Нормативно-правовые основы организации потребительского рынка в сфере розничной торговли в городе Москве




Главным механизмом управления развитием розничной торговли остается система государственного регулирования. По нашему мнению присутст­вие города (государственное регулирование) на потребительском рын­ке в перспективе должно стать, с одной стороны, более целенаправлен­ным и эффективным и, с другой стороны, менее заметным.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 381-ФЗ от 28 декабря 2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На рисунке 1 показана система государственного регулирования организации торговой деятельности в соответствии с Законом о торговле, где ответственными за разработку нормативных правовых актов являются органы государственной власти города Москвы [8].

 

 

Рисунок 1 - Система государственного регулирования организации торговой деятельности в соответствии с Законом о торговле

В число основных направлений государственного регулирования розничной торговли входит:

- удовлетворение платежеспособных физических, социальных, интеллектуальных потребностей населения, личных и коллек­тивных, в питании, жилье, отдыхе, конкретных товарах, услугах, процессах и т.п.;

- поддержание соответствия между спросом и предложением по объему как в целом, так и по отдельным товарным группам;

- формирование цены на потребительские товары и услуги посредством определения их общественной полезности и установления общественно необходимого времени, затраченного на их производство;

- создание конкурентной среды, стимулирующей повышение эффективности производства через снижение затрат, внедрение до­стижений научно-технического прогресса, специализацию, региональное и международное разделение труда;

- рационализация издержек торговых предприятий [9].

Указанные направления определили роль государственного регулирования розничной торговли в системе общественного воспроизводства, которая выражается в следующем:

- удовлетворении потребности населения в товарах и услугах;

- оптимизации объема и структуры товаров на потребительском рынке с точки зрения соответствия платежеспособному спросу населения;

- способствовании ликвидации предприятий, деятельность которых не отвечает обще­ственным интересам по критериям хозяйственной эффективно­сти и общественной полезности.

Регулирование организации потребительского рынка в сфере розничной торговли осуществляют следующие государственные исполнительные органы города Москвы, представленные на рисунке 2.

Правительство Москвы


Департамент торговли и услуг города Москвы

 

Префектуры административных округов

 
 


Управы районов

Рисунок 2 - Система органов государственной исполнительной власти города Москвы регулирующих организацию потребительского рынка

в сфере розничной торговли

Из рисунка 2 следует, что высшим органом исполнительной власти города Москвы является Правительство, возглавляемое мэром Москвы.

Департамент торговли и услуг является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим:

- функции по реализации государственной политики в сфере оптовой и розничной торговли (в том числе ярмарок), логистики, розничных рынков, обеспечения продовольственной безопасности, агропромышленного комплекса, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, общественного и социального питания, защиты прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, бытового обслуживания населения, использования городской символики, организации похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг;

- функции по предоставлению государственных услуг в сфере оптовой и розничной торговли, розничных рынков, общественного питания, защиты прав потребителей, оборота алкогольной продукции, бытового обслуживания населения, использования городской символики, организации похоронного дела и погребения;
- функции по управлению государственным имуществом в сфере оптовой и розничной торговли, розничных рынков, агропромышленного комплекса, общественного питания, бытового обслуживания населения, организации похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг;
- функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере торговой деятельности; производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; организации похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг.

Департамент торговли и услуг города Москвы осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы и законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, в том числе настоящим Положением.

Департамент торговли и услуг города Москвы осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями [10].

Москва поделена на 8 административных округов, на территории каждого из них практическую реализацию политики Мэра и Правительства Москвы, выполнение планов и программ Правительства Москвы осуществляют такие органы исполнительной власти как префектуры. В сфере розничной торговли эти органы выполняют следующие функции:

- разработка концепции развития потребительского рынка и услуг на территории округа;

- разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятий торговли, улучшению форм обслуживания граждан;

- контроль в установленном порядке за работой предприятий потребительского рынка и услуг;

- контроль за проведением мероприятий по безопасности объектов потребительского рынка в пределах своих полномочий;

- формирование ежегодных планов комплексных проверок предприятий потребительского рынка и услуг;

- координация деятельности органов исполнительной власти, контролирующих и надзорных органов по предупреждению и пресечению несанкционированной торговли;

- организация работы Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка;

- организация изучения спроса и конъюнктуры потребительского рынка на территории округа, создания условий для обеспечения населения услугами торговли, осуществления мероприятий по защите прав потребителей;

- взаимодействие в установленном порядке с субъектами Российской Федерации и странами СНГ в организации ярмарочной торговли в дни Российской агропромышленной недели;

- обеспечение организации и проведения деятельности «ярмарок выходного дня»;

- представление в установленном порядке в Департамент торговли и услуг города Москвы информации о результатах выполнения мероприятий по открытию на территории округа предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе в режиме шаговой доступности;

- разработка, утверждение и проведение корректировки адресных перечней по размещению и открытию объектов торговли (с учетом их типа и специализации) для создания комфортных условий проживания населения в конкретных микрорайонах совместно с Москомархитектурой и управой района округа;

- согласование размещения предприятий оптовой и розничной торговли с учетом потребностей населения округа в соответствии с действующими нормативами;

- координация работы органов исполнительной власти города Москвы по упорядочению размещения мелкорозничной торговой сети на территории округа, в том числе на объектах городского и федерального значения, центральных магистралях, около станций метро, с сохранением комплекса услуг социальной направленности, соблюдением архитектурных и санитарных требований;

- координация развития торговли социально значимыми видами товаров, в том числе сети аккредитованных предприятий потребительского рынка и услуг, работа по предоставлению льготных услуг предприятиями торговли населению округа, в том числе малообеспеченным категориям граждан и лицам льготной категории;

- внесение предложений в Департамент торговли и услуг города Москвы по развитию и сохранению сети предприятий торговли и по соблюдению предприятиями торговли, условий приватизации;

- координация деятельности предприятий торговли в части бесперебойного снабжения населения необходимыми товарами и услугами;

- разработка программы, координация и контроль создания условий доступности и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан на объектах потребительского рынка и услуг в соответствии с нормативными требованиями;

- контроль за работой по комплексному праздничному оформлению предприятий потребительского рынка и услуг в округе;

- осуществление полномочий по государственному контролю в соответствии с федеральными законами и законами, иными нормативными правовыми актами города Москвы;

- контроль в установленном порядке за целевым использованием нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, представленных в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, для размещения предприятий потребительского рынка и услуг;

- контроль за организацией работ по своевременной подготовке плодоовощных предприятий, закрепленных за префектурой округа, к приемке и закладке на длительное хранение продукции нового урожая [11].

В сфере розничной торговли территориальные органы государственной исполнительной власти, а именно управа каждого района города Москвы, осуществляя исполнительно-распорядительную функцию:

- Разрабатывает и вносит предложения по развитию сети потребительского рынка и услуг района;

- Размещает на конкурсной основе в соответствии с утвержденной префектом дислокацией предприятия мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории с учетом потребностей населения;

- Организует работу по комплексному праздничному оформлению предприятий потребительского рынка и услуг в районе;

- Организует сезонную мелкорозничную торговлю на территории района, в том числе проведение праздничных ярмарок, расширенных распродаж товаров сезонного спроса и другие мероприятия районного масштаба, связанные с обслуживание населения;

- Организует работу по упорядочению размещения сети мелкорозничной торговли на территории, с сохранением комплекса услуг социальной направленности, соблюдением архитектурных и санитарных требований в соответствии с нормативными правовыми актами;

- Обеспечивает организацию социально-значимых видов торговли, а так же торговое и обслуживание малообеспеченных слоев населения в районе;

- Согласовывает заявки на лицензированные виды деятельности, поступающие от предприятий потребительского рынка и услуг, для осуществления торговли на территории района.

Осуществляя координирующую деятельность:

- Вносит в префектуру административного округа предложения по организации работы предприятий торговли;

- Изучает спрос и конъюнктуру потребительского рынка на территории, создает условия для обеспечения населения услугами торговли, защиты интересов потребителей; разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности предприятий торговли;

- Оказывает содействие развитию и модернизации предприятий потребительского рынка и услуг;

- Содействует развитию и поддержке малого бизнеса в области потребительского рынка и услуг.

Осуществляет контроль:

- За организацией в аккредитованных предприятиях торговли обслуживания ветеранов ВОВ и лиц льготной категории; контроль за порядком формирования цен на реализуемые товары и услуги;

- За целевым использованием выделенных помещений для развития и сохранения сети предприятий торговли;

- За соблюдением приватизированными предприятиями торговли условий приватизации;

- За бесперебойным обеспечением населения плодоовощной продукцией;

- За организацией питания в школах района, работой школьно-базовых столовых;

- За соблюдением предприятиями продовольственной и непродовольственной торговли требований об обязательном наличии в продаже перечня социально-значимых товаров первой необходимости.

Управа при выполнении своих функций в сфере организации розничной торговли имеет право:

- Получать в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством об учреждении и организаций независимо от их организационно-правовой формы информацию по направлениям работы отдела.

- Запрашивать от подведомственных учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы материалы, расчеты, проекты планов и обоснования, необходимые для составления прогнозов развития района, подготовки предложений по направлениям работы отдела.

- Участвовать в проводимых префектурой мероприятиях по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

- Созывать в установленном порядке Совещания представителей учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы, руководителей подведомственных служб по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

- Посещать учреждения и организации независимо от организационно-правовой формы, расположенные как на территории района, так и вне [12].

Развитие розничной торговли города Москвы осуществляется на основании разрабатываемой целевой программы, учитывая при этом итоги развития предыдущих лет, состояния социально-экономического развития Москвы и Российской Федерации в целом.

На первом месте стоит приоритет социальной направленности функционирования потребительского рынка мегаполиса. Для этого должна быть разработана и осуществлена городская среднесрочная программа как инструмент целевого развития этого сектора экономи­ки города. Она должна органически включать мероприятия ранее при­нятых целевых программ подотраслей и сфер деятельности потребительского рынка, а также новые механизмы и инструменты его социаль­но-экономического развития.

В настоящее время основные критерии и параметры развития определены в «Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на период 2010-2012 годы» утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.12.2009 № 1507-ПП.

Цель программы - реализация политики Правительства Москвы в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания: преодоление кризисных явлений на потребительском рынке города и создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей и гостей столицы на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным для населения ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления.

Основные задачи Программы:

1. Реализация комплекса антикризисных мер на потребительском рынке города.

2. Повышение ценовой доступности товаров и услуг.

3. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города.

4. Повышение территориальной доступности предприятий потребительского рынка и услуг.

5. Обеспечение доступности предприятий потребительского рынка и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

6. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

7. Развитие системы товарообеспечения и логистики на потребительском рынке.

8. Развитие функциональных обеспечивающих подсистем на потребительском рынке.

9. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг [13].

Выводы по разделу:

Потребительский рынок - это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг.

Важнейшим аспектом существования потребительского рынка является розничная торговля, главное назначение которой состоит в реализации товаров конечному потребителю. Она является завершающим этапом движения товара из сферы производства в сферу потребления, где продукт получает свое окончательное общественное признание.

Розничная торговая сеть – это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям

Розничную торговую сеть делят на следующие виды: стационарную, полустационарную, передвижную и посылочную.

Показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли, является товарооборот. Розничный товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении

Показателями, характеризующими качество розничной торговой сети являются:

· обеспеченность населения розничной торговой сетью – торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей;

· доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;

· общая численность торговых предприятий;

· средняя торговая площадь магазина;

· соотношение торговой к неторговой площади магазина.

В настоящее время сеть предприятий потребительского рынка столицы насчитывает более 43,5 тыс. стационарных предприятий (прирост сети к уровню 2009 года составил 113,1%), свыше 16 тыс. объектов мелкорозничной сети, 78 рынков.

Обеспеченность предприятиями потребительского рынка и услуг на тысячу жителей Москвы составляет: в розничной торговле - 755 кв. м торговой площади, в общественном питании - 40,4 посадочных места, в бытовом обслуживании - 7,4 рабочих места.

Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса принадлежит организованной розничной торговле, на которую приходится около 80% оборота розничной торговли. В условиях кризиса у предприятий потребительского рынка и услуг возникли проблемы с финансированием текущей деятельности и реализацией новых инвестиционных проектов, обострились диспропорции в развитии и размещении сети предприятий потребительского рынка и услуг.

Важнейшим направлением развития потребительского рынка и услуг города Москвы является дальнейшее формирование его инфраструктуры, предусматривающее создание комфортных условий проживания населения по месту жительства, повышение качества и культуры обслуживания.

В долгосрочном плане необходимо решить проблему повышения системности развития и размещения предприятий потребительского рынка в рамках хозяйственного комплекса города.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 381-ФЗ от 28 декабря 2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Регулирование организации розничной торговли осуществляют следующие государственные исполнительные органы города Москвы: Правительство Москвы, Департамент торговли и услуг города Москвы, префектуры административных округов, управы районов.

 

 

Анализ социально-экономических показателей развития Дмитровского района города Москвы и деятельности управы района по организации потребительского рынка в сфере розничной торговли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: