Технологическая карта
Учитель: Терещенкова Любовь Николаевна учитель начальных классов МОАУ «Гимназия №2 г. Орска»
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 2
Автор УМК (программы учебного курса): Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова, Самара: Изательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
Тема урока: Лилиан Муур «Крошка Енот».
Тип урока: изучение нового материала.
Представление о результатах:
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке; формировать этические чувства, эмоционально – нравственную отзывчивость, понятие о добре, дружбе.
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в результат действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, в группе; слышать собеседника, адекватно воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение.
Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и во внеурочное время; осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение.
Учебные задачи:
- формировать навык осознанного чтения;
- развивать умение осваивать художественную идею произведения;
- воспитывать в детях желание делать добро.
Средства (оборудование):
1) учебник «Литературное чтение» 2 класс В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова;
2) карточки;
3) проектор-компьютер;
4) портреты писателей;
5) сигнальные карточки для организации обратной связи;
6) жезлы для самооценки учащихся.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Эмоциональное начало урока. | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. В путешествие пойдем, В страну сказок попадем. | Настраиваются на работу. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания. Регулятивные: нацеливание на деятельность со сказками. | |||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания. | - Какую сказку вы читали дома? - Лев Толстой сам сочинил эту сказку или использовал сюжет народной сказки?). - Какое было первое задание? - Обратимся к выставке рисунков. Справились ребята с заданием? - Какое было второе задание? - Какие же это герои? | «Липунюшка» Л.Н.Толстой Сочинил сказку сам, но использовал сюжет народной сказки: - появление Липунюшки напоминает русскую народную сказку «Снегурочка», где добрым и трудолюбивым старику и старухе волшебный мир подарил - ребёночка; - счастливый конец; - уменьшительно-ласкательные формы слов; - сюжет похож на русскую народную сказку «Мальчик с пальчик» Нарисовать Липунюшку так, чтобы было понятно, какого он роста. Да, справились. Узнать, какие ещё есть герои маленького роста? Дюймовочка, Незнайка и его друзья, Мальчик с пальчик, Терёшечка. | Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие учебной задачи и следование инструкции учителя Познавательные: характеристика литературного произведения: народное или авторское. | ||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка к восприятию нового материала. | - Как можем одним словом назвать произведения, в которых встречаются данные герои?
- На какие три группы можем разделить сказки?
- А теперь разделите их на две группы. Работа в парах.
Разделите сказки на группы: авторские и народные.
Проверка. (слайд №2) Проблема. Сказка «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» ранее не изучалась в отличии от всех остальных. Мы не знаем какая она? - Откройте учебники на стр. 74. - Теперь можем ответить на вопрос? - Прочитайте название сказки на слайде и в учебнике. - Что заметили? - Почему?
- Ваши предположения проверим после чтения сказки. | Сказки. О животных, волшебные и социально-бытовые. Народные и авторские. Когда говорят названия авторских сказок называют автора и показывают его портрет. Часть детей считает ее авторской, другая – народной Ученики видят фамилию автора. Да, сказка авторская. Они отличаются Разные сказки. Одинаковые, но опечатка в учебнике. | Коммуникативные: конструктивное взаимодействие со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: классификация учебного материала, формулирование выводов, нахождение в тексте ответа на заданный вопрос. | ||||||||||||||||||||||||||||
Формулировка темы и задач урока. | - Сформулируйте тему урока. (слайд №3) - Какие задачи поставим перед собой? | Сказка Лилиан Муур «Крошка Енот». § выяснитьпочему у сказок разные названия; § познакомитьсясо сказкой «Крошка Енот», ее автором; § раскрыть главную мысль произведения. | Регулятивные: формулирование темы и задач урока. | ||||||||||||||||||||||||||||
Новый материал. 1. Знакомство с автором. 2.Знакомство с текстом сказки. Физкультминутка. 3. Работа по произведению. | Сказку написала Лилиан Муур, писательница из Америки. Начинает читать учитель, затем продолжают хорошо читающие ученики. Оправдались ли ваши предположения? - Кто читал сказку Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»? - С кем встречается Енот в сказке «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», а в сказке «Крошка Енот»? По мотивам сказки Лилиан Муур написан текст сказки-сценария к мультфильму «Крошка Енот» Раз, два, три, четыре, пять. Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться – три, четыре, На носок, потом на пятку Все мы делаем зарядку. - Какое важное событие произошло в жизни нашего героя? - Вспомните, что является украшением вашего стола в День рождения? - А у Крошки Енота? - Что такое осока? (слайд №5) Если дети затрудняются с ответом, то обращаемся к «Толковому словарю». - Куда отправился наш герой за сладким угощением? - Какая страшная тайна, по мнению обезьянки, поджидала его у пруда? - Какой совет дала ему обезьянка? Найдите диалог Крошки Енота и Обезьянки, прочитайте его. - К чему привел этот совет? - Найдите фрагмент сказки, который соответсвует иллюстрации на стр. 74 - Какой способ общения с Тем, Кто живет в пруду, подсказала мама? - Подействовало ли это средство? Докажите строчками текста. - Дальше сказку читаем по ролям. - Прочитайте вопрос после текста? Найдите ответ в тексте сказки. - Улыбнитесь друг другу, и, возможно, у вас появится новый друг. | Биография(сообщение делает подготовленный ученик). (слайд №4) Лилиан Муур выросла в Америке в городе Нью-Йорке. Она получила высшее педагогическое образование. По окончанию учёбы работала в Бюро по исследованиям в области образования, помогала детям, которые не могут читать. Лилиан Муур также обучала преподавателей, была редактором книжных клубов. Она автор сборников стихов и сказок. Произведение «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» было написано почти полвека назад, но до сих пор его с большим удовольствием читают люди в разных странах. В сказке «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» енот встречается со Старым Дикобразом, Большим Скунсом и Толстым Кроликом. В сказке «Крошка Енот» он встречается с Обезьянкой. День рождения. Праздничный торт. Сладкая осока. Осока – травянистое растение с узкими и длинными режущими листьями, которое растет по берегам рек, озер. Корневище у нее очень сладкое. К пруду. Там живет кто-то злой и страшный. Самостоятельное чтение диалога. Инсценирование диалога. Тот, кто в пруду, тоже стал махать палкой и скорчил сердитую рожу Из воды на него кто-то смотрел… Крошка Енот скорчил сердитую рожу и замахнулся палкой. Просмотр отрывка из мульфильма. Да. Чтение сказки по ролям. Понимаешь, о чем эта сказка? Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой. Дети улыбаются друг другу. | Личностные: готовность к сотрудничеству, дружбе, проявлению доброты. Коммуникативные: адекватно воспринимать содержание высказываний учащихся, участие в выразительном чтении по ролям, в инсценировании произведения. Познавательные: чтение текста, понимание его фактического содержания, поиск информации, её предоставление, проведение аналогий между изучаемым материалом и собственным опытом. | ||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление материала. | - Что значит с улыбкой?
Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и о доброте создала народная мудрость! Вспомним некоторые из них.
Работа в группе.
Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из первого столбика должны подобрать продолжение из второго, соединить их стрелками.
- Какая пословица больше всего подойдет к сказке? Проверка. (слайд 6) - Ребята, а вы всегда себе нравитесь? Если бы обычное зеркало могло отражать не только нашу внешность, но и наш внутренний мир: что тогда было бы? Порой - сердитыми, капризными, непослушными, задиристыми. Но ведь мы бываем и хорошими: внимательными, заботливыми, ласковыми, нежными. А где живут эти разные люди?
Какой вывод мы можем сделать? Библия – это книга книг. В ней заключена мудрость народа. В Евангелии от Матфея сказано «…. во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (слайд№7) Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Что надо делать?
Кто нуждается в нашей доброте? |
Работа в группах
Выберите из предложенных качеств те, которые вы хотели бы видеть в людях. Добавьте свои.
- доброжелательный
- вежливый
- грубый
- чуткий
- отзывчивый
- часто ссорится
- вспыльчивый
- скромный
- ласковый
- капризный
- веселый
- жадный
- крикливый
Проверка. Учитель в центр доски помещает солнышко, на котором написано «доброта», а качества людей крепит как лучи солнца.
Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Не случайно сегодня у нас в классе по-особому тепло.