Прием отходов от использования товаров в общедоступных местах.




Прогнозируя вышеописанное развитие событий, на данном этапе реформирования законодательства хорошей альтернативой мы считаем организацию пунктов приема вторичных ресурсов (ОИТ) от населения в общедоступных местах. Учитывая опыт Европейского сообщества, наиболее удобным видится размещения таких пунктов с участием ритейла либо внутри гипермаркетов и супермаркетов, либо на примыкающих к ним парковочных территориях. Это может быть система контейнеров для различных видов вторичного сырья без приемщика или с приемщиком, а также вендинговые аппараты.

 

Препятствия для развития:

  1. Нежелание ритейла сотрудничать с товаропроизводителями, заготовителями и переработчиками в предоставлении им возможностей для организации таких пунктов. Причина: нет ни обязанности, ни достойной заинтересованности.
  2. Инструмент залоговой стоимости тары мог бы привлечь покупателя сдавать вторсырье в пунктах при ритейле, а затем идти в магазин за покупками, тем самым повышая покупательский трафик. Однако пока в законодательстве нет предпосылок для возникновения такого инструмента;
  3. Недостаточная зарегулированность в законодательстве аспектов права перехода собственности на отходы;
  4. Невозможность в рамках правового поля выкупать вторичное сырье у населения, т.к. существует обязанность физических лиц уплачивать НДФЛ на полученный от продажи вторичного сырья доход, но размер дохода настолько мал, что для жителей проще выкинуть эти отходы в мусор, чем заниматься заполнением налоговых деклараций

 

В рамках действующего законодательства нам видится наиболее приемлемым вариантом вовлекать ритейл в такую работу в качестве оператора пунктов приема вторичного сырья со всеми вытекающими последствиями по организации, обслуживанию и контролю функционирования проектов. Деятельность по раздельному накоплению ОИТ от населения может стать услугой, которую ритейл будет оказывать заинтересованным в этом сырье лицам по агентскому договору. Привлекательностью такой деятельности для ритейла может стать растущий трафик покупателей, а также доход от предоставления услуги.

 

Пути решения проблемы путем внесения изменений в законодательную и нормативно-правовую базу:

  1. Необходимо повысить ставки экологического сбора для товаропроизводителей до уровня, позволяющего покрыть затраты на организацию инфраструктуры раздельного накопления, транспортировки, обработки и утилизации отходов; это сделает путь самостоятельного обеспечения утилизации более привлекательным.
  2. Заложить в обязанности региональных операторов и муниципальных властей достижение определенных целевых показателей по обеспечению уровня раздельного накопления, сбора и утилизации ОИТ. Это позволит объединить усилия региональных операторов, местных властей и субъектов РОП в достижении общей цели.
  3. Ввести ответственность ритейла за обеспечение условий для сбора тары и упаковки, продаваемых в розничной сети. Это позволит создать большую заинтересованность ритейла в развитии такого формата сбора ОИТ и повышении его эффективности;
  4. Необходимо отменить НДФЛ с доходов от продажи вторичного сырья так, как это сделали для макулатуры, для создания финансовых стимулов вовлечения населения в сбор ОИТ.

 

Для стимулирования общего уровня переработки отходов, образующихся в России с применением механизма РОП, предлагаются также следующие меры:

 

a. Довести нормативы утилизации отходов тары и упаковки до 100% в кратчайшие сроки. Опережающий рост нормативов утилизации создаст стимулы для развития инфраструктуры сбора и переработки отходов, а также для замены труднособираемых и перебатываемых видов тары и упаковки на легко собираемые и утилизируемые;

b. Запретить зачет исполнения РОП вторичным сырьем, извлеченным из смешанных отходов для стимулирования развития именно раздельного сбора (накопления). На переходный период можно ввести понижающие коэффициенты;

c. В группе “пластиковая тара” разбить товары по видам материалов для блокирования попыток товаропроизводителей закрыть свои обязательство по утилизации труднособираемых и утилизируемых отходов за счет легкособираемых и утилизируемых.

d. Композитные материалы выделять в перечне товаров, подлежащих обязательной утилизации, отдельной строкой, что позволить направить средства товаропроизводителя на сбор и утилизацию именно этих товаров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: