Информация (для студентов, получающих высшее образование).




Рынок труда – характеристика.

Безработица – определение.

3.

Вопрос (продолжение) предыдущей темы. Профессиональное самоопределение российской молодежи

Основные тенденции профессионального самоопределения российской молодёжи характеризуются следующим:

1. Выбор профессии во многом определяется исходя из совокупности факторов – престиж, оплата труда, возможности профессионального роста, нормальный микроклимат в коллективе и т.д.

2. Выбор профессии доминирует в сфере обслуживания, включая торговлю, а также сфере планирования, учёта, финансовой деятельности. Выбор профессии меньше в области материального производства и сельского хозяйства.

3. Противоречивое отношение молодёжи к трудоустройству в государственном и частном секторе экономики. Хотя государственный сектор молодёжь раньше связывала со стабильностью, то в настоящее время он не оправдывает ожиданий молодого поколения, а потому частный сектор привлекательнее для современных молодых россиян.

4. Необходимость получения второй специальности. Однако денежные затраты не дают желаемого результата, ибо спрос на эти специальности снижается и молодёжь остаётся не у дел.

5. Отсутствие отрицания участия в криминальной сфере деятельности.

6. Наличие преемственности в ряде отраслей профессиональной деятельности.

7. Готовность к смене профессиональной деятельности и получению необходимых навыков.

8. Наличие дополнительных качеств (водительские права, владение иностранным языком, компьютерная грамотность).

 

Тема. Трудоустройство и проблемы безработицы

В молодёжной среде

 

В современных условиях трудоустройство (трудовая занятость) молодого поколения оценивается по следующим показателям:

- общая доля занятых молодых людей;

- общая доля молодых безработных.

В России доля работающей молодежи трудоспособного возраста (15 30 лет) в среднем составляет около 25 % (24-30%)от всего трудоспособного населения (то есть показатели близки к общемировому уровню), но в России проблемы трудоустройства молодёжи занимают достаточно скромное место в рамках проводимой молодёжной политики. Проблемами занятости молодого поколения занимается Департамент молодёжной политики Министерства образования и науки. На Федеральном уровне в рамках программы «Молодёжь России 2006-2010 гг.», принятой распоряжением правительства от 22 марта 2005 года существует направление «Профориентация молодых». Во многих российских регионах действуют региональные специальные программы занятости.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8% работают по найму, 2,7% владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2% работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5% – другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). Таким образом, подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу. Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями, около десяти процентов занимаются малым бизнесом.

Общеэкономическое положение страны способствует дифференциации уровня трудовой занятости российской молодёжи в достаточно широких пределах. Более высокий уровень трудоустройства молодого поколения характерен: во-первых, для регионов с высоким уровнем развития промышленности или сельского хозяйства; во-вторых, для регионов, которые являются крупными деловыми центрами; в-третьих, для регионов, обладающих значительным запасом природных ресурсов Выпускники всех уровней профессиональных учебных заведений среди основных причин плохого трудоустройства отмечают:

- отсутствие спроса на интеллектуальные профессии на региональных рынках труда;

- отсутствие госконтрактов на трудоустройство выпускников вузов;

- отсутствие эффективной профориентационной работы в школах;

- недостаточный спрос на специалистов со стороны предприятий и учреждений;

необоснованное требование наличия рабочего стажа.

Трудовую занятость российской молодёжи можно классифицировать следующим образом:

- полная – трудовая деятельность постоянна, рабочий день полный;

- временная – трудовая деятельность непостоянна, рабочий день может быть полным или неполным;

- неполная трудовая деятельность может быть постоянной или непостоянной, рабочий день неполный;

- трудовая незанятость – отсутствие трудовой занятости (безработица).

Трудовая незанятость молодёжи – синоним понятия «молодёжная безработица». По определению МОТ молодым безработным считается человек, который одновременно:

- не имеет работы (постоянного источника доходов);

- занимается активным поиском работы;

заявляет о готовности приступить к работе и зарегистрирован на бирже труда.

В современной России молодёжная безработица – это социально-экономическое явление, при котором экономически активная часть населения в возрасте от 16 до 29 лет включительно не находит работу и становится исключённым из трудовой деятельности. В зависимости от причины молодёжная безработица делится на добровольную, вынужденную, скрытую, структурную, технологическую, маргинальную.

Добровольная молодёжная безработица обусловлена уходом молодого человека с прежнего места работы по собственному желанию в связи споиском нового места работы.

Вынужденная молодёжная безработица связана с ликвидацией определённого рабочего места или требованием администрации (увольнение). Скрытая молодёжная безработица определяется использованием молодых работников не в полную силу, ниже их возможностей, способностей, знаний и квалификации.

Структурная молодёжная безработица обусловлена диспропорцией спроса и предложения рабочей силы с точки зрения её профессионально-квалификационных качеств. Технологическая молодёжная безработица образуется вследствие усложнения производства и сокращения рабочих мест, где использовался неквалифицированный труд. Маргинальная молодёжная безработица возникает в тех случаях, когда трудовая деятельность накладывает ограничения по определённому признаку (возраст или опыт работы).

По продолжительности различают краткосрочную (1-3 мес.), долгосрочную (3-6 мес.) и хроническую (более 6 мес.) молодёжную безработицу. Найти и выучить самостоятельно четыре фазы безработного.

Молодой безработный характеризуется определённым социальным статусом и, во-первых, независимо от эмоциональных и финансовых соображений должен выполнять ряд обязанностей; во-вторых, сам ответственен за сложившуюся ситуацию и должен найти из неё выход; в-третьих, должен рассматривать свою ситуацию как нежелательную и временную и обязан найти работу любого типа и за любую плату.

В современной России, в зависимости от региона, доля молодых безработных колеблется в пределах 20 – 40 % от всей трудоспособной молодёжи и характеризуется следующими особенностями:

1. Всё больше в России среди безработных становится юношей и девушек ни дня не проработавших со дня окончания школы или профессионального учебного заведения.

2. Хронической безработицей в большей степени охвачена сельская, нежели городская, молодёжь.

3. Среди безработного молодого населения России доминирует молодёжь в возрасте до 25 лет.

4. Значительная часть молодых россиян становится безработными по независящим от них обстоятельствам (под воздействием рисковых факторов).

5. В основе молодёжной безработицы находится дисбаланс всей социальной системы России.

Отношение экспертов к молодёжной безработице неоднозначное. Одни исследователи полагают, что безработица благоприятно влияет на молодых представителей общества, так или иначе заставляя их проявлять инициативу, стимулирует у работников мотивацию труда, способствует развитию профессиональных навыков, формирует экономическое мышление, способствует самозанятости. Другие считают, что молодёжная безработица – явление для общества скорее негативное, поскольку способствует росту девиантного поведения молодого поколения, правового нигилизма, усилению социальной напряжённости, развитию теневой экономики.

Для того чтобы предотвратить увеличение числа молодых безработных и снизить негативные последствия молодёжной безработицы в Российской Федерации необходимо реализовать комплекс следующих мер:

1. Экономические меры:

- развитие малого и среднего бизнеса;

- организация общественных работ;

- внедрение гибкого графика работы, дифференцированный подход к трудоустройству слабозащищённых слоёв населения, в число которых входит и молодёжь;

- увеличение объёма продукции и услуг во всех отраслях материального производства.

2. Меры, предусматривающие реорганизацию системы образования:

- востребованное профессиональное обучение;

- улучшение системы переподготовки и переквалификации кадров;

- совершенствование системы непрерывного образования;

- совершенствование качественной подготовки специалистов в структуре занятости населения;

- развитие профориентационных услуг.

3. Меры, предусматривающие совершенствование работы служб занятости:

- повышение оперативности и информативности работы служб занятости;

- согласованность в работе с коммерческими структурами, проведение систематических социологических исследований, работа психологических служб;

- создание информационной базы о характере проблем в сфере молодёжной занятости для планирования и прогнозирования действий;

- взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, оказывающими услуги по содействию в трудоустройстве молодого поколения;

- совершенствование и развитие системы компенсаций расходов работодателям;

- создание молодёжных бирж труда, центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации;

разработка целевых программ обеспечения профессиональной занятости выпускников учебных заведений.

Таким образом, для решения проблемы занятости молодежи необходимы следующие меры:

1. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

2. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, потребности в работниках и данных о гражданах, ищущих работу, возможностях профессионального переобучения.

3. Организация общественных работ.

4. Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

5. Социальная адаптация граждан на рынке труда (программы «Клуб ищущих работу» и «новый старт»)

6. Проведение профориентационной работы с безработными и незанятыми гражданами, их профессиональное обучение

7. Содействие в развитии предпринимательской деятельности

8. Содействие в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности по направлению службы занятости.

 

Информация (для студентов, получающих высшее образование).

Росстат сообщает, что по состоянию на первое полугодие 2012 года в возрастной группе 15 – 24 лет уровень безработицы составил 16,8%.

«Уровень безработицы среди российской молодёжи составляет всего несколько процентов и остаётся низким в стране», – заявил в сентябре 2012 года на конференции министров по делам молодёжи государств–членов Совета Европы глава Минобрнауки РФ Д.Ливанов. «Мы, безусловно, следим за таким показателем. На сегодняшний день он не является высоким в России, всего несколько процентов», – сказал министр. По его словам, для России актуальна другая проблема – уровень образования должен способствовать карьерному росту и профессиональным достижениям, также надо сделать образование более практичным и нацеленным на потребности рынка труда. Наряду с этим упоминаются и другие цифры. Так, председатель Федерации независимых профсоюзов России М. Шмаков сообщил в феврале прошлого года журналистам, что уровень безработицы среди молодёжи в России достиг почти 30%. «Большой проблемой сегодня является молодёжная безработица, у нас среди молодёжи в возрасте до 25 лет уровень безработицы составляет 27%. Речь идёт о выпускниках вузов и средних специальных учебных заведений, которые не могут найти себе работу», – заявил М. Шмаков.

Уровень безработицы среди молодёжи от 20 до 24 лет в декабре 2011

года, по данным Росстата, составил 12,8%. Следует отметить, что на эту возрастную группу населения приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда. Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе от 15 до 19 лет – 35% в связи с тем, что большое количество молодёжи в этом возрасте всё ещё учится и не имеет опыта трудовой деятельности. По сравнению с ноябрём 2011 года уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 0,9%, в возрасте 20-24 лет – на 0,6%.

Среди молодых специалистов с высшим профессиональным образованием низкий уровень безработицы отмечается по следующим направлениям

подготовки: информатика и вычислительная техника; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; транспортные средства; физико-математические специальности; здравоохранение. Самый низкий уровень безработицы (1,2%) отмечается среди специалистов с высшим профессиональным образованием в сфере здравоохранения.

Если анализировать безработицу среди специалистов со средним профессиональным образованием, то можно отметить высокий уровень безработицы по таким направлениям, как экономика и управление, гуманитарные науки, сельское и рыбное хозяйство (7,4 – 7,2 %), технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, строительство и архитектура (6,8-6,7 %).

Среди населения с начальным профессиональным образованием наибольший уровень безработицы наблюдается в группах профессий для сельского хозяйства, строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ – 10,2 - 9,6%.

В отдельных регионах России уделяется значительное внимание мерам по защите безработной молодёжи. Например, Московская городская дума ещё в апреле 2009 года приняла поправки в местный Закон о трудоустройстве. К ранее существовавшим категориям населения (инвалиды, несовершеннолетние, дети-сироты и т.д.) добавились выпускники вузов, ищущие работу впервые, а также выпускники вузов, имеющие трудовой стаж. Если у работодателя более 100 работников, то устанавливается квота в 2% для инвалидов и ещё 2% – для молодёжи, но нарушение этого пункта грозит всего лишь незначительным штрафом в 2-3 тысячи рублей за каждое рабочее место.

В конце апреля 2009 года было разработано Положение «Об организации временного трудоустройства выпускников вузов и колледжей столицы», которым будут предлагать вновь созданные или специально организованные рабочие места. Кроме того, в 2010 году Московским правительством было принято решение о «размораживании» около 15 тысяч дополнительных вакансий, имеющихся в органах исполнительной власти города, которые уже начали замещаться выпускниками вузов. Также имеется спецпрограмма «Стажировка», направленная на снижение напряженности на рынке труда, работающая с 2009 года. Особое место в содействии в трудоустройстве молодёжи занимают ярмарки вакансий. Ежегодно Департамент труда и занятости населения г. Москвы проводит ярмарки вакансий для молодёжи, на которых ставится цель предложить каждому выпускнику минимум одно рабочее место в соответствии с полученной им профессией и квалификацией.

Однако в подавляющем большинстве субъектов РФ проблеме трудоустройства молодёжи уделяется явно недостаточное внимание: имеются такие регионы, где безработица молодёжи зашкаливает за 50% (к их числу относится Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Ивановская область и др.). Объяснение проблемы высокой безработицы в России в целом и среди молодёжи в частности весьма простое:

за последнее 20-летие проводимого руководством страны «курса реформ»

прекратили существование более 70 тысяч промышленных предприятий и

около 30 тысяч колхозов и совхозов, следствием чего стало в основном трудоустройство экономически активного населения в сфере обслуживания и

торговли. Поэтому многие специалисты после окончания вуза не могут найти

работу по специальности, особенно рынок труда перенасыщен юристами,

экономистами, разного рода менеджерами.

В СССР существовала целая программа по обеспечению трудоустройства выпускников средних специальных и высших учебных заведений, которые

по окончании обучения с получением диплома об образовании приобретали

правовой статус молодого специалиста и направлялись на работу по распределению соответствующих комиссий по распределению молодых специалистов. Законодательством в тот период были предусмотрены для этой категории специалистов различные гарантии и льготы: гарантировалось трудоустройство по месту распределения, выплачивались так называемые подъёмные (несколько должностных окладов при приёме на работу), обязательное предоставление жилплощади и др. С разрушением СССР и переходом к рынку все эти гарантии и льготы прекратили существование, и в настоящее время в основной своей массе после окончания учёбы и получения диплома молодёжь отправляется в «свободное плавание», т.е. по сути дела рассчитывает только на себя, занимаясь трудоустройством самостоятельно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: