(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» в г.Череповце (ИМИТ «СПбГПУ»)
Кафедра экономики
эссе 4
Дисциплина: «Философия »
Выполнил студент группы 531ш Захаров Сергей Валерьевич
(Ф.И.О., полностью)
№ зачетной книжки__________
Руководитель Тихонов Иван Артурович
(Ф.И.О., полностью)
«24» февраля_ 2014_ г.
___________ ______________
отметка о зачете подпись преподавателя
г. Череповец
2014 г
1. Как вы считаете, существует ли судьба и что это такое?
Что значит судьба, она дана человеку свыше или же он сам творит ее? Он часто мы слышим судьба или не судьба. Кто-то считает, что судьба предначертана свыше, т.е. человек все делает по заданной программе. Если мы что-то делаем, но это не получается, то говорим: значит не судьба.
А может ли человек управлять своей судьбой? Наварное может. Вот например он может начать пить, курить, воровать, т.е начнет скатываться вниз. А может, наоборот, с самого дна подняться на гору. Человеку дана возможность творить свою судьбу, свой жизненный путь он определяет для себя сам. Конечно, бывает так, что с самого детства за него начинают решать его родители, и тогда этот человек может быть несчастлив, так как он делает не то что он хочет, а то что хотят его родители.
Лично — я, согласен с фразой Шекспира — «Люди — хозяева своей судьбы».
Но, я также считаю что не стоит слишком слабо или слишком сильно оценивать данную фразу.
Для начала, давайте возьмем обычный путь человека, в принципе — он как и у всех существ на земле — питаться, спать, пить, размножится для потомства.
Это основные вещи которые человек просто обязан делать — и будет делать всегда — иначе он умрет раньше своего «назначенного времени».
|
В прочем, отсюда все и начинается — Мы сами придумали все остальное… Абсолютно все то чем можно заниматься в жизни мы придумали сами, и используем по собственному желанию то или иное.
Нас, ни кто не заставляет делать то или иное.
Но, есть вещи, правила и прочее, которое случается в любом случае — это не судьба и не ещё что ни будь, это равновесие жизни.
Просто, человек в одно время нашел лучшее определение всех проблем и все что не поддается ни каким объяснениям — называя судьбой.
Но ведь, именно мы можем изменить — все.
По крайней мере в своей жизни.
Мы можем умереть в любой момент жизни,
Мы можем смеяться в любой момент жизни.
Мы можем плакать в любой момент жизни.
Ни кто нам этого не может запретить, сделать.
И по моему глупо опирать все проблемы, удачи и счастья — на судьбу.
Ещё с детства, мы выбрали свой какой-то путь — которому поддаемся на протяжении всей жизни. Одни люди злые другие добрые, но такие или иные они от собственного желания, а не от желания судьбы.
И скорее всего этому вина — мы сами — то как мы родились, то как мы поняли мир — и есть наша «Стезя» в жизни.
Если человек добрый — он делает добро и его максимальные знания — относятся ближе к добру нежели к злу.
Поэтому ему кажется — что его судьба быть дорым.
Чувства злости, мести и ярости ему просто не известны, а возможно порой и отпугивают — и лишь по этому он не хочет делать что-то плохое.
Этот так называемый «Страх» и «нежелание» ходит за нами по пятам, всю жизнь.
Естественно что в старшем возрасте довольно сложно изменится — и поменять взгляды на мир, поэтому мы порой считаем что судьба и прочее — нами руководит именно так.
|
Но, давайте немного больше затронем, бумеранги жизни — которые тоже каким-то боком относятся к «судьба».
Я считаю что данные вещи — созданы не искусственно, и присутствуют в мире, как общие правила всей нашей планеты.
Если мы кидаем — палку в стену — она отлетает, но это ведь не из за судьбы и не из за чего-то ещё.
Это мир так устроен, и она будет возвращаться столько раз, сколько мы её кинем.
Поэтому — совершая поступки стоит подумать и думать о их последствиях — что принесет то или иное.
В таком случае мы наиболее сильно сможем понять мир — и его отношение в целом.
Фраза говорит: «Люди — Хозяева своей судьбы».
Значит мы её строим — и мы её можем менять в любом нужном нам направлении.
Но, часто сложно изогнуть именно так как нужно, но в любом случае — все заканчивается так как мы хотим.
Возможно не в точности — но это проблема лично нашего представления и понимая того или иного.
Ну и напоследок хочется сказать — Нас ни кто не заставляет делать то или иное, мы сами можем предусмотреть и изменить свое будущее и настоящее.
И сами можем выбрать что мы будем вспоминать.
Ни какой, написанной и готовой судьбы — нет.
Так-же советую прочесть Эссе — «Жизнь игра, а люди в ней актеры»
Судьба
Рано или поздно каждый из нас задается вопросом: «Верите ли вы в судьбу?». Мудрые философы твердили: «Каждому человеку судьбу создают его собственные нравы» (Непот Корнелий), «Умей оставаться самим собой, и ты никогда не станешь игрушкой в руках судьбы» (Парацельс), «Всякий человек есть творец своей судьбы» (Саллюстрий). Неудивительно, ведь понятия «судьба» понимают по-разному.
|
Сколько людей – столько и мнений. Одни твердят, что от судьбы не уйти, ее не изменить. К примеру, выходишь замуж, думаешь, сколько лет встречался, и ничего не смогло разлучить меня с ним – это судьба. Или, кто-то обрел богатство, а кто подвергся бедности, или несчастью. И, все также, ссылаются на неприступность судьбы. Люди верят в судьбу, ее независимость от человеческих желаний. А может это удел слабости, страха, боязни перед ответственностью за свои решения и поступки? Удобнее всего сослаться на судьбу и ничего не делать, просто смириться. Разве мы не должны бороться за свое счастья, изменить что-то? Уверен, каждый из нас обязан жить, а значит, как терпеть неудачи, так и бороться с ними. Уметь держать удар – знак целеустремленности. Иначе для чего жить, если ты плывешь по течению, присматриваясь только к «берегам жизненной суеты». Жизнь превращается в существование, а это неправильно. Мы не для этого родились, не для этого живем.
Другие твердят, что каждый из нас – кузнец, творец, создатель и учитель своей судьбы. Я полностью склоняюсь к этому мнению. Ведь все мы имеем право выбора. Кем стать, чем заниматься, с кем общаться, какую музыку слушать и т.д.. Кто-то
Я считаю, что нельзя отрицать существование судьбы. Мы её не можем потрогать, понюхать, пощупать, но она есть. Бывает, не думаешь ни о чем, ничего не ждешь, и вдруг встречаешь человека, который меняет твою жизнь. Чем не судьба?
Не отрицаю, что человек сам строит свою судьбу, свою жизнь, но на решения влияет не только сам человек, но и общество.
В детстве я очень хотела стать певицей. Прям жаждала этого, но голоса не было (слух был, но не голос). И как я не старалась, ничего не получалось. Мне не удалось построить свою судьбу так, как мне хочется. Пришлось уйти в спорт, который сделал меня такой, какая я есть.
Так что, не всё зависит от нас. Есть НЕЧТО и всё тут.
При анализе первого вопроса необходимо рассмотреть исторические модификации осмысления судьбы в европейской культуре: фатально-героическую (античность), сакрально-фаталистическую (средневековье), антропоцентрическую (Возрождение), натуралистическую (Просвещение), эволюционную (XIX век), технократическую (XX век). В религиозной традиции индивидуальная судьба человека объясняется фаталистически, но при этом обосновывается как жесткая (ислам, иудаизм, христианство), так и мягкая форма (конфуцианство, даосизм, индуизм) предопределения жизненного пути человека Высшей Реальностью. В связи с обострением социокультурных противоречий в XX веке проблема судьбы получает трагическое звучание в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс). В современном обществе происходит повышение интереса к астрологии и хиромантии, усиление внимания науки к прогнозированию судьбы отдельного человека и общества в целом.
Раскрытие второго вопроса предполагает выделение и характеристику структурных элементов судьбы (фортуна, фатум, призвание, свобода воли) в их взаимосвязи и единстве.
В современных этических, психологических и теологических концепциях получили всестороннюю разработку два главных способа реализации судьбы: быть самим собой и быть другим. Важнейшим средством формирования жизненного
пути выступает родительское программирование, закладывающее основы отношения человека к самому себе, другим людям, собственной судьбе.
Анализ третьего вопроса целесообразно начать с обоснования положения о том, что понимание счастья человеком в решающей мере предопределяет оценку его судьбы. Духовный опыт человечества показывает, что средства, ведущие к счастью, нельзя отождествлять с самим счастьем, что качественной характеристикой счастья является состояние длительного и полного удовлетворения, радости, что счастье - это награда личности за добродетельную жизнь, которую надо заслужить. Религиозно-этические учения придают большое значение вопросу как стать достойным счастья, взаимодействию в судьбе человека счастья и несчастья.
Гусейнов А. А., Апресян Р. П. Этика. М., 1998.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Попов Л. А. Этика. М., 1998.
Татаркевич В. О. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. М., 1991.
Человек: Когда мы говорим о судьбе, то понимаем под ней жизненный путь человека. А между тем судьба — это не совсем жизнь. Заглянув в любой словарь русского языка, мы узнаем, что судьба — это стечение обстоятельств, которые не зависят от воли человека. Другими словами, это ход жизненных событий, над которыми человек не властен. Мне вспоминается один из школьных уроков по отечественной истории, на котором рассматривались источники по ранней истории славян. Так вот, в одном из них автор удивлялся тому, что славяне вообще не знают судьбы и не признают, что она может иметь какую бы то ни было силу или власть над людьми. Да и вся отечественная история и литература полны примеров того, как русский человек поступал вопреки судьбе. Одним из таких примеров является настоящая жизнь Валентина Дикуля. По моему глубокому убеждению, этот человек совершил в своей жизни настоящий подвиг. В молодости В. Дикуль был цирковым гимнастом. Но однажды во время тренировки он упал с большой высоты и повредил себе позвоночник. После тщательного осмотра травмы врачи вынесли свой неутешительный вердикт: постельный режим. Гимнасту напророчили не жизнь, а существование прикованного к кровати пожизненного инвалида. Но В. Дикуль не собирался просто так сдаваться. Почувствовав небольшое улучшение, он принялся заниматься физическими упражнениями. Бывший гимнаст даже разработал свою систему специальных упражнений. Долгие изнурительные занятия, иногда с превозмоганием жуткой боли, спустя время дали свои положительные результаты: В. Дикуль не только встал с больничной койки, но и вышел на арену цирка. Только теперь не в качестве воздушного гимнаста, а в качестве силового гимнаста. Тот, кому приходилось бывать на выступлениях В. Дикуля, знает, какими тяжелыми металлическими шарами он жонглирует. Почему я считаю жизнь В. Дикуля настоящей? Потому что этот человек сумел преодолеть не только свою судьбу. Своим примером он помог многим другим людям, оказавшимся в подобных же ситуациях, найти в себе силы, не опускать рук и не сдаваться. Долгое время он руководит школой оздоровительной гимнастики для людей, перенесших тяжелые травмы спины. А еще В. Дикуль написал книгу, в которой рассказал о себе, о своей системе реабилитирующей гимнастики. Когда я читал книгу о В. Дикуле, я невольно вспоминал и сравнивал его историю с историей другого настоящего человека — А. Маресьева. Несмотря на разницу тех самых обстоятельств, что называются судьбой, разницу во времени и месте тех событий, которые с ними произошли, я все равно вижу в них много общего. Они оба, как наши далекие предки, отказались признать всякую власть судьбы над собой — власть обстоятельств, не зависящих от них, но в схватке с которыми они вышли настоящими победителями. Таким же мне представляется Андрей Соколов — главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека». В этом образе воплотились все лучшие черты русского характера: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого и национального достоинства, великая отзывчивость на чужую беду. Рассказ о прошлом героя сдержан и спокоен. Он напоминает исповедь. С детства Андрей Соколов узнал «почем фунт лиха». В Гражданскую войну сражался против врагов Советской власти, затем строил социализм, работал плотником, слесарем, шофером, создал семью, где все любили друг друга. Но снова пришла беда — война. Она сломала все надежды и мечты. И сорокалетний Соколов уходит на фронт. Потому что так надо. Потому что так испокон веков поступали все русские мужики. Уже в первых боях герой испил полную чашу несчастья: дважды был ранен, затем контужен, а затем попал в плен. Соколов испытал нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, лишения и терзания. Но он выстоял и не сломался. Огромная душевная сила и выдержка героя раскрываются в его нравственном поединке с фашистским офицером Мюллером. Изможденный, обессилевший узник с таким мужеством и выдержкой смотрит в глаза смерти, что это поражает потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Затем был опасный побег через линию фронта навстречу наступающей Красной Армии, опять бои в качестве простого солдата. Но судьба преподносит новые испытания. Соколов узнает, что фашистская бомба разрушила родной дом, в котором погибли жена и дочь. И тут же встреча — у свежей могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, жизнь должна была потерять для Соколова всякий смысл и значение. Но он, как многострадальный библейский Иов, встает в полный рост и распрямляет плечи. И судьба проявляет милость, преподносит герою своего рода утешительный подарок — приемного сына Ванюшу — мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Выбор сделан, вновь обретен смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.