Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.
Масштабность конкуренции
Структурные сдвиги, за счет которых происходит рост производства, могут быть внешними по отношению к отдельной фирме-производителю и внутренними, если они происходят внутри ее самой.
Внешний эффект масштаба - снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом. Он предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагавшими наличие совершенной конкуренции. Это означает, что экспортеры могут продать сколько угодно много товара по текущей цене, на которую они не могут оказать влияния.
Внутренний эффект масштаба - снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства. Он предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия - ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров.
Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые, предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.
|
Роль НТР в конкуренции
Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощным катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений. Столь универсальное присутствие НТР объясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.
Использование достижений НТР открывает широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий. Сегодня новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности.
|
Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно: интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование, бытовое и промышленной электротехническое оборудование, авиадвигатели и др.
У компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара. Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.
Ценовая конкуренция
Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена. мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров. Снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие.
Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной трансформации понятия цены как таковой в многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товаров на протяжении всего срока его службы. Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. Значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким ценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы.
|
Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар может производить только конкурентоспособная фирма, для которой необходимо такое условие, как конкурентоспособность ее страны.
Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.
Факторы конкурентоспособности
Для определения конкурентоспособности страны используется около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа группируются в 10 факторов, а именно:
1) экономический потенциал и темпы роста экономики;
2) эффективность промышленного производства;
3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений.
4) участие в МРТ;
5) динамичность и емкость внутреннего рынка;
6) гибкость финансовой системы;
7) воздействие государственного регулирования экономики;
8) уровень квалификации трудовых ресурсов;
9) обеспеченность трудовыми ресурсами;
10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.
Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. А именно: степень адаптации экономики к эволюции мирового спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующий внутренним возможностям; умение избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. В понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.