Хадис 40. Мусульман будут узнавать по светлым пятнам на лбу.




От Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, который сказал: “Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине моя умма будет призвана в Судный День со следами омовения в виде аль-гурра и ат-тахджиль. И тот из вас, кто сможет удлинить свои аль-гурра и ат-тахджиль, пусть сделает это” (хадис согласован, данная версия принадлежит Муслиму).

 

Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:

Аль-Гурра - так называются белые сверкающие звездочки на лбах у скакунов. Под “аль-гурра” в хадисе подразумевается свет, которым будут сиять лица уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Ат-Тахджиль - обладателем ат-тахджиль называется конь, у которого все четыре конечности украшены белыми отметинами в виде колец. В данном хадисе под “ат-тахджиль” имеется в виду свет, которым будут сиять в День Суда эти части тела у верующих.

Выводы из хадиса:

1. Преимущества малого омовения и то, что оно является самостоятельным видом поклонения, – одна из весомых причин для обретения вечного счастья.

2. Следы омовения, которыми будут отмечены мусульмане в День Суда, - особая привилегия и отличительная особенность уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как и само малое омовение, относящееся к особенностям этой уммы.

3. Существует два мнения ученых относительно выхода при мытье конечностей за пределы той области, мытье которой обязательно (фард). Из них более достоверным является мнение, что обмывание участков тела выше установленной границы не относится к рекомендованным действиям (то есть не является мустахабб). Данного мнения придерживался Имам Малик и жители Медины, а также Шейху-ль-Ислям Ибн Теймия и его ученик Ибн Аль-Къайим. Они привели следующие доводы:

1) Для того чтобы считать выход за пределы участков тела, мытье которых при совершении малого омовения предписано (фард), видом поклонения, нужно иметь соответствующие доказательства из Корана или Сунны, однако доказательств на это, как таковых, нет.

2) Что касается слов “И тот из вас, кто сможет удлинить свои аль-гурра и ат-тахджиль, пусть сделает это”, то это дополнение в хадисе, вероятнее всего, относится к словам Абу Хурейры, а не к словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это утверждали многие знатоки хадисов. На’им Аль-Муджмир, передавший данный хадис от Абу Хурейры, объясняя это, сказал: “У меня нет уверенности относительно того, является ли это дополнение словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же словами Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен, добавленными им от себя”.

3) Все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые описывали его омовение, не упоминали о том, чтобы он дополнительно обмывал участки тела за пределами предписанных, а передали, что он ограничивался обмыванием лица и рук до локтей включительно, а также обмыванием стоп до щиколоток включительно.

4) Ибн Аль-Къайим сказал: “Наш учитель (Ибн Таймийа) говорил, что эти слова не могут принадлежать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ведь “аль-гурра” не бывает ни на руках, ни на лице; она находится на голове, однако ее удлинение невозможно, так как в таком случае она уже не будет называться аль-гуррой, то есть звездочкой во лбу.

5) Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, старался не совершать такой вид омовения перед людьми, для того чтобы у них не возникло убеждение, что подобная строгость является правильной. Муслим приводит сообщение, переданное от Ибн Хазима, где говорится: «Я находился позади Абу Хурейры, когда он совершал малое омовение для намаза. Обмывая руки, он доходил до подмышек. Я спросил его: «О Абу Хурейра, почему ты совершаешь омовение таким образом?». Он же ответил: «О Ибн Фарух, разве вы здесь?! Если бы я знал, что вы были тут, я не совершал бы такого омовения».

Абу Ханифа, Аш-Шафи’и, Ахмад и их последователи считали желательным (мустахабб) выходить при омовении за пределы участков, мытье которых предписано (фард). Данное мнение (хотя оно менее достоверно) разделяет большинство ученых, которые приводят последнюю часть вышеприведенного хадиса в качестве доказательства (“И тот из вас, кто сможет удлинить свои аль-гурра и ат-тахджиль, пусть сделает это”). Ответ на эту точку зрения уже приведен выше.

Шейх Ибн Баз, один из крупнейших ученых, в своем комментарии к книге “Фатху-ль-Бари” пишет: “Наиболее правильно в этом шариатском вопросе считать, что удлинение касается именно ат-тахджиль и подразумевает мытье рук выше локтя и ног выше лодыжек в дополнение к тому, что предписано (фард) из мытья рук и ног. Это сообщил Абу Хурейра, ссылаясь на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в версии хадиса, приведенной Муслимом, хотя Аллаху сие ведомо лучше”.

Один их хадисов, приведенных в “Ас-Сахихе” Муслима, на который указывает в своем комментарии шейх Ибн Баз, звучит следующим образом: “Он вымыл свои руки так, что затронул область выше локтя, и вымыл свои ноги так, что затронул голень”.

 

Хадисы 41-42.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: