отменить неолиберальные реформы и повальную приватизацию, повысить заработную плату и расширить систему пособий по безработице.

· Коммунистическая партия Аргентины - Руководство партии неоднократно обращалось в ЦК КПСС с просьбой об удалении из журнала «Проблемы мира и социализма» Кивы Майданика, активно критиковавшего КПА за «догматизм». В 1996 году в результате ещё одного раскола была образована Коммунистическая партия Аргентины (Внеочередной съезд). КПА же в 1997 году вступила в альянс с троцкистским Социалистическим движением трудящихся под названием «Объединённая левая».

· Социалистическая партия - С 1987 года партия после длительного перерыва представлена в Конгрессе, а с 2003 года — в Сенате. Партия пользуется большой поддержкой в провинции Санта-Фе; нынешний губернатор провинции — представитель партии Гермес Биннер.

· Гражданский радикальный союз - В 1966-83 партия находилась в оппозиции перонистам и военным, некоторое время была запрещена. В 1983 представитель партии Рауль Альфонсин был избран президентом Аргентины, но в 1989 году он ушёл в отставку после провала его экономической реформы, вылившегося в гиперинфляцию и, как следствие, массовые беспорядки в крупных городах.

· Коммунистическая партия Чили - В начале 1980-х годов Коммунистическая партия Чили приняла линию на организацию борьбы с режимом любыми возможными способами, в том числе и с оружием в руках. В 1983 году ею было инициировано создание Патриотического фронта Мануэля Родригеса (ПФМР) — организации, которая начала вооружённую борьбу с диктатурой. Одной из самых известных акций фронта стало покушение на генерала Пиночета в 1986 году. Запрет на деятельность Коммунистической партии Чили был снят после отставки Пиночета и восстановления демократии в 1990 году.

· Христианско-демократическая партия - В феврале 1988 года ХДП создала совместно с Социалистической партией и другими умеренными партиями Коалицию партий за демократию, кандидаты которой побеждали на всех последующих президентских выборах кроме 2010 года. 8 октября 1988 года 54,6 % чилийцев проголосовали против диктатуры. Кандидат КПД представитель ХДП Патрисио Эйлвин был избран президентом Чили в 1989 году, набрав 55 % голосов.

· Независимый демократический союз - Идеология партии сформировалась на основе гусмановского гильдийского (корпоративного) движения, возникшего в Папском Католическом университете Чили в 1966 году и выступавшего за независимость и деполитизацию среднего слоя гражданского общества.

· Партия за демократию - Партия была основана 15 декабря 1987 года как политическая организация, главной задачей которой стало завершение военного режима Пиночета и установление в стране демократии.

Эмпирическую базу данного исследования должны составлять материалы периодической печати стран Латинской Америки: Кубы («Гранма»), Венесуэлы («Насьональ», «Универсаль»), Боливии («Диарио», «Девер»), Эквадора («Универсо»), Аргентины («Кларин»), Бразилии («О Глобо»), Колумбии («Тьемпо»), Чили («Меркуро», «Сегунда»), Перу («Коммерсио») и т.д.

Но наиболее полным и главным источником, которым можно пользоваться – Конституция стран Латинской Америки:

· 1 августа 1822 г. издал манифест о независимости Бразилии, и вскоре был провозглашен конституционным императором страны. После разгона слишком радикального, с его точки зрения, Учредительного собрания и подавления республиканского движения император Педру I октроировал в 1824 г. монархическую Конституцию Бразилии.

· В Мексике после провозглашения независимости в 1821 г. консервативно настроенное Учредительное собрание намеревалось провозгласить конституционную монархию. Но инициативу в этом вопросе перехватил политический авантюрист Итурбиде, который в 1822 г. после военного переворота объявил себя императором Августином I. Лишь по конституции 1824 г., принятой после нового восстания в армии и свержения непопулярного режима самозванца Итурбиде, в Мексике была провозглашена республика.

· Аргентинская Конституция 1853 является в настоящее время конституция Аргентины одобрена правительствами провинций, за исключением провинции Буэнос - Айрес, который не остался отдельно от аргентинской Конфедерации до 1859. После нескольких модификаций первоначальной конституции и возвращения власти Буэнос - Айреса унитарной партии, это был санкционирован в мае 1853 года по конституционной конвенции собрались в Санта - Фе, и был принят временным директором национальной исполнительной власти Хусто Хосе де Urquiza, член в федералы партии. После короткоживущих конституций 1819 и 1826, это была третья конституция в истории страны.

· Конституция Боливии 1826 г. предусматривала сильную центральную власть. В ней закреплялся принцип разделения властей, но наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью она выделяла "избирательную власть". Последней Боливар, стоявший в целом на демократических позициях, придавал большое значение. Но практически "избирательной властью", т. е. правом участия в выборах, пользовались лишь лица, умеющие читать и писать. Уже в 1829 г. после восстания в армии конституция 1826 г. была отменена.

 

2. Историография проблемы

В исследование различных аспектов эволюции в Латинской Америке авторитарных военно-диктаторских режимов в гражданские большой вклад внесли Т.Е. Ворожейкина, Б.И. Коваль, Г.И. Мирский, К.А. Майдани, А.Г. Орлов, Н.А. Сахаров, А.И. Строганов, В.Н. Селиванов, Ю.Г. Сумбатян, М.А. Чешков, В.Г. Хорос, К.А. Хачатуров, А.Ф. Шульговский и другие.

А. Ф. ШУЛЬГОВСКИЙ. Армия и политика в Латинской Америке. М. Наука. 1979 г. Монография Шульговского представляет собой первое в отечественной историографии комплексное исследование политической роли армии в современной Латинской Америке. Опираясь на обширные документальные материалы, периодические издания, монографические работы представителей марксистской и буржуазной историографии, автор анализирует широкий круг вопросов: предпосылки вмешательства вооруженных сил в политическую жизнь, "модели" военных режимов, идейная борьба вокруг оценки роли армии, военная политика США в Латинской Америке, отношение компартий региона к проблеме вооруженных сил и т. д. Солидный труд как бы подводит логический итог многолетнему, воплотившемуся в ряде работ изучению А. Ф. Шульговским различных аспектов рассматриваемой проблемы. Рассматривая причины вмешательства вооруженных сил в политическую жизнь, автор справедливо указывает на обострение структурного кризиса латиноамериканских капиталистических обществ, глубоко отразившегося и на армии.

А. Ф. Шульговский обращает внимание на неоднотипность военных переворотов в Латинской Америке, зачастую приводящих к появлению режимов, принципиально различных по социально-политической ориентации. В 1960 - 1970-х годах в ряде стран были установлены правоавторитарные военные диктатуры. На большом фактическом материале исследователь показывает, что их приход к власти явился ответом реакции на бурный подъем массового антиимпериалистического движения в регионе. Многие общие черты правоавторитарной "модели" воплотились в чилийском военно-фашистском режиме, который в сентябре 1973 г. сменил после контрреволюционного переворота правительство блока Народного единства, осуществлявшее коренные социально- экономические преобразования. Автор выделяет следующие основные качественные характеристики чилийской диктатуры. В политическом плане - это полное уничтожение институтов представительной буржуазной демократии, ликвидация гражданских свобод, жестокие и кровавые методы подавления демократической, в особенности левой, оппозиции, концентрация всей полноты власти в руках военной и гражданской технобюрократии и транснациональных корпораций. В социально-экономической области - это факторы, создающие условия для формирования в стране государственно- монополистического капитализма: ускоренная концентрация производства и капитала, перераспределение национального дохода в интересах привилегированных слоев населения посредством сверхэксплуатации рабочего класса и разорения тысяч мелких и средних предпринимателей, форсированный приток иностранных инвестиций.

В работе анализируется политика латиноамериканских компартий в отношении армии. Основываясь на многочисленных фактах и документах, исследователь раскрывает упорную борьбу коммунистов за демократизацию вооруженных сил, сближение их с народом. Монография А. Ф. Шульговского позволяет глубже понять политическую роль армии в современной Латинской Америке, а также лучше осмыслить многообразные проявления этого феномена в других регионах мира.

Борис Федорович Мартынов - автор более ста статей и ряда монографий на темы о глобальной политике безопасности и внешней политике латиноамериканских государств, российско-латиноамериканских отношениях и истории русской эмиграции в странах Латинской Америки. Среди них: «Безопасность: латиноамериканские подходы» (М., 2000); «Золотой канцлер», «Русский Парагвай», «Бразилия — гигант в глобализирующемся мире», «Исторические очерки», «Запад» и «не-Запад»: прошлое, настоящее…будущее?». "Безопасность - понятие емкое и меняющееся в потоке времени. Сегодня оно находится в центре внимания мировой общественности и политической науки. Признаком наших дней является неуклонное расширение его за пределы привычных военных и военно-политических отношений и появление новых составляющих, связанных с перспективами экономического, экологического, социального, технологического, этнокультурного и т.д. развития государств и народов. В то же время, начиная от уровня личной и общественной безопасности и кончая более высокими "этажами" этой конструкции, напоминающей собой пирамиду, - национальной, региональной и глобальной, "безопасность" все чаще начинает восприниматься как комплексная, взаимозависимая система, условие дальнейшего существования отдельных людей и их различных социальных институтов на нашей планете."

В работе Владимира Петровича Сударева - «Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая половина ХХ века)», предлагается новый взгляд на генезис и эволюцию межамериканской системы. Детально рассматривается разработка Пакта Рио-де-Жанейро (1947 г.), Устава Организации Американских Государств, приостановления членства в ней Кубы, проект создания "межамериканских сил мира". Подробно анализируется конфликт в Южной Атлантике 1982 г. и его влияние на проблему создания общерегиональной системы безопасности. Особое внимание уделено поискам в США новых подходов к Латинской Америке после завершения "холодной войны".
Ключевые слова: Межамериканский совет обороны, Организация Американских государств, Межамериканский договор о взаимной помощи, Общеамериканская зона свободной торговли.

Хачатуров К.А в работе «Латиноамериканские уроки для России», автор акцентирует внимание на особой роли Латинской Америки в системе идеологической экспансии США за рубежом. "Латинская Америка, - подчеркивает он, - та зона мира, где идеологическая экспансия и в прошлом, и на современном этапе получила наиболее крупномасштабное выражение... Латинская Америка традиционно являлась своего рода экспериментальной лабораторией разработки форм, методов и приемов идеологической экспансии США за рубежом. Реализованные в Латинской Америке формы и методы пропаганды, где они носили и носят особенно изощренный характер, были использованы империализмом США в ряде других капиталистических, и прежде всего развивающихся стран"

В числе зарубежных политологов, рассматривающих общие аспекты проблематики авторитарных режимов и демократии, нельзя не назвать таких исследователей, как М. Гарретон, Х. Грасиарена, М. Уэрт, С. Хантингтон, Ф. Шмиттер, А. Лефтуич, А. Лейпхарт, и других авторов.

3. Методологические подходы к изучению проблемы

Опыт перехода от авторитарных режимов к демократии в Латинской Америке уникален и интересен тем, что страны, долгое время считавшиеся территориями, на которых царил произвол военных диктатур, за последнюю четверть века добились значительных улучшений в социально-экономической сфере, а также стали одним из полюсов формирующегося многополярного мира. В этом контексте становится очевидной актуальность обращения к латиноамериканскому региону как к пространству с уникальным и самобытным опытом перехода.

Выявление основных тенденций современной латиноамериканской политики и определение жизнеспособности того или иного политического режима представляют интерес как в плане исследования особенностей демократических переходов на южноамериканском континенте, так и в плане оценки реального внешнеполитического курса России. Несомненно, актуализирует тему исследования и возможность учета достижений, издержек и рисков политических реформ латиноамериканских стран в ходе модернизации политических институтов в мировой практике.

Любое исследование начинается с следующих принципов:

- принцип многофакторности;

- принцип историзма;

- принцип всесторонности.

Также для более детального анализа исследователь использует такие общенаучные методы, как анализ, метод, прогнозирование, обобщение, синтез. И в дополнении еще какие методы:

- историко-политический;

- историко-системный;

- историко-сравнительный;

- историко-хронологический;

- ретроспективный;

Актуальность исследования обусловлена:

- необходимостью исследования демократических транзитов как особых политических процессов;

- значимостью оценки основных тенденций демократических транзитов с учетом их напряженности и негативных составляющих;

- целесообразностью характеристики латиноамериканского транзита как одного из факторов установления экономической и политической стабильности в регионе;

- возможностью учета издержек и рисков латиноамериканского демократического транзита в ходе аналогичного процесса в мировой практике.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: