II. Интонационный словарь




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Составитель доцент - Светлана Васильевна Ильина

Санкт-Петербург 2012 год.

 

 

ЗАДАНИЕ

 

1. Прочтите текст методических указаний и постарайтесь понять отношение автора к музыке.

2. После прочтения текста, сформулируйте вопрос к преподавателю, зафиксируйте его на карточке и сдайте карточку перед началом занятия.

3. На семинарское занятие принесите любимый музыкальный фрагмент на диске для прослушивания в группе.

 

МУЗЫКА – универсальный язык человечества.

Язык музыки. Её интонационный словарь

 

Язык музыки

 

«Ну, о музыке я знаю не много сударь;

знаю только, что музыкантов много».

Вильям Шекспир. Собр.соч.,СПБ.,1995, т. ХIV, с.335.

 

Трудно найти на земле человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких-либо, хотя бы простейших музыкальных впечатлений. Музыка стоит на первом месте возбуждения человеческих чувств. В музыке, как и в живописи, - есть что-то, чего мы не видим. Мы ведь видим дерево в реальности и видим дерево на картине, и, видя изображенным его на картине, мы не видим - чего? - мы не видим живописи, живописи не видим. То же самое относится и к музыке: если мы будем рассматривать звуки как производимые каким-нибудь инструментом, то есть причинами, которые мы видим в реальности, и, с другой стороны, мы слышим их воспроизведенными, - мы всё это слышим, но мы не слышим чего? Не слышим музыкального элемента, который, кстати, не зависим от того, чем производятся звуки.

Мы слышим музыку, а не то, что это играет именно скрипичная струна, производящая звуки, или натянутая струна рояля, - мы совсем не это воспринимаем: там есть некоторая соsа mеntаlе. Она вещь, но в то же время, вещь, совершенно умственная, стоящая вне вопроса о том, как её произвели материальные причины.

Не будем забывать, что одна из причин возникновения у людей тяги к музыке - потребность в звуках. Они нам действительно нужны, но жела­тельно не выше уровня в 90 децибел. Дискотеки на Западе называют «звуковыми банями». Замечено что, громкая музыка пробуждает древние инстинкты агрессии и разрушения, снимает сексуальное напряжение.

Существует и такое суждение о музыке: «Во время звучания музыки не так-то легко общаться: вот почему музыка так популярна и особенно сегодня». Музыка создаёт впечатление какой-то внутренней, духовной связи, слова становятся лишними. Движение души - это музыка. Музыка звучит всегда, потому что любое живое мечтает быть услышанным.

Музыка помогает найти общий язык. Но независимо от того, какую форму избрал композитор, всегда имеется одно, весьма серьезное требование к музыке: в ней должно присутствовать нечто, что называют «Long Line» - «бесконечная линия». То есть каждый музыкальный фрагмент должен оставлять у слушателя ощущение потока или чувство неразрывной связи первой ноты с последней. Музыка всегда должна быть потоком. Симфония - это река, рожденная человеческим разумом.

Бах, создатель 48 изумительных по красоте тем, неразрывно связан со своим временем и являет собой вершину общепринятого, традиционного стиля - его творчество взмывает над эпохой и становится ее верхней гра­ницей, преодолеть которую пока не дано ни одному человеческому существу. Всё что было сделано до появления этого композитора, не идёт ни в какое сравнение со всплеском его фантазии изощренного мастерства. Некоторые наиболее величественные фуги Баха состоят из тем, которые сами по себе ничем не примечательны. Однако, великая музыка представляет собой совокупность тем, из которых каждая в отдельности может быть не так уж и выразительна.

Для Бетховена - начало начал - музыкальная тема. Именно тема становится как бы зародышем произведения, исходя из неё, он конструирует музыку, день за днём, усердно и методично, как муравей строит здание муравейника. А Шуберт, напротив, начинал не с разработки музыкальной темы, а представлял себе, целиком, законченную композицию, сложившуюся у него в сознании. Для полноты картины нужно упомянуть и о другом типе композиторов - это новаторы, пионеры стилей и форм. В XIX веке это Мусоргский и Берлиоз. Эксперименты с электронной музыкой в определенном смысле подпадают под эту категорию.

Исследуя архивы, австрийский историк музыки Карл Харниш натолкнулся на нотную запись произведения Моцарта «Тайны вокруг императора». Воспроизведя его на фортепиано, Харниш с удивлением обнаружил, что мелодия совпадает с известным в 50-е годы шлягером Билла Хейли. О Билле Хейли – родоначальнике рок-н-ролла расскажем подробнее позже. Специалисты подтвердили: найденное произведение принадлежит именно Моцарту. Оказалось, первый рок-н-ролл был записан 19-летним Моцартом в 1775 году. Предназначенное для двух гитар, виолончели и флейты, творение оказалось настолько нехарактерным для его творчества, что на него не обратили внимания. Выходит, Моцарт и в этом жанре опередил человечество почти на два столетия.

Трижды прав Андрей Тарковский: «Искусство несёт в себе тоску по идеалу». Лучшие произведения Моцарта время не способно состарить. Моцарт кажется вызывающе простым, всё в нем поражает своей целесообразностью. Несравненность Моцарта заключается в совершенстве его музыки: ни одно из его лучших произведений невозможно переписать, отредактировать, не испортив. Композитор занят не тем, что организует звучащую материю, а организует время, изобретая новое звучание, новые звуки, новые способы звукоизвлечения.

Представители разных стран и областей знаний совместными усилиями готовят к выпуску многотомный труд «Музыка в жизни человека», который должен заинтересовать как широкую публику, так и специалистов. Работа ведётся под эгидой ЮНЕСКО и Международного музыкального совета. В этом издании будет прослежена эволюция жанров музыки на протяжении истории человечества, описано современное состояние музыки. «Музыка в жизни человека» коренным образом изменит представление людей о развитии музыки, считают создатели этого уникального издания.

Автор статьи «Музыка и наука» в журнале «Курьер» Янис Ксенакис приводит примеры того как музыканты, сами того не подозревая, опережали открытия в других областях. «Когда в Х веке появилось нотное письмо, - пишет Ксенакис, - позволившее отказаться от невм, дававших лишь приблизительную картину. На смену им пришли нотный стан и строго упорядоченные обозначения основных характеристик звука: высота и длительность. Таким образом, ощу­щения, не имевшие ничего общего с пространством, были преобразованы в пространственное нотное письмо». И это за четыре века до Никола Орема и за шесть веков до появления аналитической геометрии Декарта!

Музыка шла впереди своего времени. «Я не знаю, -продолжает Ксенакис, - находились ли Орем или Декарт под влиянием музыкальной грамоты - ведь ее законы полностью соответствуют их открытиям. Она представляла еще более широкие возможности, поскольку высота и длительность, не имеют ничего общего с пространством, тогда как эти мыслители оперировали пространственными категориями».

Музыка, быть может, более других искусств, требует специальной подготовки. «Говорить о музыке можно с человеком, который познал смысл мира», - читаем у Германа Гессе. Кто, не обладает слуховым эстетическим опытом, тому симфоническая музыка покажется чем-то хаотическим, неясным, словно неграмотному - книга. Восприятие музыки требует усилий, особой подготовленности.

Некоторые считают, что музыка это лишь набор красивых, приятных для уха созвучий, не имеющих отношения к действительности. Однако, содержание музыки познаваемо: оно вовсе не скрыто от нас за семью печатями. Великий музыкант-психолог П.И.Чайковский неоднократно говорил: «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своём «язык музыки». А вот суждение Пола Маккартни: «...ни одна даже самая пламенная речь не сможет передать вопль души так, как это можно сделать одним аккордом». А.С.Пушкин считал, что одной лишь любви уступает музыка. Но и любовь мелодия.

Можно ли понимать язык музыки в том же прямом смысле, как мы пони­маем язык литературы или конкретных образов живописи? «Если бы всё, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - писал известный музыковед Серов, - музыки не было бы на свете». Значит, музыка обладает своими особыми свойствами, только ей присущими.

Слушая музыкальное произведение, мы перестаём быть созерцающими и зрителями. Её содержанием является субъективное начало слушателя. Марсельеза для Чайковского - олицетворяла силы зла, а для Руже де Лиля - лучший образец Французской революции. Мелодия одна, а отношения и чувства разные. Плохого и хорошего нет. Они назначаются людьми. Дело в том, что любая музыка плоха, когда, я её не выбираю сам.

В музыке, в сущности, нет точного предметного соответствия между звуковыми образами и образами действительности. Ей свойственно передавать настроение людей в очень обобщенных и специфически условных зву­ковых образах. Первоисточником музыки являются звуки человеческой речи, интонаций человеческого голоса, служащие основой музыкальной выразительности, а также различные звуки природы и быта. В музыке они глубоко преображаются, подвергаясь логическому музыкальному обобщению.

Любая музыка начинается с мелодии. Мелодия составляет основу музыки, или как считал Михаил Глинка, «главную жилу музыкального искусства». Мелодию может сочинить любой. Обозначьте каждую ноту цифрой, как это делали китайцы. До-1; ре-2; ми-3; фа-4; соль-5; ля-6; си-7; до-8; ре-9; ми-0, и, вы сможете превратить номер вашего телефона в определенную зву­ковую последовательность, пусть слишком короткую для настоящей мелодии, но всё-таки вы получите тему, набросок, который можно развить не только в настоящую мелодию, но и в целую симфоническую часть или даже оперу. Прислушайтесь, быть может, мелодия дремлет в вашей зачётке. Но все мы знаем, что великие мелодии так не рождаются.

Ни одна мелодия не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков. Ритму принадлежит важнейшая роль в построении любой музыки и, в частности, в создании любой мелодии. Мелодия, лишенная ритмической организации, воспринимается как бессмысленное чередование звуков.

Гармония – следующий важный элемент в языке музыки. Гармония окрашивает мелодию в эмоционально различные тона, углубляет ее поэтическое содержание. Известны наиболее распространенные виды гармонии - мажорный и минорный лады. Шуман сравнивал музыку с шахматами, подчёркивая при этом, что «мелодия - это король, из-за которого ведется игра, а гармония - это ферзь, самая сильная фигура».

Очень важным средством музыкальной выразительности является полифония, то есть особый вид многоголосия, при котором одновременно звучат несколько самостоятельных мелодий. Такое переплетение мелодий не только не мешает развитию музыкальной мысли, а, наоборот, придаёт ей особую выпуклость, многогранность.

Говоря об основных средствах музыкальной речи, надо напомнить ещё об одном очень важном средстве – о различных музыкальных тембрах. Тембром называется своеобразная окраска звука, присущая каждому отдельному инструменту или человеческому голосу. Любую мелодию, аккорд мы воспринимаем в определённой звуковой окраске.

Чтобы научиться полноценно воспринимать музыку, нужно, прежде всего, чаще слушать её – слушать вдумчиво и углублённо и, конечно, в хорошем исполнении, обращаясь по нескольку раз к одному и тому же музыкальному произведению.

Тот, кто слышит в музыке только приятный «мотив» и не оценивает гармонию, ритм, голосоведение, тембр и не чувствует оттенки, тот не способен постигнуть смысла музыкального произведения. Замыкание сознания в узком кругу звуковых штампов и стереотипов неизбежно ведёт к деградации музыкальной культуры слушателя. Особенно часто в этом обвиняли рок музыку, заслуженно ли? Что такое рок музыка - метрическая схема с акцентами на второй и четвертой долях? и все?

Вечером 16 августа 1977 года большинство радиостанций Соединенных Штатов Америки внезапно прервали свои передачи, дикторы, выдерживая паузу, скорбными голосами объявили: «Король мёртв... В возрасте 42 лет... В Мемфисе, штат Теннесси...» Так сообщили о кончине короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Человека, которому многие американцы поклонялись, как легенде. Король рок-н-ролла сыграл решающую роль в становлении нового музыкального жанра.

Слово рок-н-ролл появилось на свет в 1955 году. Произошло это так. В 1954 году американский музыкант Билл Хейли, которому тогда было 27 лет, написал две песни:”Shake, Rattle and Roll»(название которой можно условно перевести как «Свистопляска») и “Rock Around the Clock” («Рок круглые сутки»). Песни Хейли прозвучали в фильме режиссера Р.Брукса «Джунгли в классной комнате», вышедшем на экраны Америки в 1955 году и снискавшем огромную популярность. Считается, что два английских слова, входящих в название песен, образовали новый музыкальный термин – рок-энд-ролл, в усеченной форме рок-н-ролл. Впервые употребил этот неологизм диск-жоккей начала 50-х годов Алан Фрид.

Билл Хейли справедливо называется родоначальником рок-н-ролла, но не первым человеком, который начал играть то, что мы теперь называем рок-н-роллом. Вспомним произведение Моцарта «Тайны вокруг императора». А Элвис Пресли – был и остаётся королём рок-н-рола. Никто никогда не пел так, как он, и никто никогда не споёт. А если у вас есть сомнения по этому поводу, поставьте как-нибудь песни Элвиса и убедитесь сами.

Забавно вспоминать, что когда рок-н-ролл появился на свет, вся Америка в голос стонала об упадке нравов, и эта музыка почиталась за дьявольскую. Элвис Пресли считался угрозой общественной нравственности. Элвис Пресли это сочетание юности, наглости, белой кожи и чёрного голоса. О нём написаны целые библиотеки, он вызвал к жизни целые жанры, нет никого в мире, на кого бы он не повлиял. Миллионы людей верят, что он не умер, а до сих пор жив.

В 1962 году началось «британское нашествие» рок-н-ролла. Его первой ласточкой стала песня ансамбля The Beatles “Love Me Do”. Появились группы –The Rolling Stones, The Animals. C этого момента в мировой рок-музыке отчетливо выделились, два потока: американский и английский. «Золотым веком» рока, бесспорно, стало десятилетие второй половины 60-х - первой половины 70-х годов. Исследователи обычно выделяют в качестве переломного 1967 год. Тогда вышли в свет шедевры британского рока – альбом “Seargent Pepper`s Lonely Hearts Club Band” The Beatles. По мнению многих – вершина творчества «ливерпульской четверки» и, снискавший огромную, не уступающую первому популярность, диск Rolling Stones “Aftermath”.

На рубеже 60 – 70 годов в роке выделился ряд течений, каждое из которых с тех пор стало развиваться самостоятельно. В первую очередь, следует назвать хард-рок, у истоков которого стоят такие группы, как Led Zeppelin и Grand Funk Railroad. С творчеством английского гитариста Эрика Клэптона и его группы Cream связывают блюз-рок. Синтез народных американских песен и рока представляет фолк-рок. Его основоположником считается американский музыкант Боб Дилан, ставший исполнять народные по мелодике песни под аккомпанемент электрогитары. Песня Дилана “Blowing in The Wind” – cтала музыкальной визитной карточкой целого поколения. Примерно в 1967 году фолк-рок эволюционировал в кантри-рок, опять же усилиями Дилана и американской исполнительницы песен протеста Джоан Баез.

Во второй половине 60-х годов на тихоокеанском побережье США, в Сан-Франциско, зародился психоделический рок, тесно связанный с движением хиппи. Наиболее известными были группы Jefferson Aeroplane, Grateful Dead. Они неоднократно имели конфликты с властями в связи с воспеванием в своем творчестве наркотического восприятия мира. С начала 70-х годов в британском роке резко выделились такие супергруппы, как Pink Floyd, King Crimson, назвавшие свою музыку прогрессивным роком. Активно используя элементы джаза и классической музыки, они подняли музыкальный уровень рока. Именно в этом заключается смысл слова «прогрессивный », то есть поднятый на более высокую ступень.

Под звуки рок-музыки сформировался особый образ, стиль жизни, выраженный известной формулой “drop out” – «выпадение» из системы, проповедующей культ личного преуспевания, накопительства, стремления к социальной престижности. В Америке 50-х годов стало хорошо жить. Впервые у обычного человека стало достаточно денег, а тут и технический прогресс подогнал красивые автомобили, кастрюли-скороварки и пылесосы. Казалось, достигнута полная гармония. Но прогресс подогнал ещё одно существенное явление – электрическую гитару и грампластинки. И молодому поколению впервые за всю историю человечества захотелось чего-то большего. Поколение задумалось о том, что голый материализм их не устраивает. Семена упали на плодородную почву, и появилась та музыка, подобно которой ещё не было. В Америке рок-музыка изменила сознание людей.

Советская молодежь 60-х, 70-х и 80-х годов обратилась к рок музыке как к первоисточнику, свидетельствовавшему о процессах, происходящих в недрах общества. Советский рок развивался в чрезвычайно трудных условиях. По существу, он весь был загнан в андеграунд, что во многом определило его характер - остросоциальный, бескомпромиссный. Во времена «застоя» это было одним из тех немногих явлений культуры, представители которой, открыто, говорили о недостатках, призывали думать и действовать. «Круговая порука / Мажет как копоть, / Я беру чью-то руку, / А чувст­вую локоть... / Одни слова для кухонь, / Другие - для улиц... / И я держу равнение, / Даже целуясь...» Наутилус Помпилиус «Скованные одной цепью». В 80-е годы русский рок, советский даже рок представляла россыпь талантов. Это историческое счастье, что они сошлись в одно время.

История рок музыки насчитывает уже около 50 лет. Благодаря Элвису Пресли, рок-н-ролл стал силой, действие которой ощущалось далеко за пределами собственно музыки. Рок влиял на вкусы, язык, поведение, стиль одежды, а порой и стиль жизни молодых людей трех поколений. Именно по­этому мы вправе считать это явление социальным. Рок музыка остаётся одним из объектов оживлённых дискуссий, касающихся состояния культуры.

Когда Америка и Европа проходила революцию, и сексуальную, и музыкальную, и молодежную, мне было очень странно и жалко, что в Советском Союзе ничего такого не было. И мне объясняли, что пока всех русских поэтов нельзя положить на рок-музыку, поэтому рок-н-ролл не будет никогда в России иметь успеха. И может быть рок-н-ролл и Россия – это несовместимые вещи. Но, с другой стороны, у нас же был свой пророк, который показал, что рок-музыку и русский язык можно скомбинировать – Б.Г. Западные музыканты, которые с Б.Г., между прочим, записывали в доме Боба Дилана, пластинку, были в восторге диком и удивлялись: если есть один такой, почему их не сто?

Кстати, Б.Г. жив и записывает пластинки, и пишет такие же хорошие стихи, если разбирать его тексты. Но почему это перестало волновать общество? Не его стихи, а вообще, почему Россия в этом смысле угасла, угас её интерес к рок-музыке?

Рок-н-ролл сейчас переживает не лучшие времена в плане своего влияния на социум, но, тем не менее, это влияние продолжает оставаться. Со всех сторон оживляется интерес к теме. Потому что рок-н-ролл, какой бы не был, в любом случае есть воплощение духа свободной инициативы, духа самоорганизации. В нём присутствует тот мощный анархический вектор, который является изначально подлинным выражением свободы.

Когда в Советском Союзе начинали работать рок-н-ролльные коллективы, слушатели довольствовались гениальными стихами, я не побоюсь этого слова, и этого было достаточно. Сегодня хочется услышать и хороший, качественный звук. Иначе, простите меня, я просто не куплю вашу пластинку. Невозможно тянуть российскую рок-музыку только на тексте, это не может продолжаться вечно. Уже ХХ1 век. И мне бы очень хотелось наших исполнителей услышать со звуком, равным мировому уровню.

Самобытное, неповторимое лицо русского рока образовалось из синтеза западной рок-н-ролльной и отечественной бардовской традиции. Когда мы говорим о Высоцком, то Высоцкий как раз суперпрофессионал. Для любого человека, имеющего музыкальный слух, понятно, как Высоцкий точно поёт, интонирует, какие у него великолепные смены аккордов и гармоний. Ничего этого у ранних периодов наших рок-н-ролльщиков не было. Но зато была новизна – это очень важно. Это же было характерно и для некоторых американских рок-н-ролльщиков. Например, Джимми Хендрикс, который петь абсолютно не умел, чьи слова были абсолютно не важны, и в то же самое время он показал американскому народу, сыграв знаменитое соло, гимн, что пора проснуться.

«Умирает ли рок?» - такими шапками изобиловала мировая пресса в период наивысшего расцвета этого жанра, когда создавалось то, что сегодня стало его классикой. «Рок жив!» - такие заголовки не сходили в последние годы ХХ века со страниц газет и журналов. Итак, музыка не кончается, и какие бы суждения не высказывались, теперь уже окончательно ясно: рок – это достаточно серьезно…

Меняются эпохи, меняются ритмы. Одно поколение считает своими кумирами одних, следующему поколению они уже не нужны – у них появляются свои. Но Чайковского, Моцарта, Баха люди не забудут никогда.

 

 

II. Интонационный словарь

 

Сегодня трудно поверить, но на государственном уровне в течение XX века у нас велись бесконечные кампании против... даже музыкальных ритмов. Судьба распорядилась так, что в мир 60-х годов ворвался рок-н-ролл, и именно он стал для властей вра­гом номер один, заслонив собою джаз. «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину предашь», - под этим лозунгом велась борьба с джазом. Джаз – коллективное действие. Творчество одного, рождает творчество другого. Язык творчества, ты не придумал его – ты с ним рождён, и другим языком говорить не можешь. Творчество – это созидание новизны. Границы творческих возможностей человека – это границы его воображения.

Уж, казалось бы, серьезная музыка, она-то никак недоступна партийно-государственному контролю. Ан, не тут-то было. Два генсека - Сталин и Хрущев - лично вмешались в это сложное дело и запретили «чуждые» народу созвучия. Хорошо известна статья в газете «Правда» от 28 января 1936 года «Сумбур вместо музыки». Что-то подобное было в Европе ХVIII-ХIХ столетий. Что шокировало современников? Музыка? Нет. Нестандартное звучание. Мы ненавидим всё, что на нас не похоже - такова психология всех закрытых обществ. ВЫСШЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ – ОПЕРЕЖАТЬ ВРЕМЯ. Музыка позволяет макетировать будущее, поэтому надо дружить с новой только-только появившейся в жизни интонацией, надо чувствовать «изогнутый лекалом мысли звук»,

Музыкальная мелодия нас преследует и привязывается именно потому, что не вполне ясно, что она говорит. В этом состоит её притягательность и повторяемость. Если бы мы вполне знали, наверное, она никогда не звучала бы повторно в нашей душе. Наш «интонационный словарь» определяет содержание слуховой настройки. Он приобретает характер «эталона» для последующих оценок музыкального материала.

Музыкальные фанаты - сознательно ограничивают свой интонационный словарь. При этом роль «цензуры» музыкального сознания значительно снижается. Вся система музыкальной коммерции рассчитана именно на неразвитый музыкальный слух, на человека, отбрасы­вающего всё незнакомое в музыке и испытывающего большое облегчение, встречая знакомые соответствующие его слуховому типу, интонационные обороты.

Делом государственным считал музыку Лев Толстой. А Циолковский писал в своих дневниках: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка». От древнего Китая до сказаний древних греков сохраняет свою важность мысль о реальной, небесной жизни людей под владычеством музыки.

«Меняясь вечно, смертным шлёт привет му­зыки сфер, таинственная сила». И общеизвестны рассказы, сказки и преда­ния ранних периодов всех культур, приписывающие музыке власть над душа­ми и народами. У старых китайских авторов мы везде натыкаемся на похвалы музыке как одной из первооснов всяческого порядка, всяческой нравственности, красоты и здоровья.

В Китае «древних императоров» музыке отводилась ведущая роль: и капельмейстеры должны были строго следить за сохранностью и чистотой «древних тональностей». Если музыка деградировала, то это бывало верным признаком гибели правления и государства. В Китае считали, что музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна, а его правительство в опасности. Гибнущие государства и созревшие для гибели люди тоже не лишены музыки, но их музыка не радостна.

Подобно любому искусству, музыка была в доисторические времена волшебством, одним из древних и законных средств магии. Колокольный звон разрушает тифозную палочку за секунды. Индусы трубили в морские раковины и били в барабаны, выйдя на встречу войску Александра Македонского. Кони греков падали на колени, у воинов волосы от ужаса вставали дыбом, гласят летописи. Двести буддистских монахов с помощью звучащих труб и барабанов поднимают тяжелые камни. Камень подлетает вверх на четыреста метров.

Коренясь в ритме, музыка была мощным и испытанным средством одинаково «настроить» множество людей, дать одинаковый такт их дыханию, биению сердца и состоянию духа, вдохновить их на молитву, на танец, на состязание, на военный поход, на священнодействие. И эта изначальная сущность искусства сохранилась гораздо дольше в музыке, чем в других искусствах. Сегодня ни маршевый шаг, ни танец не потеряли своего значения. Музыка это самое лучшее, что есть на этом свете, если бы не было тишины, считают японцы. Звуков много, тишина одна.

О музыке не следует говорить - ее надо слушать. Исключение - когда о музыке говорят поэты. Но это не о музыке вовсе, а сама музыка. Марина Цветаева писала, что в стихах есть нечто, что важнее смысла. Это их звучание. У Бориса Пастернака:

Опять Шопен не ищет выгод. /Но, окрыляясь на лету, /Один прокладывает выход / Из вероятья в правоту...

У Анны Ахматовой:

В ней что-то чудотворное горит, /И на глазах её края гранятся./

Она одна со мною говорит, /Когда другие подойти боятся...

Профессия музыканта в Др.Греции считалась самой главной профессией на Земле. Есть предположение, что слово музыка произошло от греческого слова муза –мыслящая. У богини Памяти Мнемозины и Зевса было девять дочерей, девять Муз. Под предводительством бога солнца, покровителя музыки и поэзии Аполлона, музы водили хороводы на горе Парнас. Аполлон сам был искусный музыкант. Греки считали, что музыка – дар богов людям, чтобы люди радовались, восхищались, совершенствовались. Музыка была языком понятным каждому. В то же время музыка была для них таинственна.

В древние времена Боги и великие пророки были и великими музыкантами. Когда Моисей внимал Богу на горе Синай, он услышал «Музе Ке» («Моисей, внимай».) и откровение пришедшее к нему, было откровением тона и ритма. Так он и назвал его – Музек. Возможно от этого слова произошло слово музыка. Псалмы Давида были песнями.

У искусства музыки – пять аспектов.* Первый популярный, он вызывает движения тела; второй – технический – он удовлетворяет интеллект; третий – артистический – от него душа трепещет от красоты и грации; четвёртый взывает к чувствам и пронизывает сердце. Пятый, самый важный – возвышает, и душа начинает слышать музыку сфер.

Музыка высших сфер звучит всегда – поэтому мы её не слышим, считали в Др.Греции. Душа находится в теле только для того, чтобы услышать и испытать музыку жизни. Восторг от музыки делает нас легкими, и мы видим красоту мира. Чем более человек развит, тем тоньше музыка, которую он любит.

Музыка Генделя, Баха и Вивальди, в наши дни, помогла выжить вандалов с центрального автобусного вокзала британского города Беверли. Не надо думать, что классика облагородила вандалов. Всё гораздо проще. Хулиганы попросту не могут переносить классическую музыку, Она раздражает их настолько, что им пришлось найти другое место для сборищ. Кто-то классическую музыку любит. Кто-то под неё храпит. А у кого-то она вызывает ужасную аллергию.

Некоторые считают, что музыка им не нужна. Но дело в том, что они её ещё не слышали. Если им безразлична музыка, это всего-навсего значит, что они ещё не знают её, не научились успокаивать сердце и открывать его музыке.

Как приобщить людей к классической музыке? Сами приходят. Величайшее счастье – владеть музыкальным инструментом – был раньше в каждом доме. С трех лет ребёнок готов обучаться музыке – учится также легко, как и речи. Музыка развивает интеллект. Музыка существует не для того, чтобы радовать нас, хотя и радовать. Не для здоровья, хотя и для здоровья, не для удовольствия, хотя и для удовольствия, Музыка существует для установления гармонии внутри себя и создания гармоничных отношений с внешним миром. Музыка – универсальный язык человечества. Музыка уносит нас от повседневности.

Часто ведутся споры о том, какая музыка нужнее людям – так называемая серьезная музыка, к которой относят симфонии, оперы, романсы, камерные пьесы для фортепиано, скрипки, струнного квартета, или музыка легкая, развлекательная, то что сегодня принято называть поп-музыкой.

Человек есть то, что он слушает, а слушает он то, что ему нравится. Каков человек – такую музыку он и слушает. Мне не забыть Элвиса Пресли. Бах, Моцарт, Чайковский это про меня. К тому же они знают про меня гораздо больше, чем я. Любая музыка знает про нас больше, чем мы. Слушая музыку, мы получаем новые сведения о себе. «Популярная» музыка – единственный шанс для некоторых прикоснуться к корням и ощутить традицию. Только нужно понимать, что это фольклёр, пущенный на сувениры. Человек, слушая поп-музыку, теряет самого себя, свою индивидуальность, становится таким же, как все, стандартизируется. Твой мозг становится продолжением чьего-то чужого движения. «Они будут смотреть и ничего не услышат./ Они будут слушать и ничего не увидят» это и о любителях поп-музыки, отказывающихся в пользу зрелища, а не мысли.

Хочется, чтобы твое пространство создавалось тобой. Те звуки, которые я выбираю, они должны быть моими. Но мы, в общем-то, почти все глухие, потому что мы живем в таком звуковом аду, в звуковом болоте, звуковом кошмаре. И многие ещё ходят в наушниках, с помощью которых становятся совсем оглушенными. Звук – часть культуры. Наш уровень шума отражает наш уровень культуры. Музыка окружает нас на каждом шагу. Она заполняет наш слух, А музыка – это информация. Музыка отвлекает нас, она заставляет ее слушать, она приковывает к себе внимание, она заставляет ее анализировать. Но, как правило, нападаешь на такой примитив, который обязывает тебя к диалогу с ним.

Примитивная музыка угнетает своей примитивностью. Давайте петь, давайте музицировать, давайте объединяться в хоры, давайте делать музыку сами. Тогда мы будем жить в том счастливом мире звуков, которые мы хотим иметь вокруг себя. Бродский слушал Баха, чтобы стихи писать. Вкус развивается не на посредственных, а на совершенных образцах. Музыка, которую вы любите, настраивает вас и вводит в гармонию с жизнью. Поэтому она необходима каждому.

Не заставить, а вдохновить - так можно определить методику музыкального образования, которую исповедует доктор искусствоведения, психолог, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Дина Кинарская. По её убеждению, ребенка нужно учить музыке не для того, чтобы сделать из него великого музыканта, а для того, чтобы помочь ему стать успешной личностью независимо от будущего рода деятельности. Свои воззрения профессор изложила в своей книге «Музыкальные способности». Дина Кирнарская посоветовала педагогам первым делом объяснять родителям детей, что музыкальное образование - это вовсе не бесконечное нудное разыгрывание гамм и писание музыкальных диктантов.

Детей должны учить музыке не для того, чтобы они стали музыкантами, а чтобы были лучшими в любой профессии. Музыкальность - сердце человеческой одаренности, - говорит Кирнарская. Многочисленные исследования психологов и антропологов доказывают, что детям, которые учатся или учились музыке, значительно лучше дается, например, математика, потому что музыка развивает структурное и пространственное мышление.

Ребенок, который сидит за клавиатурой роля, практикует многоканальное мышление. Действительно, чтобы преобразовать полифонический нотный текст в исполнение двумя руками, человеческий компьютер должен работать очень быстро. Впрочем, родители иногда не хотят вести ребенка в музыкальную школу, так как полагают, что у ребенка нет музыкального слуха. Но педагогический опыт приводит к заключению, что отсутствие четкого, хорошего музыкального слуха отнюдь не является признаком не музыкальности.

Важнее внешнего слуха слух интонационный. Если ребенок умеет классифицировать музыкальные фрагменты по настроению, которое он слышит в произведении, то у этого ребенка есть интонационный слух. Когда юный музыкант понимает, что он играет, и о чем это, ноты учатся легко, и такие дети музыку, как правило, не бросают. При этом, талант педагога заключается не в том, чтобы объяснять, а в том, чтобы верить в ученика. Если педагог не сомневается, то ученик растет. Ученик растет, когда ему не только интересно, но и комфортно. Когда он не испытывает стресса от музыкальных занятий. Западные педагоги не бьют учеников по рукам и не швыряют в них нотами. Родители на Западе уверены, что их ребенок ничего не должен учителю, наоборот - учитель должен вдохновлять ученика.

То есть мы с вами входим в эру, которая из педагогоцентричной становится ученикоцентричной. Раньше родители заставляли: «Пошла в музыкальную школу - ты у меня закончишь!». И эта дочь боится маму, с одной стороны, боится педагога, с другой стороны. И вот на этом страхе как-то все и едет. Сейчас, когда нет страха, когда никаких нет возможностей заставить кого-либо что-либо делать, мы можем только быть популярными, желанными, необходимыми, чтобы хотели с нами заниматься. И это возможно. Дина Кирнарская считает, что естественный для западных музыкальных педагогов подход, ориентированный на ученика, эффективен и оправдан.

Когда Дину Кирнарскую спрашивают как теоретика музыки, почему, по ее мнению, появление в российском музыкальном эфире качественных западных исполнителей не привело к росту качества отечественной, популярной музыки. Она отвечает, что механизм музыкального восприятия во многом связан с самоотождествлением. Психология восприятия следующая. Может, вы этого не замечаете, но вы подпеваете. Голосовое сопереживание. Вы начинаете невольно подпевать Фрэнку Синатре и понимаете, что сами эту музыку сочинить не могли бы.

А когда вы слушаете лагерные прибамбасы, то вы говорите: «Мое». То есть, человек сразу ощущает себя потенциальным автором этой музыки. И то, где он себя таковым ощущает, становится популярным. А где он себя таковым не ощущает - чужое. Красивое, но чужое. И поэтому оно не приживается, не прививается. Оно очень локально востребовано. Только «продвинутые» люди слушают западную музыку. А большая часть ассоциирует себя с такими маргинальными, деклассированными, лишенными каких-либо корней лицами. А пока - какие мы сами, такая наша попса. Это зеркало.

Мне хочется прокомментировать некоторые высказывания Дины Кирнарской. Она утверждает, что занятия музыкой делают человека универсальным и даже облегчают занятия математикой. В своем недавнем интервью ее опровергает один из лучших баритонов мира Дмитрий Хворостовский. Он говорит, что самым страшным кошмаром его жизни были уроки математики и что он д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: