Семинарское занятие №3
ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Задача 1. Назовите десять наиболее распространенных преступлений несовершеннолетних и взрослых преступников, сравните их и проанализируйте. Какая мотивация лежит в основе самых распространенных преступлений несовершеннолетних?
Задача 2. Используя приведенные в таблице данные о количестве зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, определите основные показатели динамики преступности несовершеннолетних (абсолютный рост (снижение), темп прироста (снижения), а также ее удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений в России.
Год | Всего зарегистр. преступлен. | Зарегистрир., преступления, совершенные н/л – абсол. показатель | Абсолютн. количествен. рост либо снижение к предшест. году | Абсолютн. количествен. рост либо снижение к 2000 г. | Темп прироста (снижения) % к предшест. году | Темп прироста (снижения) % к 2000 г. | Удельный вес зарегистр. преступлений, совершен. н/л, в общем числе зарегистр. преступлений, % |
2 952 367 | 195 467 | ||||||
2 968 255 | 185 379 | ||||||
Задача 3. Ниже приводятся коэффициенты преступной активности несовершеннолетних (число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними на 100 тысяч человек населения в возрасте 14-17 лет) в Российской Федерации:
|
Определите темпы прироста коэффициентов преступной активности несовершеннолетних.
Задача 4. Ознакомьтесь с нижеперечисленными данными о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и оцените состояние и динамику отдельных видов преступлений.
Доля преступлений несовершеннолетних по отдельным видам преступности (в %)
Все преступления | 16,4 |
Тяжкие | 17,0 |
Грабежи и разбои | 29,0 |
Кражи | 56,2 |
из складов, баз, магазинов | 31,5 |
из ларьков, палаток | 47,6 |
из квартир | 25,9 |
из транспортных средств | 54,2 |
Хулиганство | 13,0 |
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) | 30,5 |
Динамика отдельных видов преступлений, совершенных подростками и при их участии
Виды преступлений | 2009г. | 2010 г. | 2011 г. | 2013 г. |
Умышленные убийства | ||||
Тяжкие телесные повреждения | ||||
Изнасилования | ||||
Грабежи и разбойные нападения | ||||
Кражи | ||||
Хищения оружия и боеприпасов | ||||
Хулиганство | ||||
Угоны транспортных средств |
Семинарское занятие № 4
|
ЛИЧНОСТНО-СТРУКТУРНЫЕ И НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Задача 1. Данные о личности несовершеннолетнего преступника Х района Н области за 1995, 2000, 2005 и 2010годы, в абсолютных показателях.
Год | Пол | Возраст, лет | Образование | ||||||||||||
М | Ж | 14-15 | 16-17 | начальное | среднее | проф.технич. | среднее спец | ||||||||
м | ж | м | ж | ||||||||||||
Социальное Положение | Преступления совершенные | ||||||||||||||
учащиеся | студенты | рабочие | не работающие и не учащиеся | в преступной группе | в том числе, в преступной группе с участием взрослых | в состоянии алкогольного опьянения | в состоянии наркотического опьянения | ||||||||
На основе представленной выше таблицы требуется изучить личность преступника в соответствии с признаками, заложенными в ней, сделать наиболее важные криминологические выводы, а также ответить на следующие вопросы:
1.Какой удельный вес несовершеннолетних женского пола среди лиц, совершивших преступления (общий; в зависимости от возрастных групп; в динамике)? Что может влиять на изменение доли лиц женского пола среди несовершеннолетних преступников?
|
2.Охарактеризуйте образовательный уровень несовершеннолетних преступников? Что повлияло на изменение образовательного уровня несовершеннолетних преступников за последние десять лет?
3.Изменилось ли социальное положение несовершеннолетних, совершивших преступления? Какие криминогенные факторы имеют место в данном случае?
4.О чем свидетельствует высокий удельный вес совершенных несовершеннолетними преступлений в группе, а также в группе с участием взрослых преступников?
5.В чем сущность социальной опасности алкоголизма и наркотизма несовершеннолетних? Какие изменения произошли при совершении преступлений несовершеннолетними в состоянии опьянения за последние десять лет по условиям задачи?
Задача 2. Ознакомьтесь с условными данными о преступности молодежи и подростков и оцените ее динамику.
Категории преступников | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Выявлено лиц, совершивших преступления в возрасте 14-29 лет. В том числе в возрасте 14-17 лет | ||||
Доля лиц, совершивших преступления в возрасте 14-19 лет (в %) В том числе в возрасте 14-17 лет (в %) | 57,9 17,7 | 56,3 17,1 | 55,0 16,7 | 54,5 16,4 |
Задача 3. По материалам средств массовой информации подготовьте ситуацию, в которой бы было отражено преступное поведение несовершеннолетних. Какую роль играет изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя с точки зрения: а) назначения наказания; б) достижения целей уголовного наказания.
а) Школьники Иванов Витя и Васечкин Сергей, учащиеся средней школы № 77, избили своего одноклассника, который отказывался отдавать им деньги. По данному факту возбуждено уголовное дело.
б) Пятнадцатилетний Сорокин Вовапривлечен к угловой ответственности за убийство отчима, материалы дела переданы в суд.
в) Четырнадцатилетний Антон Мурашов обокрал дом своего соседа – живущего в соседнем частном доме. Свою вину на следствии он признал. Дело было передано в суд. При этом ни личность, ни причины, ни условия жизни и воспитания, не были выяснены.
Ответьте на вопросы по каждой ситуации, моделируя их.
- Какова роль изучения личность обвиняемого, мотивов индивидуального преступного поведения, причин и условий преступления в каждом случае при назначении наказания?
- Какую роль могут сыграть в защите обвиняемого изучение его личности, мотивов преступления, анализ причин и условий преступления?
Семинарское занятие № 5