Задачи, функции и система органов предварительного следствия. Правоохранительные органы




 

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции (ст. 125 УПК). В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя.

Круг дел, по которым обязательно производится предварительное следствие, установлен ст. 126 УПК. Там же определяется и подследственность конкретных дел следователям различной ведомственной принадлежности. В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

Термины "органы предварительного следствия" и "следователи" -синонимы. И если Уголовно-процессуальный кодекс использует только термин "следователь", то в ведомственных нормативных актах и юридической литературе встречаются такие словосочетания, как: "следственный аппарат", "следственное подразделение", "следственные органы", "орган следствия",' "следственные работники" и другие. Что означают указанные термины? В каком соотношении они находятся с понятием "орган предварительного следствия"?

Следственный аппарат - более широкое понятие, чем орган предварительного следствия. Если последний - это только следователь, физическое лицо, то под следственным аппаратом подразумевается обычно соответствующее структурное образование, часть органа, учреждения, ведомства, в которые входят как следователи, так и их руководители.

Термины "следственный работник", "орган следствия" уголовно-процессуальному законодательству не известны.

Следователи различных ведомств составляют систему органов предварительного следствия Российской Федерации.

На органы предварительного следствия (следователей) в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

- обнаружение преступлений, изобличение лиц, причастных к их совершению;

- всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств

дела;

- обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

- обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемых;

- обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

- установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

- выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Таким образом, следователь - должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и прокуратуры, управомоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции.

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий. Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде (ст. 127 УПК). Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения, направления дела для предания обвиняемого суду или прекращения дела, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При этом исполнение указаний прокурора приостанавливается. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которым не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально самостоятелен, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные поручения о производстве следственных и оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В зависимости от места работы в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, их опыта работы и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. Для лучшей организации их работы в ведомственных подразделениях могут создаваться группы, отделения, отделы, части и управления.

Основное звено следственного аппарата прокуратуры составляют следователи городских, районных или межрайонных прокуратур. Назначение их на должность, перемещение и освобождение от должности осуществляет прокурор вышестоящей прокуратуры.

Следователи данных прокуратур в основном работают по зональной системе. В крупных городских прокуратурах следователи специализируются на расследовании уголовных дел определенной категории.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются следственные отделы, в составе которых состоят следователи по особо важным делам и старшие следователи, а также их помощники (ст. 15 закона о прокуратуре). В следственный аппарат Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и их помощники (ст. 14 закона о прокуратуре). Соответствующие должности следователей имеются и в специализированных прокуратурах.

Высшим звеном следственного аппарата прокуратуры является следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое возглавляет работу по надзору и руководству следствием, разрабатывает вопросы организации следственной работы, тактики и методики расследования преступлений.

Аналогично построен и следственный аппарат органов военной прокуратуры.

В следственном аппарате Федеральной службы безопасности имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

Следственный аппарат Федеральной службы налоговой полиции построен аналогичным образом.

В системе органов внутренних дел следственный аппарат обладает автономным статусом. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ" от 23 ноября 1998 г. № 1433 органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации возглавляет Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Он является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. Этим указом утверждено положение об органах предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации.

В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при МВД Российской Федерации; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Основными задачами органов предварительного следствия являются: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, прдследст-венных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с возложенными задачами они осуществляют следующие основные функции: анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалисти-чеокую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации; обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Следственный комитет возглавляет заместитель Министра внутренних дел - начальник Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы) при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на особо важных и режимных объектах возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальников главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальники управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на особо важных и режимных объектах - начальники главных следственных управлений, управлений, отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению начальника Следственного комитета.

Следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, районах в городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте возглавляют заместители начальников этих органов - начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от нее начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).

' Павлов Н.Е. Субъекты уголовного процесса. М., 1997. С. 23-25.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: