ЛЕКЦИЯ 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ




ПЛАН:

1. Специфика искусства.

2. Специфика художественного образа.

3. Особенности словесного образа.

Наука и искусство постигают действительность и формируют в результате некую картину мира, которая имеет специфические особенности. Под научной картиной мира можно понимать идеальную модель мира, построенную на основе наиболее общих и фундаментальных идей и принципов, имеющих важное методологическое значение и служащих базой для построения научных теорий. Художник, подобно ученому, пользуется некоторой исходной парадигмой, сквозь призму которой он понимает действительность, но художественная картина мира предельно субъективна. Она выражает глубоко личное отношение художника к миру и человеку. Художественная картина мира эмоциональна, в нее входят эстетические и этические особенности действительности. Например, в научной картине мира “свет” - это только физический процесс, а в художественной картине он может выступать в качестве символа добра и красоты, чистоты, чего-то идеального, некоего духовного начала. В основе научной картины мира лежит система фундаментальных абстрактных объектов, научных идей и принципов. Художественная картина мира основывается на системе художественных архетипов, фундаментальных образов. У художника имеется только один путь выражения картины мира - запечатлеть ее в конкретном произведении в образно-эмоциональной форме. Отдельные элементы научной картины мира могут входить в образную в виде отдельных фрагментов, описаний. Художественная картина обеспечивает целостный, синтетический взгляд на мир и тем самым вскрывает такие свойства, которые на данный момент могут быть недоступны науке (например, произведения Бальзака дают наиболее полное представление об обществе, чем современная ему наука). Художник создает ОСОБЫЙ МИР, в его произведениях можно обнаружить особым образом преломленные и окрашенные философские и гуманистические идеи века. Их трудно четко выделить, они лежат в подтексте произведения, как бы “срощены” с художественными образами и избегают четкой логической формулировки. Если ученый ДОКАЗЫВАЕТ, то писатель ПОКАЗЫВАЕТ. Искусство - это особое познание, подобное во многом ходу дискурсивной мысли, но имеющее свою, особую, ассоциативную логику, свое содержание и назначение. Искусство воспринимается психологически, через наши органы чувств, через наши эмоции - иначе воспринимать искусство нельзя. Вот почему образная природа искусства предполагает наличие обязательной ВНУТРЕННЕЙ формы наряду с содержанием. Нельзя говорить о большей значимости содержания в произведениях искусства - скорее, надо помнить о действующем законе единства формы и содержания. Например, если представить Венеру Милосскую в чугуне, восприятие будет другим. Или, если передать содержание стихотворения своими словами, то образное впечатление совершенно теряется. Искусство добивается нужного результата своими средствами художественной выразительности, но не формулируя, а “скрывая” свою идею, ее необходимо самим уловить в произведении. Искусство отображает жизнь объемно, используя и конкретные факты, и философские идеи и течение времени, но укладывая все эти приметы в жизненные картины, образы.

Художественный образ - категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Как категория эстетики, он представляет собой результат осмысления художником какого-либо процесса, явления (каждому виду искусства свойственны свои способы воплощения). Образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Он обладает способностью соотноситься с внехудожественными явлениями, вбирать внеположенную ему действительность. В основе образной индивидуализации лежит обобщение. “Художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющее эстетическое значение” (Л.Тимофеев “Основы теории литературы”). Образ становится художественным потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность, пересоздает мир в соответствии с взглядами и духовными запросами человека. Образ - явление сложное. Если перифразировать Шеллинга, то образ есть способ выражения бесконечного через конечное. Его эмоциональная насыщенность способна вызывать катарсис. Он неповторим и в то же время представляет собой устойчивое образование. Понятие “художественный мир” вбирает в себя и первичную и вторичную (вымышленную) реальность, одновременно и противопоставляя, и сопоставляя их.

В художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательные и субъективно-творческие начала.

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.

Специфика образа подразделяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления.

А) Как отражение действительности образ наделен чувственной достоверностью, пространственно-временной протяженностью, предметной законченностью и самодостаточностью. НО ОБРАЗ НЕ СМЕШИВАЕТСЯ С РЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, ОН ВЫКЛЮЧЕН ИЗ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ, ограничен рамками условности от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему, иллюзорному миру произведения.

Б) Будучи не реальным, а “идеальным” объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез и прочих мыслительных конструкций. Образ не просто отражает, но обобщает действительность, раскрывает в единичном вечное. ОБРАЗ НАГЛЯДЕН, не разлагает явления на отвлеченно-рассудочные, СОХРАНЯЕТ ЧУВСТВЕННУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ И НЕПОВТОРИМОСТЬ. Сама по себе познавательная специфика образа как единство чувственного отражения и обобщающей мысли не определяет его художественной уникальности, ибо она присуща и публицистическим, морально-прикладным, иллюстративным образам.

2. ТВОРЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.

Художественная специфика образа определяется не только тем, что отражает и осмысляет действительность, но и тем, что творит вымышленный мир. Творческая природа художественного образа, как и познавательная тоже проявляется двояко.

А) Художественный образ есть результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с духовными запросами и устремлениями человека. В ОБРАЗЕ, НАРЯДУ С ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩИМ И СУЩНОСТНЫМ, запечатлевается ВОЗМОЖНОЕ, ЖЕЛАЕМОЕ, то есть, все, что относится к субъективной сфере бытия.

Б) В отличие от чисто психических образов фантазии, в художественном образе достигается творческое преображение реального материала: красок, звуков, слов (картина, музыка, литературное произведение), которые занимают особе место среди предметов реального мира.

ОБЪЕКТИВИРУЯСЬ, ОБРАЗ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ТОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРУЮ ПРЕОБРАЗИЛ, но уже не как пассивное воспроизведение ее, а как активное преображение. Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение - такова внутренняя подвижная сущность образа в его двусторонней обращенности от реального к идеальному, от идеального к реальному.

ОБРАЗ ОБЛАДАЕТ ДВУЧЛЕННОСТЬЮ. В образе один предмет может быть явлен через другой, происходит их взаимопревращение. Образ может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, объяснять неизвестное известным, а известное неизвестным. ЦЕЛЬ ОБРАЗА - ПРЕОБРАЗИТЬ ВЕЩЬ, превратить ее в нечто иное, но достичь наивысшего смыслового напряжения, раскрыть взаимопроникновение самых различных пластов бытия. Все на земле связано цепью взаимных перерождений, “каждое” не есть замкнутая вещь, но прозрачный образ “чего-то”. Сфера художественного мышления допускает множественные переходы между вещами, где нет ни тождества, ни противоположности, а есть взаимопревращаемость, СХОДСТВО В РАЗЛИЧИИ (А как Б). С точки зрения логики такого рода метафорические высказывания являются квазисуждениями, где нет ни истины, ни ложности. С точки зрения эстетики они содержат как художественную правду, так и художественный вымысел (“Поэзия есть колокол”, “Поэзия есть клинок” у Лермонтова). Гесиод прав, утверждая, что “музы говорят ложь, похожую на правду”. Метаформа и метампсихоз (превращение форм, перевоплощение души) сохраняются в основе образа, хотя лишаются магическо-мифичского содержания, предполагающего действительное перевоплощение вещей. Наиболее наглядно это видно в таком искусстве, как театр, где происходит перевоплощение одного человека в образ другого.

Материалом словесного образа является не вещественная субстанция, а система знаков, язык. Словесный образ менее нагляден (например, по сравнению с живописным). Поэт создает не зримый образ предмета, а его смысловые, ассоциативные связи. Преломление одного предмета в другом, их смысловая взаимопронизанность, исключает изобразительную четкость. Словесный образ преодолевает знаковость слова. МЕЖДУ ЗВУЧАНИЕМ И ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА СВЯЗЬ ПРОИЗВОЛЬНАЯ, МЕЖДУ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СМЫСЛОМ СВЯЗЬ ОРГАНИЧЕСКАЯ, ОБРАЗНАЯ, основанная на сопричастности, внутреннем родстве.

Одна из важнейших функций словесного образа - придать словам ту бытийную полновесность, цельность и общезначимость, какой обладают вещи, обнаружить по ту сторону условности безусловность. Специфика словесного образа проявляется во временной организации - образы раскрывают не только статическое подобие вещей, но и динамику их превращения, что отражается в сюжетной организации литературных произведений. Сюжетная образность преобладает в драматических и эпических произведениях, узловым моментом которой является ПЕРИПЕТИИ - перемены событий к противоположному. Перелом в действии означает смену облика, надевание или снятие маски, узнавание, разоблачение.

МЕТАФОРИЧНОСТЬ И СЮЖЕТНОСТЬ, СТЯЖЕННОСТЬ ВЕЩЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ И ИХ РАЗВЕРНУТОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ СОСТАВЛЯЮТ ГЛАВНУЮ СПЕЦИФИКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗА КАК БОЛЕЕ ОБОБЩЕННОГО И УСЛОВНОГО В СРАВНЕНИИ

С ДРУГИМИ ПЛАСТИЧЕСКИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА.

Так как в образе вычленяются два компонента - предметный и смысловой, сказанное и подразумеваемое, то возможна следующая классификация литературных образов:

3. ПРЕДМЕТНОСТЬ образа подразделяется на ряд слоев, проступающих один в другом, как большое сквозь малое.

ОБРАЗЫ-ДЕТАЛИ, мельчайшие единицы эстетического видения. Они отличаются своим масштабом - вещь, портрет, интерьер, пейзаж. Из образов-деталей вырастает второй образный слой - ФАБУЛЬНЫЙ, проникнутый целенаправленным действием, связующий воедино все детальные подробности. Это события, поступки, настроения, рассчеты - все, что развернуто во времени. За действием вырастают ОБРАЗЫХАРАКТЕРОВ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, единичные и собирательные герои обнаруживают себя в различного рода столкновениях, конфликтах. В итоге их взаимодействия складываются ОБРАЗЫСУДЬБЫИ МИРА, БЫТИЕ ВООБЩЕ, каким его видит художник. За этим глобальным образом встают уже внепредметные, концептуальные слои произведения - ОБРАЗЫВСЕЛЕННОЙ.

4. ПО СМЫСЛОВОЙ ОБОБЩЕННОСТИ образы делятся на

индивидуальные,

характерные,

типические,

образы-мотивы,

топосы,

архетипы.

Четкая дифференциация образов затруднена тем, что они могут рассматриваться как аспекты одного образа, как иерархия его смысловых уровней (индивидуальное по мере углубления переходит в характерное).

Индивидуальные, характерные и типические образы отражают реально-историческое содержание.

А образы-мотивы, топосы и архетипы являются обобщенными по условной, культурно выработанной форме.

МОТИВ - это повторяющийся образ в нескольких произведениях одного или многих авторов, выявляющий творческие пристрастия автора или литературного направления (образы метели и ветра у А.Блока, дождя и сада у Пастернака, углов и порогов у Достоевского).

ТОПОС (“общее место”) - образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации.

Таковы топосы “мир как книга”, “мир как театр”, топосы дороги или зимы для русской литературы.

В совокупности топосов выражает себя художественное сознание целой эпохи.

ОБРАЗ-АРХЕТИП заключает в себе наиболее устойчивые схемы или формулы человеческого воображения (с греч. “архетипон” - первообраз, модель. По эстетике швейцарского ученого К.Юнга это устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые в мифе, символе, актах психической деятельности, а также в художественном творчестве. Бессознательное - это объективное свойство психики. Коллективное бессознательное как бы концентрирует в себе реликты человеческого опыта. Содержательную характеристику первообразы получают, наполняясь материалом сознательного глубинного человеческого опыта.

Архетип не разрушается, а только видоизменяется, проявляя себя в новых формах. Архетип позволяет ощутить связь времен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: