Значение слова фард в арабском языке - “насечка”, “зарубка”.
С точки зрения Шариата, фард - синоним слова “ ваджиб ”, то есть то, выполнение чего вменено в обязанность. Иными словами, фард – это обязательное повеление Аллаха. Тот, кто выполняет его, вознаграждается, а тот, кто оставляет его выполнение, заслуживает наказания.
К фардам малого омовения относится:
1.Обмывание лица, которое включает в себя полоскание рта (мадмада) и промывание носовой полости (истиншакъ).
Обмыванием той или иной части тела называется действие, при котором вода проходит по ее поверхности.
Лицом именуется часть головы, которую люди обращают друг к другу при общении между собой.
Шариат признает за лицом те границы, которые обозначены для него в арабском языке, поскольку каких-либо особых указаний, устанавливающих границы лица, в источниках Исламского законодательства не дается. В языке же для лица определяются следующие границы:
верхней границей лица считается линия лба, то есть линия, где обычно лоб переходит в волосистую часть головы,
снизу лицо ограничивается нижней границей подбородочной и нижнечелюстной областей, то есть линией перехода этих областей в шею,
с боков же границами лица служат уши, то есть лицо начинается от одного уха и заканчивается у второго.
Существует мнение, что при совершении вуду’ обязательно нужно мыть свисающую часть бороды, потому что она, даже если имеет большую длину, также входит в ту часть тела, которая представляет человека при его общении с другими, а значит, относится к лицу. В отличие от свешивающихся с головы волос, которые, как говорят сторонники данного мнения, не относятся к голове, ибо головой считается то, что главенствует, то есть высится, возвышается, а то, что свисает, не может быть причислено к голове.
|
Однако правильной является точка зрения, согласно которой свисающая часть бороды не относится к лицу, потому что она считается отдельной, а не безразрывно связанной с лицом частью тела и не является его продолжением. Доказательством этому являются слова Всевышнего Аллаха: “О вы, которые уверовали! Если встаете к намазу, обмывайте ваши лица…” (5:6).
Что же касается рта и носа, то они относятся к лицу, так как находятся на нем и входят в его пределы. Таким образом, полоскание полости рта и промывание полости носа относятся к действиям, обязательным во время омовения (к фардам), хотя в качестве самостоятельных законоположений-фардов малого омовения не упоминаются, то есть входят в понятие “обмывание лица”. Об этом говорил Имам Ахмад и другие ученые, ссылаясь на следующие доводы:
1) Повеление обмывать лицо. Аллах повелел обмывать лицо при малом омовении, сказав: “…И обмывайте ваши лица”, а рот и нос – наружные органы, расположенные в пределах лица и входящие в его определение.
2) Повеление полоскать рот и промывать нос. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда кто-либо из вас совершает малое омовение, пусть втягивает воду своими ноздрями и промывает нос” (хадис передал Муслим). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: “Совершая малое омовение, полощи рот” (хадис передал Абу Дауд).
Предыдущие хадисы содержат повеление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и как известно, повеление всегда обязывает к выполнению, если нет обратных доводов.
|
3) Постоянство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в полоскании рта и носа при совершении им малого омовения и отсутствие сведений о том, чтобы он нарушил это постоянство. Это указывает на то, что полоскание рта и носа обязательно. Если бы эти действия были лишь желательными (мустахабб), то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотя бы единожды, но пропустил их, дабы указать нам на возможность их несовершения. Постоянное выполнение Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, этих действий, в сочетании с его приказом совершать их, являют собой довод в пользу его обязательности (ваджиб).
Если борода негустая и из-под нее видно кожу, то обязательно (ваджиб) нужно раздвигать волосы бороды и мыть кожу под ней. Если же борода густая (подобно тому, как это было у избранного Аллахом Посланника, да благословит его Аллах и приветствует) и кожу сквозь нее не видно, то прочесывание бороды влажными пальцами внутри и у основания желательно (мустахабб). “Прочесывать бороду” значит разделять ее волосы влажными пальцами, заставляя воду проникать между ними и достигать кожи лица.
2.Обмывание кистей и предплечий, включая кончики пальцев и локтевые сгибы.
Локоть – сустав, соединяющий плечо и предплечье. В арабском языке носит название мирфакъ. Это его название связано с тем, что человек опирается на него, облокачивается [Слово “мирфакъ” связано с глаголом “иртафакъа”, что означает “опираться”, “облокачиваться”.]
Доказательством того, что локоть подлежит обмыванию при совершении вуду’ являются слова Аллаха “…и ваши руки до локтей”, а также толкование этих слов Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и его действия, ведь, как сообщается в “Ас-Сахихе” Муслима, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обмывая свои руки, затрагивал также область выше локтя.
|
3.Обтирание всей поверхности головы, включающее обтирание ушей.
Обтирание (по-арабски – масх), в отличие от обмывания, не требует того, чтобы вода стекала по поверхности участка тела. Смысл обтирания заключается в проведении влажной рукой по поверхности той или иной части тела.
Для головы определены следующие границы:
Передней границей головы считается линия лба, то есть та линия, где обычно лоб переходит в волосистую часть головы. Задней границей головы считается линия перехода затылка в шею (затылочно-позвоночный сустав). Боковыми границами головы являются уши. К голове относятся также не покрытые волосами участки кожи за ушами. Если человек обтирает только чуб, оставляя другие части головы не протертыми, то этого недостаточно.
Что же касается волос, спускающихся (свисающих) с головы ниже вышеуказанных линий, то они не обтираются, так как находятся за пределами того, что считается головой человека.
Уши входят в понятие головы. Это доказывается тем ревностным постоянством, с которым Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал их при совершении омовения.
Относительно же хадиса “Уши – часть головы”, то он оценен многими учеными, среди которых Ибн Салах и другие, как слабый, хотя Ибн Хаджар сказал, что при рассмотрении достоверности путей передачи данного хадиса становится очевидным то, что у него есть основание и его не следует отклонять.
4.Обмывание стоп до щиколоток включительно.
Доказательством обязательности этого являются слова Аллаха Всевышнего “…И обмывайте ваши ноги до щиколоток”.
Щиколотки (ка’бан) – два костных выступа, расположенных с обеих сторон нижней части голени. Ан-Ну’ман Ибн Башир в книге “Сыфату-с-Салат”, описывая ряды молящихся сподвижников, сказал: “…И я видел, как люди плотно касались своими щиколотками щиколоток стоящих рядом с ними”.
5.Соблюдение последовательности при обмывании вышеуказанных частей тела.
Смысл этого заключается в том, что части тела должны обмываться одна за другой в соответствии с тем порядком, который указан в аяте о вуду’. Ученые расходятся во мнениях относительно обязательности (ваджиб) обмывания органов в том порядке, который указан в аяте.
Некоторые говорят, что это – сунна. Этой точки зрения придерживались Абу Ханифа, Ас-Саури, Дауд и поздние представители школы Малика. При этом они опирались на следующие доводы:
1. Хадис Ибн Аббаса, где сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая малое омовение, вымыл лицо и руки, затем обмыл ноги, апосле этого протер голову тем, что осталось от омовения. (Автор “Найлю-ль-Автар” сказал:“В качестве ответа здесь приводится то, что у данного хадиса нет достоверной цепочки передачи, которая позволяла бы ему выступать в роли полноценного довода, кроме этого, не является секретом то, что более подходящим является отдать хадису Джабира предпочтение перед хадисом Мугиры и связать его с хадисом Абу Хурейры по причине близости их смыслов”).
2. Высказывание Али, да будет доволен им Аллах: “Заканчивая вуду’, я не придаю значения тому, с чего я его начинал”, а также сообщение Муджахида о том, что АбдуЛлах Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Не велика беда, если ты вымоешь свои ноги прежде рук”.
3. То, что в аяте о вуду’ перечисление частей тела, подлежащих обязательному обмыванию, осуществляется с помощью союза “ва”, который используется для соединения однородных членов вообще и не означает наличие последовательности. Если бы в аяте подразумевалась определенная последовательность, то между перечисляемыми частями тела стоял бы союз “фа” либо слово “сумма” (“затем”). (Ответить на подобное утверждение можно тем, что в данном случае союз “ва” означает именно последовательность. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Это предложение в аяте построено в форме ответа на условие (“Если встаете к намазу, то …), а то, что является ответом на условие, строится в соответствующем порядке согласно последовательности протекания событий”).
Вторая группа ученых считает, что соблюдение последовательности действий при вуду’ является обязательным (фард). Этого мнения придерживались Аш-Шафи’и и Ахмад, и оно более достоверно, ибо Аллах Всевышний сказал: “О вы, которые уверовали! Если встаете к намазу, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте ваши головы и (мойте) ваши ноги до щиколоток…” (5:6).
Обязательность соблюдения последовательности, упоминаемой в аяте, может быть обоснована следующим образом:
1. Часть тела, которая подлежит обтиранию, упомянута в данном аяте между частями, которые подлежат обмыванию. Мы не можем предположить иной цели этого, кроме как для установления определенного порядка обмывания органов при совершении омовения. Если бы это было не так, в аяте в первую очередь были бы упомянуты все части тела, подлежащие обмыванию, включая ноги, а затем те части, которые подлежат обтиранию.
2. Предложение “Если встаете к намазу, то…” в данном аяте является сложным, то есть состоит из двух частей. Вторая часть предложения (то обмывайте ваши лица и руки до локтей…) отвечает на то, какие действия нужно совершать при условии, о котором говорится в первой части предложения (Если встаете к намазу). Согласно правилам арабского языка, вторая часть подобных предложений, являясь ответом на первую часть, должна быть построена в соответствующем порядке сообразно последовательности, в которой совершаются действия.
3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел придерживаться при обмывании органов того порядка, в котором упомянул их Аллах, сказав: “Начни (а в другой версии - начинайте) с того, с чего начал Аллах”.
4. Относительно сообщений, имеющихся в Сунне, можно отметить, что все описывавшие совершение малого омовения Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, упоминали действия в том порядке, который упоминается в Коране.
6.Соблюдение непрерывности при обмывании частей тела.
Непрерывность предполагает совершение одного действия непосредственно после другого, без промедления. Принцип непрерывности при малом омовении предусматривает обмывание следующего участка тела до того, как успеет высохнуть предыдущий участок, при условии, что омовение совершается при нормальных обстоятельствах, когда нет сильного ветра, холода или жары. Исключением также является нарушение непрерывности при совершении вуду’, связанное с иными обстоятельствами, касающимися непосредственно процесса совершения ат-тахара, когда временной разрыв не является длительным с точки зрения традиционного понимания (’урф).
Намерение.
Намерение (ан-ния) является условием действительности всех видов поклонений. Место пребывания намерения – сердце, произнесение же его является нововведением в религии. Даже при совершении паломничества (Хадж) намерение не произносится, а слова “ляббейк аллахума хаджан, ляббейк (вот я перед Тобою, о Аллах, для хаджа, вот я перед Тобою)”, которые произносит паломник после облачения им в ихрам являются специальной формулой, носящей название тальбия, а не намерением.
Пользы намерения:
1. Намерение отличает обряд поклонения от просто привычно совершаемого действия.
2. Намерение отличает один вид поклонения от другого и возводит деяние в статус акта поклонения.
3. Намерение определяет то, ради кого совершается деяние, то есть через намерение человек определяет для себя то, что он совершает данное поклонение ради Аллаха Всевышнего.
Наличие намерения является условием (шарт) действительности очищения от всех видов хадаса. Этого мнения придерживались Малик, Аш-Шафи’и и Ахмад, и сие мнение следует признать как наиболее достоверное. Хадас – это состояние тела, препятствующее действительности совершаемого человеком намаза и некоторых других видов поклонения. Это же слово используется для обозначения самой причины, вызывающей это состояние, то есть, например, отправление большой нужды, которое вводит человека в хадас, также называется хадасом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах не примет намаз того из вас, кто совершил хадас, до тех пор, пока этот человек не омоется”.
Однако имам Абу Ханифа считает, что наличие намерения не является условием для действительности ритуального очищения (ат-тахара), так как ат-тахара – это вид поклонения, который не является целью сам по себе (как намаз или пост), а относится к предварительным действиям, совершаемым для того, чтобы намаз был действительным, и вознаграждается только при наличии у человека намерения.
Намерение либо сопровождает действие, либо немного предшествует ему во времени.
Существует четыре варианта присутствия намерения у человека, то есть четыре случая того, как намерение сопутствует ему:
1. Когда намерение присутствует в памяти человека на протяжении всего совершения вуду’, от его начала до конца. Это самый совершенный вид намерения.
2. Когда человек во время совершения омовения перестает думать о своем намерении, однако не собирается прерывать его. В таком случае совершенное им омовение является действительным.
3. Когда человек, имевший намерение совершить омовение, в ходе его совершения прерывает свое намерение. Омовение такого человека считается недействительным.
4. Когда человек прерывает свое намерение по окончании совершения вуду’, когда все части тела уже вымыты.