Рынок труда – характеристика.
Безработица – определение.
3.
Вопрос (продолжение) предыдущей темы. Профессиональное самоопределение российской молодежи
Основные тенденции профессионального самоопределения российской молодёжи характеризуются следующим:
1. Выбор профессии во многом определяется исходя из совокупности факторов – престиж, оплата труда, возможности профессионального роста, нормальный микроклимат в коллективе и т.д.
2. Выбор профессии доминирует в сфере обслуживания, включая торговлю, а также сфере планирования, учёта, финансовой деятельности. Выбор профессии меньше в области материального производства и сельского хозяйства.
3. Противоречивое отношение молодёжи к трудоустройству в государственном и частном секторе экономики. Хотя государственный сектор молодёжь раньше связывала со стабильностью, то в настоящее время он не оправдывает ожиданий молодого поколения, а потому частный сектор привлекательнее для современных молодых россиян.
4. Необходимость получения второй специальности. Однако денежные затраты не дают желаемого результата, ибо спрос на эти специальности снижается и молодёжь остаётся не у дел.
5. Отсутствие отрицания участия в криминальной сфере деятельности.
6. Наличие преемственности в ряде отраслей профессиональной деятельности.
7. Готовность к смене профессиональной деятельности и получению необходимых навыков.
8. Наличие дополнительных качеств (водительские права, владение иностранным языком, компьютерная грамотность).
Тема. Трудоустройство и проблемы безработицы
В молодёжной среде
В современных условиях трудоустройство (трудовая занятость) молодого поколения оценивается по следующим показателям:
|
|
- общая доля занятых молодых людей;
- общая доля молодых безработных.
В России доля работающей молодежи трудоспособного возраста (15 – 30 лет) в среднем составляет около 25 % (24-30%)от всего трудоспособного населения (то есть показатели близки к общемировому уровню), но в России проблемы трудоустройства молодёжи занимают достаточно скромное место в рамках проводимой молодёжной политики. Проблемами занятости молодого поколения занимается Департамент молодёжной политики Министерства образования и науки. На Федеральном уровне в рамках программы «Молодёжь России 2006-2010 гг.», принятой распоряжением правительства от 22 марта 2005 года существует направление «Профориентация молодых». Во многих российских регионах действуют региональные специальные программы занятости.
По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8% работают по найму, 2,7% владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2% работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5% – другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). Таким образом, подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу. Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями, около десяти процентов занимаются малым бизнесом.
|
|
Общеэкономическое положение страны способствует дифференциации уровня трудовой занятости российской молодёжи в достаточно широких пределах. Более высокий уровень трудоустройства молодого поколения характерен: во-первых, для регионов с высоким уровнем развития промышленности или сельского хозяйства; во-вторых, для регионов, которые являются крупными деловыми центрами; в-третьих, для регионов, обладающих значительным запасом природных ресурсов Выпускники всех уровней профессиональных учебных заведений среди основных причин плохого трудоустройства отмечают:
- отсутствие спроса на интеллектуальные профессии на региональных рынках труда;
- отсутствие госконтрактов на трудоустройство выпускников вузов;
- отсутствие эффективной профориентационной работы в школах;
- недостаточный спрос на специалистов со стороны предприятий и учреждений;
необоснованное требование наличия рабочего стажа.
Трудовую занятость российской молодёжи можно классифицировать следующим образом:
- полная – трудовая деятельность постоянна, рабочий день полный;
- временная – трудовая деятельность непостоянна, рабочий день может быть полным или неполным;
- неполная трудовая деятельность может быть постоянной или непостоянной, рабочий день неполный;
- трудовая незанятость – отсутствие трудовой занятости (безработица).
Трудовая незанятость молодёжи – синоним понятия «молодёжная безработица». По определению МОТ молодым безработным считается человек, который одновременно:
|
|
- не имеет работы (постоянного источника доходов);
- занимается активным поиском работы;
заявляет о готовности приступить к работе и зарегистрирован на бирже труда.
В современной России молодёжная безработица – это социально-экономическое явление, при котором экономически активная часть населения в возрасте от 16 до 29 лет включительно не находит работу и становится исключённым из трудовой деятельности. В зависимости от причины молодёжная безработица делится на добровольную, вынужденную, скрытую, структурную, технологическую, маргинальную.
Добровольная молодёжная безработица обусловлена уходом молодого человека с прежнего места работы по собственному желанию в связи споиском нового места работы.
Вынужденная молодёжная безработица связана с ликвидацией определённого рабочего места или требованием администрации (увольнение). Скрытая молодёжная безработица определяется использованием молодых работников не в полную силу, ниже их возможностей, способностей, знаний и квалификации.
Структурная молодёжная безработица обусловлена диспропорцией спроса и предложения рабочей силы с точки зрения её профессионально-квалификационных качеств. Технологическая молодёжная безработица образуется вследствие усложнения производства и сокращения рабочих мест, где использовался неквалифицированный труд. Маргинальная молодёжная безработица возникает в тех случаях, когда трудовая деятельность накладывает ограничения по определённому признаку (возраст или опыт работы).
По продолжительности различают краткосрочную (1-3 мес.), долгосрочную (3-6 мес.) и хроническую (более 6 мес.) молодёжную безработицу. Найти и выучить самостоятельно четыре фазы безработного.
Молодой безработный характеризуется определённым социальным статусом и, во-первых, независимо от эмоциональных и финансовых соображений должен выполнять ряд обязанностей; во-вторых, сам ответственен за сложившуюся ситуацию и должен найти из неё выход; в-третьих, должен рассматривать свою ситуацию как нежелательную и временную и обязан найти работу любого типа и за любую плату.
В современной России, в зависимости от региона, доля молодых безработных колеблется в пределах 20 – 40 % от всей трудоспособной молодёжи и характеризуется следующими особенностями:
|
|
1. Всё больше в России среди безработных становится юношей и девушек ни дня не проработавших со дня окончания школы или профессионального учебного заведения.
2. Хронической безработицей в большей степени охвачена сельская, нежели городская, молодёжь.
3. Среди безработного молодого населения России доминирует молодёжь в возрасте до 25 лет.
4. Значительная часть молодых россиян становится безработными по независящим от них обстоятельствам (под воздействием рисковых факторов).
5. В основе молодёжной безработицы находится дисбаланс всей социальной системы России.
Отношение экспертов к молодёжной безработице неоднозначное. Одни исследователи полагают, что безработица благоприятно влияет на молодых представителей общества, так или иначе заставляя их проявлять инициативу, стимулирует у работников мотивацию труда, способствует развитию профессиональных навыков, формирует экономическое мышление, способствует самозанятости. Другие считают, что молодёжная безработица – явление для общества скорее негативное, поскольку способствует росту девиантного поведения молодого поколения, правового нигилизма, усилению социальной напряжённости, развитию теневой экономики.
Для того чтобы предотвратить увеличение числа молодых безработных и снизить негативные последствия молодёжной безработицы в Российской Федерации необходимо реализовать комплекс следующих мер:
1. Экономические меры:
- развитие малого и среднего бизнеса;
- организация общественных работ;
- внедрение гибкого графика работы, дифференцированный подход к трудоустройству слабозащищённых слоёв населения, в число которых входит и молодёжь;
- увеличение объёма продукции и услуг во всех отраслях материального производства.
2. Меры, предусматривающие реорганизацию системы образования:
- востребованное профессиональное обучение;
- улучшение системы переподготовки и переквалификации кадров;
- совершенствование системы непрерывного образования;
- совершенствование качественной подготовки специалистов в структуре занятости населения;
- развитие профориентационных услуг.
3. Меры, предусматривающие совершенствование работы служб занятости:
- повышение оперативности и информативности работы служб занятости;
- согласованность в работе с коммерческими структурами, проведение систематических социологических исследований, работа психологических служб;
- создание информационной базы о характере проблем в сфере молодёжной занятости для планирования и прогнозирования действий;
- взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, оказывающими услуги по содействию в трудоустройстве молодого поколения;
- совершенствование и развитие системы компенсаций расходов работодателям;
- создание молодёжных бирж труда, центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации;
разработка целевых программ обеспечения профессиональной занятости выпускников учебных заведений.
Таким образом, для решения проблемы занятости молодежи необходимы следующие меры:
1. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
2. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, потребности в работниках и данных о гражданах, ищущих работу, возможностях профессионального переобучения.
3. Организация общественных работ.
4. Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите
5. Социальная адаптация граждан на рынке труда (программы «Клуб ищущих работу» и «новый старт»)
6. Проведение профориентационной работы с безработными и незанятыми гражданами, их профессиональное обучение
7. Содействие в развитии предпринимательской деятельности
8. Содействие в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности по направлению службы занятости.
Информация (для студентов, получающих высшее образование).
Росстат сообщает, что по состоянию на первое полугодие 2012 года в возрастной группе 15 – 24 лет уровень безработицы составил 16,8%.
«Уровень безработицы среди российской молодёжи составляет всего несколько процентов и остаётся низким в стране», – заявил в сентябре 2012 года на конференции министров по делам молодёжи государств–членов Совета Европы глава Минобрнауки РФ Д.Ливанов. «Мы, безусловно, следим за таким показателем. На сегодняшний день он не является высоким в России, всего несколько процентов», – сказал министр. По его словам, для России актуальна другая проблема – уровень образования должен способствовать карьерному росту и профессиональным достижениям, также надо сделать образование более практичным и нацеленным на потребности рынка труда. Наряду с этим упоминаются и другие цифры. Так, председатель Федерации независимых профсоюзов России М. Шмаков сообщил в феврале прошлого года журналистам, что уровень безработицы среди молодёжи в России достиг почти 30%. «Большой проблемой сегодня является молодёжная безработица, у нас среди молодёжи в возрасте до 25 лет уровень безработицы составляет 27%. Речь идёт о выпускниках вузов и средних специальных учебных заведений, которые не могут найти себе работу», – заявил М. Шмаков.
Уровень безработицы среди молодёжи от 20 до 24 лет в декабре 2011
года, по данным Росстата, составил 12,8%. Следует отметить, что на эту возрастную группу населения приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда. Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе от 15 до 19 лет – 35% в связи с тем, что большое количество молодёжи в этом возрасте всё ещё учится и не имеет опыта трудовой деятельности. По сравнению с ноябрём 2011 года уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 0,9%, в возрасте 20-24 лет – на 0,6%.
Среди молодых специалистов с высшим профессиональным образованием низкий уровень безработицы отмечается по следующим направлениям
подготовки: информатика и вычислительная техника; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; транспортные средства; физико-математические специальности; здравоохранение. Самый низкий уровень безработицы (1,2%) отмечается среди специалистов с высшим профессиональным образованием в сфере здравоохранения.
Если анализировать безработицу среди специалистов со средним профессиональным образованием, то можно отметить высокий уровень безработицы по таким направлениям, как экономика и управление, гуманитарные науки, сельское и рыбное хозяйство (7,4 – 7,2 %), технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, строительство и архитектура (6,8-6,7 %).
Среди населения с начальным профессиональным образованием наибольший уровень безработицы наблюдается в группах профессий для сельского хозяйства, строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ – 10,2 - 9,6%.
В отдельных регионах России уделяется значительное внимание мерам по защите безработной молодёжи. Например, Московская городская дума ещё в апреле 2009 года приняла поправки в местный Закон о трудоустройстве. К ранее существовавшим категориям населения (инвалиды, несовершеннолетние, дети-сироты и т.д.) добавились выпускники вузов, ищущие работу впервые, а также выпускники вузов, имеющие трудовой стаж. Если у работодателя более 100 работников, то устанавливается квота в 2% для инвалидов и ещё 2% – для молодёжи, но нарушение этого пункта грозит всего лишь незначительным штрафом в 2-3 тысячи рублей за каждое рабочее место.
В конце апреля 2009 года было разработано Положение «Об организации временного трудоустройства выпускников вузов и колледжей столицы», которым будут предлагать вновь созданные или специально организованные рабочие места. Кроме того, в 2010 году Московским правительством было принято решение о «размораживании» около 15 тысяч дополнительных вакансий, имеющихся в органах исполнительной власти города, которые уже начали замещаться выпускниками вузов. Также имеется спецпрограмма «Стажировка», направленная на снижение напряженности на рынке труда, работающая с 2009 года. Особое место в содействии в трудоустройстве молодёжи занимают ярмарки вакансий. Ежегодно Департамент труда и занятости населения г. Москвы проводит ярмарки вакансий для молодёжи, на которых ставится цель предложить каждому выпускнику минимум одно рабочее место в соответствии с полученной им профессией и квалификацией.
Однако в подавляющем большинстве субъектов РФ проблеме трудоустройства молодёжи уделяется явно недостаточное внимание: имеются такие регионы, где безработица молодёжи зашкаливает за 50% (к их числу относится Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Ивановская область и др.). Объяснение проблемы высокой безработицы в России в целом и среди молодёжи в частности весьма простое:
за последнее 20-летие проводимого руководством страны «курса реформ»
прекратили существование более 70 тысяч промышленных предприятий и
около 30 тысяч колхозов и совхозов, следствием чего стало в основном трудоустройство экономически активного населения в сфере обслуживания и
торговли. Поэтому многие специалисты после окончания вуза не могут найти
работу по специальности, особенно рынок труда перенасыщен юристами,
экономистами, разного рода менеджерами.
В СССР существовала целая программа по обеспечению трудоустройства выпускников средних специальных и высших учебных заведений, которые
по окончании обучения с получением диплома об образовании приобретали
правовой статус молодого специалиста и направлялись на работу по распределению соответствующих комиссий по распределению молодых специалистов. Законодательством в тот период были предусмотрены для этой категории специалистов различные гарантии и льготы: гарантировалось трудоустройство по месту распределения, выплачивались так называемые подъёмные (несколько должностных окладов при приёме на работу), обязательное предоставление жилплощади и др. С разрушением СССР и переходом к рынку все эти гарантии и льготы прекратили существование, и в настоящее время в основной своей массе после окончания учёбы и получения диплома молодёжь отправляется в «свободное плавание», т.е. по сути дела рассчитывает только на себя, занимаясь трудоустройством самостоятельно.