Тема: Финансовая структура
Главная задача построения финансовой структуры - получить ответ на вопрос, кто и какие бюджеты на предприятии должен составлять. Правильно построенная финансовая структура позволяет увидеть "ключевые точки", в которых будет формироваться, учитываться и, скорее всего, перераспределяться прибыль, а также осуществляться контроль за расходами и доходами.
Основные термины:
Центр финансовой ответственности (ЦФО) - объект финансовой структуры предприятия, который несет ответственность за все финансовые результаты: выручку, прибыль (убытки), затраты. Конечная цель любого ЦФО - максимизация прибыли. Для каждого ЦФО составляются все три основных бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс.
Как правило, в качестве ЦФО выступают отдельные предприятия; дочерние фирмы холдингов; обособленные подразделения, представительства и филиалы крупных компаний; регионально или технологически обособленные виды деятельности (бизнесы) многопрофильных компаний.
Центр финансового учета (ЦФУ) - объект финансовой структуры предприятия, отвечающий только за некоторые финансовые показатели, например за доходы и часть затрат. Для ЦФУ составляются бюджет доходов и расходов или некоторые частные и вспомогательные бюджеты (бюджет трудовых затрат, бюджет продаж).
В качестве ЦФУ могут выступать основные производственные цеха, участвующие в единых технологических цепочках на предприятиях с последовательным или непрерывным технологическим циклом; производственные (сборочные) цеха; сбытовые службы и подразделения.
Центры финансового учета могут иметь узкую направленность:
|
центр прибыли (профит-центр) - структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых непосредственно связана с реализацией одного или нескольких бизнес-проектов фирмы, обеспечивающих получение и учет прибыли;
центр доходов - структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых направлена на получение дохода и не предусматривает учет прибыли (например, служба сбыта);
центр инвестиций (венчур-центр) - структурное подразделение или группа подразделений, которые непосредственно связаны с организацией новых бизнеспроектов, прибыль от которых ожидается в будущем.
Место возникновения затрат (МВЗ) - объект финансовой структуры предприятия, который отвечает только за расходы. Причем не за все расходы, а за так называемые регулируемые расходы, расходование и экономию которых руководство МВЗ может контролировать. Это подразделения, обслуживающие основные бизнес-процессы. Для МВЗ составляются лишь некоторые вспомогательные бюджеты. В качестве МВЗ могут выступать вспомогательные службы предприятия (хозяйственный отдел, служба охраны, администрация).
МВЗ может также именоваться центром затрат.
Центр учета (ЦУ) - это любой объект финансовой структуры, которым могут быть и ЦФО, и ЦФУ, и МВЗ.
Схема финансовых потоков
Прежде чем сформировать финансовую структуру, нужно проанализировать схему финансовых потоков предприятия. Начинать анализ следует с подразделения или юридического лица, ответственного за исполнение платежей и распределение денежных потоков. Назовем его казначейством (хотя в разных компаниях это подразделение может называться по-разному - финансовое управление, финансовая служба управляющей компании и т. д.). На нем должны «замыкаться» все финансовые потоки компании или холдинга.
|
Пример 1.
Рассмотрим упрощенную структуру реально существующего российского холдинга (см. рисунок 1). Управляющая компания контролирует машиностроительный завод, завод по производству кирпича, карьер, кондитерскую фабрику и ряд небольших фирм. Для реализации своей продукции управляющая компания создала торговый дом. Составим схему финансовых потоков внутри холдинга.
В данном случае в роли казначейства выступает сама управляющая компания, которая работает с банками и другими инвесторами, а при необходимости привлекает кредиты и займы для пополнения оборотных средств холдинга.
Все расчеты с покупателями и поставщиками также осуществляются через управляющую компанию: она заключает договоры поставки сырья с поставщиками и сама перечисляет им деньги (1). В качестве грузополучателей указываются заводы и фабрика, для которых закупается сырье (3).
У управляющей компании существует агентский договор с торговым домом. Хотя торговый дом продает продукцию, получателем всех денежных средств по договору выступает управляющая компания (5), которая перечисляет торговому дому агентское вознаграждение (6). Готовая продукция отправляется напрямую покупателям (4).