Технологическая карта урока литературного чтения




Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 3 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. («В одном счастливом детстве»), 2 часть, раздел 8 «Животные в нашем доме».

Тема урока: Каждый ли клест может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных), формирование осознанного чтения на основе произведения Ю. Коваля.

Учебные задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,.

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1) познакомить с рассказом Ю. Коваля «Капитан Клюквин»;

2) развивать умение работать с текстом произведения на основе рассказа Ю.Коваля;

3) воспитывать любовь к природе и заботу о братьях наших меньших.

 

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа 2100» Бунеев);

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер

 


 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты: формируемые УУД
1. Эмоциональное начало урока. Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.    Слайд 2, Солнышко: «Светит солнышко к нам в оконышко и дарит нам тепло и хорошее настроение», но не у всех сейчас прекрасное настроение, Учащиеся настраиваются на работу.   Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:  
  Артикуляционная разминка  Слайд 3, Скороговорка. Прочитайте скороговорку: «Огорченная сорока возвращается с урока, Целый день болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой»  О чем в ней идет речь? В чем причина плохого настроения сороки?  Будем работать так, чтобы с нами не получилась такая ситуация как с сорокой. Что для этого нужно?  Поработаем со скороговоркой: читаем трижды «медленно-быстрее-быстро». Дети отвечают на поставленные вопросы, Работают с текстом скороговорки, читают трижды «медленно-быстрее-быстро». Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
  Проверка домашнего задания:  Поработайте на листочках  Выберите верный ответ на вопросы, которые вы видите на слайде.  Слайд 4, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»  Собак звали по имени и фамилии…. А) их уважали; Б) их было много; В) так было легче узнать, чья собака кого укусила.  Антон назывался… А) Жаров; Б) Дыхов; В) Ванькин  Он бегал на трех ногах, как будто их было… А) 5; Б) 6; В) 7 Г) 8  Антон украл кость, когда Дымка гонялась за…. А) Тузиком; Б) Мурзиком; В)Барбосом Исаенко Проверка выполнения работы:  Откройте учебники и найдите предложения, подтверждающие правильный ответ. Ученики выполняют тестовые задания, выполняют самопроверку, объясняя выбор верного ответа, доказывают правильность выбора, приводя цитаты из текста.   Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить высказывания. . Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
  Физминутка для глаз. А) глаза смотрят вверх-вниз; Б) глаза смотрят влево-вправо; В) глаза смотрят по кругу; Г) глаза смотрят перед собой-вдаль; Д) закрыли глаза ладошками и отдали глазкам тепло своих рук Дети выполняют физминутку.  
2. Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися а) отгадывание загадки б) знакомство с доп. информацией о клестах, знакомятся с биографическими сведениями     Слайд 5, загадка.  Посмотрите на слайд и отгадайте загадку: Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым - Клё! Клё! Клё! – поет со свистом.  Клест.  Что вы о нем знаете?  Прочитайте на слайде информацию о клесте: Слайд 6, клест «Клёст, из-за своих особенностей занимает исключительное положение среди птиц дикой природы. Первая и более важная из них— асимметрия клюва. Концы верхней и нижней челюстей растут друг другу навстречу и перекрещиваются, а выше места пересечения отогнуты слегка в противоположные стороны.»  Какова важная особенность клеста? Слайд 7, клест «Резкое уклонение в строении клюва вызвано спецификой питания птицы. Основной ее пищей служат семена хвойных деревьев, которые на протяжении значительной части года, птица вынуждена извлекать из закрытых, с крепкими защитными покровами, шишек. Изогнутый клюв — тонко и остроумно придуманный природой инструмент, специально предназначенный для такого рода работы. Кроме этого клест использует клюв для ползанья среди густых хвойных веток – там где не получается полететь.»  Зачем птице такой изогнутый клюв? Слайд 8, клест «Вторая, несколько необычная для наших птиц особенность связана со сроками массового размножения. У большинства птиц они приурочены к теплому сезону года, у клестов же — к периодам наибольшей доступности семян хвойных. В зависимости от географии места, погодных и других условий это случается и осенью и даже среди зимы, в конце ее, и ранней весной».  Какова вторая особенность клеста?   Слайд 9, клест «Клест — птица некрупная (чуть больше воробья), коренастого сложения. Лапы короткие, сильные, цепкие, хорошо приспособленные для лазания среди еловых веток. Голова грубая, челюсти развитые, сомкнутые, как мы выяснили, «неправильно». Главный цвет взрослых самцов — красный. Чем старше птица, тем ярче ее наряд. Самки зеленовато-серые.» Слайд 10, клесты  Посмотрите на картинку и определите, кто из птиц самка, а кто самец. 6. Знакомство с автором рассказа: Слайд 11, Юрий Коваль  Эти птицы очень нравятся одному писателю. Юрий Коваль задумался над вопросом: «Каждый ли клёст может стать капитаном?». На этот вопрос он ответил в своей книге «Капитан Клюквин и другие рассказы». Есть у него и другие произведения.  Посмотрите на слайды, познакомьтесь писателем и его произведениями. Слайд 12, биография  Родился: 9 февраля 1938 г., Москва Умер: 2 августа 1995 г.  Один из самых известных и любимых детских писателей СССР и России, его книги многократно переиздавались и переиздаются.  Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы.  В 2008 редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей (её итоги подводятся в день рождения писателя). Слайд 13, его книги - Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке? - Что мы знаем о клестах? Какая же тема нашего урока? -Какие учебные задачи предстоит решить?       Учащиеся отгадывают загадку, знакомятся с дополнительной информацией о клестах.     Учащиеся взаимодействуют в парах - читают текст слайда, формулируют ответы на поставленные вопросы, Знакомятся с автором произведения, формулируют тему, учебные задачи урока.   Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.    
  Изучение нового Цели:-выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией Слайд 14, Юрий Коваль  Итак, каждый ли клест может стать капитаном, мы узнаем, прочитав рассказ «Капитан Клюквин»  Чтение 1 части.  Кто такой капитан Клюквин? Почему ему дали такое имя? Докажите свой ответ с помощью текста. Слайд 15, клест  Посмотрите на картинку слайда, сравните ее с описанием клеста, данным в тексте рассказа.  Чтение 2 части.  что умел делать Клюквин?  Как вы понимаете выражения: «убогая песня», «новое колено в песне», «трели и рулады»?  Чтение 3 части.  Каким было любимое занятие Клюквина?  Чтение 4 части.  О чем узнали, прочитав эту часть? Почему Клюквин не взял семечку из рук, а отвернулся? Какой у него был характер?  Работа по рядам: прочитайте следующие части рассказа и познакомьте нас с интересными подробностями из жизни клеста.  1 ряд – 5 часть, 2 ряд- 6 часть, 3 ряд- 7 часть.  Расскажите, что вы узнали. Дети знакомятся с содержанием текста, анализируют прочитанное. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий
  Физминутка  Поработали мы дружно, Отдохнуть теперь нам нужно.  Солнце поднимается, Ребята просыпаются, Все проснулись, потянулись, Все друг другу улыбнулись. Слайды 16-21 Светит ласковое солнышко Сегодня к нам в оконышко. Бабочка весело порхает И усталость с глаз снимает.   Дети выполняют физминутку.  
  Закрепление нового Цель:-освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Работа в группах Слайд 22, работа в группах  На слайде вы видите задания, выберите себе номер задания и поработайте над ним в группе.  Найдите в тексте описание клеста;  Расскажите о музыкальности клеста;  Как клест появился в доме;  Каким был характер клеста;  Что рассказал бы нам клест о герое рассказа. Дети разбиваются на группы, выполняют задания, оценивают работу учащихся других групп, дополняют их высказывания. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
4. Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане беседа   Лист самооценки   Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:    С каким произведением познакомились на уроке, о ком оно, о чем оно?  Захотелось ли вам дочитать рассказ до конца? Почему?  Пойдете ли в библиотеку, чтобы найти другие произведения Ю.Коваля? Слайд 23, домашнее задание Дома: дочитать рассказ до конца, нарисовать героев рассказа. Слайд 24, спасибо за урок  Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? Спасибо вам за работу на уроке, вы сегодня старались и замечательно работали. Учитель предлагает заполнить лист самооценки.   Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы   Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________ Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать (что?) ______________ Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) _________________ Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________ Осталось непонятным(что?)__________________________ Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? Какой ученицей?) ___________       Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.     Учащиеся заполняют лист самооценки.   познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.   Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.     Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия   Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: