Глава 2.2 Немирович – Данченко В.И.; Станиславский К.С.




Введение.

2. Основная часть:

Глава 2.1. Понятие режиссуры

Глава 2.2. Немирович – Данченко В.И.; Станиславский К.С.

Глава 2.3 Режиссура в художественном творчестве:

2.3.1 Исторический аспект

Глава 4. Функции режиссера

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В театре всегда был человек, который занимался с актерами, художниками, решал важные творческие и технические вопросы. Но долгое время эта фигура находилась в тени актеров и драматургов. Лишь к началу XIX столетия в театральной среде стал упоминаться некто главный при подготовке спектакля — создатель сценического мира.

В русский язык слово «режиссер» пришло из немецкого: regieren- «управлять». Следовательно, режиссер — тот, кто управляет, руководит.

Одни историки считают, что режиссер существовал с момента возникновения театра, и, отчасти, они правы. Всегда существовал человек, занимающийся постановкой спектакля. Как правило, это был сам драматург, исполнитель главной роли, либо директор театра. Существует и другое мнение, что режиссура возникла лишь с появлением нового типа драматургии, требующей сложного построения сценического действия. Такая драма появилась в последней четверти XIXвека, так называемая «новая драма». Конец XIX-начало XXвеков — время появления крупных режиссеров. Теперь именно от режиссерского замысла зависит успех спектакля. И актер, до этих пор ведущее лицо в театре, в конце концов, признает свою подчиненную роль. Как только режиссер обрел главенствующее положение в театре, важной стала проблема взаимопонимания между участниками спектакля. Подлинное произведение театрального искусства рождается только в творческом содружестве всех участников сценического действия, но ведущая роль режиссера непременно должна сохраняться.

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы. Благодаря режиссуре спектакль в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность (того, что Станиславский называл сверхзадачей спектакля). Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований к спектаклю расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства, и роль его в сложном комплексе различных компонентов театра непрерывно возрастала.

Французский театровед Патрис Пави в «Словаре театра» высказывает мнение, что оценка режиссёрской работы большей частью сводится к вопросам вкуса и идеологии, а не эстетики. Поэтому стоит констатировать, что режиссёр попросту существует (что особенно заметно в случае, когда он не на высоте своей задачи).

Более того, потребность сцены в режиссёре периодически оспаривается другими участниками театрального творчества. Актёр требует свободы от слишком тиранических указаний; художник сцены желает без посредника вовлечь в свое игровое устройство и актёров, и публику; театральный «коллектив» отказывается признавать отличия в труппе, сам берёт на себя заботу о спектакле и предлагает коллективное творчество; наконец, антрепренёр, продюсер требует связать искусство и коммерческую реализацию.

Однако никто не может отрицать, что функции режиссера в современном театре чрезвычайно велики и разнообразны: он осуществляет весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля или программы.

Актуальность работы: режиссерское искусство постоянно развивается и совершенствуется. Чтобы смело смотреть в будущее профессии, надо сначала изучить ее прошлое. Данная работа поможет заглянуть в историю режиссуры, осознать процессы, протекающие в этом виде искусства в течении ХХ века.

 

Цель данной работы — проследить пути становления и формирования отечественной режиссуры как отдельного вида искусства на примере величайших ее представителей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

 

— проследить истоки отечественной режиссуры;

 

— определить основные направления развития режиссерского искусства в России;

 

— выявить и проанализировать проблемы современной режиссуры.

 

Таким образом, объектом нашего исследования является режиссура. Предметом — история режиссуры.

 

 

Теоритические задачи:

1.Проанализировать генезис формирования и становления профессии режиссер.

2.Определить основные этапы и задачи в творчестве режиссера.

3.Исследовать режиссерское творчество.

4.Определить основные функции режиссера.

Объект исследования:

Теоретические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Предмет исследования:

Режиссура как вид художественного творчества. Функции режиссера театрализованных представлений и праздников.

Цель: определить сущность понятия профессии режиссер, дать общую характеристику, выявить основные черты и найти основные функции данной профессии.

Методы исследования:

1.анализ литературы по данной теме

2.исследование режиссерских работ

3.сравнительный анализ режиссерской документации (сценариев, программ, партитур и т.д.)

Режиссуру как вид художественного творчества и функции режиссера, в своих работах освещали следующие исследователи: К.С.Станиславский,

М.А.Карпушкин, А.Г.Соломоник,А.И.Чичетин, И.Г.Шароев, Д.М.Генкин, Г.С.Андронова, Б.Е.Захава и др.

2. Основная часть:

Глава 2.1. Понятие режиссуры

Режиссура - это вид художественного творчества. Она развивается как самостоятельный вид искусства и науки. Режиссерские функции в театре существовали давно, но когда-то они ограничивались тем, чтобы располагать действующих лиц на сцене. Занимался этим обычно наиболее авторитетный артист или хозяин труппы. Иногда сам драматург. Однако развитие драматургии и других компонентов театрального искусства, развитие выразительных средств театра, значительно усложнили подготовку спектакля. Человек, который стал заниматься постановкой - стал называться режиссером. Работа режиссера требует хорошего знания всего театрального дела, особого таланта, яркого образного мышления. Развитие режиссуры открыло большие возможности в подготовке спектакля. Большую роль в становлении режиссерского искусства сыграли К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко.

Весь многосложный механизм театра «запускается в дело» волей и умением режиссера. Говоря о режиссерском искусстве последних десятилетий, нельзя не отметить, что в нашем театре продолжают действовать традиции, заложенные в весьма отдаленные времена, и получают развитие мотивы, возникшие совсем недавно. Вне исторической перспективы нельзя ни понять, ни правильно оценить сделанное современными режиссерами в самые последние годы, понять соотношение различных направлений режиссуры и выявить их тенденции. Время рождает новую театральную эстетику.

Режиссер – является идейным и художественным руководителем театра. Именно от него в первую очередь зависит содержание творчества, его конечная цель. От таланта, опыта, знаний режиссера во многом зависит качество и успех спектакля. Режиссер стремится сделать театр созвучным своему времени, добиться наибольшего воздействия на зрителя. Слово режиссура произошло от латинского – регра - управлять. Режиссура понимается как перевод одного вида искусства на другой (драматургию в спектакль). Недостаточно того, чтобы этот перевод был просто литературным, он должен быть творческим.

Режиссер – организатор, властно подчиняющий своей художественной воле все остальные компоненты искусства театра.

Великий реформатор сценического искусства К.С. Станиславский говорил: «В настоящем режиссере совмещается режиссер – учитель, режиссер – художник, режиссер – литератор, режиссер – администратор»*.[1]

В этом определении существенно не только многообразие режиссерских качеств, но и их пересечение, их взаимосвязь, что обязывает режиссера всегда быть организатором и воспитателем театрального коллектива.

Режиссура – это искусство человековедения. Поэтому неприемлемо и вредно разделение на режиссеров – постановщиков и режиссеров – педагогов. (Первые занимаются внешней стороной спектакля: зрелищностью, эффективностью пространственных решений, вторые – разработкой внутренней партитурой актера). Если режиссер ограничивает усилия поисками внешней формы, если он не раскрывает мир человека, внутренние, душевные процессы, или наоборот, занят только раскрытием душевного мира вне всякого яркого внешнего выражения, вне выпуклой формы, он не может заниматься театральным искусством. Душа режиссерского дела, прежде всего – в великой любви к людям, к жизни. Эта профессия требует самостоятельного взгляда на жизнь, высокого сознания общественного долга.

От режиссера требуется творческая индивидуальность, неповторимое своеобразие личности, придающее уникальный характер результатам его творчества. Объем и достоинство созданного режиссером, или того, что он способен создать определяется тем, что он представляет собой, как индивидуальность.

Режиссура - по самой своей природе созидательно-творческая, авторская, "драматургическая" деятельность. Только творческая индивидуальность в искусстве обладает интуицией - способностью непосредственно усмотреть скрытый целостный смысл в явлениях действительности, этим «бессознательным, инстинктивно-образным принципом и стимулом творчества»[2]. Только индивидуальность в искусстве способна создать свою художественную концепцию - образную интерпретацию жизни, ее проблем. Концепция объемлет как все творчество режиссера, так и каждое его отдельное произведение, заключает в себе некую смысловую его доминанту.

 

 

Глава 2.2 Немирович – Данченко В.И.; Станиславский К.С.

«Театр – это разговор человека с человеком о человеке»[3]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: