Организация сбора отходов упаковки, текстиля, бумаги и пр., создание специализированных площадок (в разрезе участия РОП)
Расширенная ответственность производителя (РОП) направлена на обеспечение утилизации товаропроизводителями и импортерами продукции, которую они выводят на рынок. Этот инструмент введен в российское законодательство по аналогии с европейским, но имеет существенные отличия, тормозящие развитие отрасли обращения с отходами в нужном направлении.
В Европе у товаропроизводителей есть целевые показатели по уровню утилизации, достижение которых они должны обеспечивать, самостоятельно оплачивая услуги специализированных компаний, а затем отчитаться перед государством. В разных странах это происходит разными способами, но их объединяет одно общее: обязанность товаропроизводителя обеспечивать сбор и утилизацию отходов подкрепляется правом и возможностями для такой работы.
В России у товаропроизводителя есть выбор: или самостоятельно инвестировать в утилизацию, или отдать деньги государству и государство должно обеспечить утилизацию за товаропроизводителя. Однако по факту, речь идет о разных суммах. Расходы на организацию раздельного сбора отходов и передачу их утилизатору в разы превышает ставки экологического сбора для различных видов тары и упаковки. В итоге товаропроизводитель чаще всего выбирает путь доверить свою ответственность государству. При этом, согласно законодательству, на организацию инфраструктуры по раздельному накоплению (сбору) деньги из бюджета не выделяются, а субсидируется строительство сортировок. Вторичное сырье, извлеченное из смешанных ТКО, имеет значительно худшее качество, чем собранное раздельно, а часть его и вовсе теряется для переработки безвозвратно.
|
Раздельное накопление ОИТ на контейнерных площадках.
В рамках действующего правового поля раздельное накопление отходов от использования товаров (ОИТ) на придомовой территории может быть организовано как на контейнерной площадке, так и вне ее.
На контейнерной площадке РНО допускается только или самим Регоператором, или с его письменного разрешения другими отраслевыми операторами.
Действующее законодательство сформировало такие условия, при которых возникает парадокс: Региональному оператору выгоднее собрать смешанные отходы и извлекать вторичное сырье уже из смешанных, чем внедрять раздельное накопление своими силами или с привлечением отраслевых операторов.
Регуляторы отрасли считают, что простимулировать Регионального оператора внедрять раздельный сбор (накопление) отходов могут прямые договора на инвестирование в инфраструктуру раздельного накопления со стороны товаропроизводителя, реализующего РОП. К сожалению, сотрудничество товаропроизводителей с Региональным оператором в рамках РОП затрудняется по причине низких ставок экосбора: суммы, которые готовы товаропроизводители инвестировать в раздельный сбор - недостаточны для покрытия реальных расходов на функционирование раздельного накопления, а бОльшие суммы непривлекательны самому товаропроизводителю, ему выгоднее выплатить экосбор в бюджет. Из бюджета деньги на создание РНО - не выделяются.
Таким образом, чтобы все-таки обеспечивать поток вторичного сырья от населения на переработку, товаропроизводителям, или их агентам, приходится рассматривать иные варианты работы.
|
Организация раздельного накопления ОИТ за пределами контейнерной площадки. Согласно действующему законодательству, такие места раздельного накопления должны быть специально организованы и согласованы с теми органами власти, которые управляют этой территорией. Это означает, что в случае отказа Регоператора организовывать РНО на контейнерной площадке, региональные или муниципальные власти могут выделить подходящее место и разрешить вести такую деятельность другим отраслевым операторам. Конфликт интересов в то же время сохраняется: собранные раздельно ОИТ уже не попадут в состав ТКО и не станут собственностью Регионального оператора. При этом выручка регионального оператора уменьшится по причине сокращения количества смешанных отходов, вывозимых по контрактам от населения. В связи с очевидной неизбежностью такого конфликта логично предположить, что власти будут уклоняться от выделения мест под РНО, а Региональный оператор и его субподрядчики станут препятствовать работе таких проектов даже и не совсем легальными способами.