План-конспект занятия по композиции




План-конспект занятия по композиции

I. Вид занятия – Тематическое рисование (станковая композиция)

II. Тип занятия – Комбинированный.

III. Тема урока – Ритм в станковой композиции.

IV. Цель проведения – Изучение понятий и умений по решению композиции листа на основе ритма. Изучение возможного создания динамичной и статичной композиции.

V. Задачи:

1. Обучающая – освоить одно из правил композиции, развить чувство ритма, научить делать композиционные поиски, организовывать плоскость листа путем чередования различных элементов, передавать движение.

2. Развивающая – развивать исследовательские навыки, образное мышление, творческие способности. Практически закрепить полученные знания.

3. Воспитательная – воспитывать эстетическое понимание прекрасного, умение видеть в обычном особенное, творческое мышление. Формировать эстетику рабочего процесса.

VI. Оборудование:

Для учителя – постановка, методические таблицы.

VII. Литература:

Л. Бакст. Театр, театральный костюм. М.: «Аврора», 1988

2 Бодрова М.Л. Художник, вещь, мода. М.: «Советский художник», 1988

3 Большая советская энциклопедия, М.: «Советская энциклопедия», 1978

5 Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: «Искусство», 1977

6 Глушко Е.Н., Медведь Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии. М.: «Детская

книга», 1996

7 Журналы: «Искусство», «Юный художник», «Художественный совет».

8 Козлов Н.Г. Композиция. М.: «Просвещение», 1968

9 Климентов А.Н. Народные промыслы. М.: «Белый город», 2002

10 Кузин В.С. Психология. М.: «Высшая школа», 1974

11 Кулешов В.Н. Художник и сцена. М.: «Советский художник», 1988

12 Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: «Искусство»,1987

13 Некрасова М.Н. Современное народное искусство. Л.: «Художники РСФСР», 1980

14 Пармон Ф.М. Композиция костюма. М.: «Легкопромиздат», 1985

15 Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника. М: «Педагогика»,

16 Сокольникова Н.М. Основы композиции. ч.2, изд. «Титул», 1996

17 Соколова Н.И., Рындин В.Ф. Театр - это волшебство. М.: «Советский художник»,

18 Смирнов А.А. Человек. Художественный образ. М.: «Молодая гвардия», 1987

19 Смолицкий В.Г. Народные художественный промыслы. М.: «Высшая школа», 1982

20 Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: «Просвещение», 1978

21 Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. М.: «Просвещение», 1981

Учебная литература

1 Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: «Владос», 2005

2 Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: «Владос», 2004

3 Роберт Камминг. Живопись. Изд.: «Дорлинг-Киндерсли-Лимитед», Лондон-Нью-

Йорк-Штутгарт-Москва, 1997

4 Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: «Владос», 2005

5 Роберт Камминг. Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. Изд.: «Дорлинг-

Киндерсли-Лимитед», 2001

 

План занятия:

I. Организационный момент…3мин.

II. Вводная беседа…10мин.

III. Объяснение нового материала…15мин.

IV. Практическое выполнение учащимися работы…120мин.

V. Анализ…7мин.

VI. Подведение итогов…3мин.

VII. Домашнее задание…2мин.

Содержание урока:

Приветствие, организация рабочего места учащихся.

-Установить должную дисциплину; проверка отсутствующих по списку.

Вводная беседа.

-Сегодня первое занятие по теме «ритм» в станковой композиции.

Объяснение нового материала.

Художник, сочиняя картину должен знать, основы композиции. А основы композиции состоят из знания законов, правил, приемов и средств композиции. С некоторыми правилами вы уже, наверное, познакомились.

Задача сегодняшнего урока познакомиться еще с одним правилом в станковой композиции - это ритм.

Ритм – универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях нашей жизни.

Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом? (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, стайка птиц, биение сердца, рост растений и минералов). Ритм - который мы не редко наблюдаем в природе является одним из важнейших понятий в композиции.

Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же.

В искусстве возможны перебои ритма. Ритм в искусстве - это не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

Понятие ритма в живописной картине.

Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Рассматриваем работы художников:

Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами.

 

 

«Оплакивание Христа» Джотто.

 

 

«Легенда о динарии» Мазаччо

 

«Ночной дозор» Рембрандта.

 

 

К. П. Брюллова «Последний день Помпеи»

 

 

Дейнека «Эстафета. Садовое кольцо»

 

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.

Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например, фигур людей, их рук или ног. Ритм может строиться на контрастах объемов.

Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

 

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости. Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в композиции (от греч. «ritm» - соразмерность) - это организованное определённое количество повторяющихся элементов в картине (цветовые пятна, линии, акценты, разные формы и т. д.). Это соразмерное чередование каких-либо элементов картины, которое происходит с некой последовательностью, с определённой частотой, через определённые интервалы расстояний.

 

При этом создание видимости ритма возможно только при наличии не менее трёх повторений элементов. Далее необходимо отметить, что же обозначают эти интервалы расстояний, как они исполняются художниками.

Интервал (от итал. «intervallo» - перерыв, промежуток) - это понятие паузы, промежутка времени, расстояния между элементами картины. Это некие «пустоты» межу цветовыми пятнами, линиями, акцентами, пятнами света или тени, или между предметами, или между бликами предметов в картине и т.д.

 

А теперь давайте рассмотрим подробнее – что же такое ритм в композиции?

 

В изобразительном искусстве повторяющиеся объекты композиции должны интересно рифмоваться. А достигается это посредством изменения размеров объектов и расстояний между ними. В качестве примера давайте рассмотрим пейзаж. Рассматриваем педагогические рисунки.

 

Ритм в пейзаже

 

Три основные величины: большая, средняя, малая.

Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде. А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами. «Такого не бывает» — скажете Вы. И будете правы, потому что, по меньшей мере, подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений. В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично. Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе. Иными словами, размеры объектов пейзажа и расстояния между ними — разные. То есть ритм повторяющихся элементов композиции хаотичен, разнообразен и изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Это также применимо к листочкам на деревьях, к траве, к бугоркам земли, к облакам на небе... Один листочек крупнее, другой меньше, третий, совсем крохотный. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье — совсем короткое.

Иными словами, мы получаем ритм большого, среднего, малого: большого, среднего, малого...И так далее. Такой подход применим не только к пейзажу. Этот принцип работает везде. В станковой или декоративной композиции. В графике, в живописи, в иллюстрации...

 

Что бы Вы ни изображали, ритм большого, среднего и малого всегда будет работать. При чём, это не только три величины. Это может быть и пять, и десять величин...

 

Три перечисленных выше размера, это только основа.

Главный принцип — добиться того, чтобы было как можно меньше одинаковых повторений.

Ритм в композиции с изображением людей. Если Вы рисуете многофигурную композицию, например, можно выделить одну фигуру и сделать её самой большой по размеру. Две других — среднего размера, пять человек на втором плане — самыми маленькими и т. д. В эти основные группы можно добавить силуэты людей, которые будут чуть отличаться от остальных по размеру. Но это всего лишь пример. Вариантов может быть очень много. Например, можно посмотреть картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: