Государственный строй КНР и Тайваня: компаративный анализ




https://www.hse.ru/data/2013/12/04/1289091836/Programma_Политическое%20развитие%20региона%20..е%20время%20(Китай)_4%20курс_2%20модуль.doc здесь есть списки литры если тебе мало будет. от ВШЭ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) - диссертация https://lawtheses.com/gosudarstvennyy-stroy-kitayskoy-narodnoy-respublikiОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение.

Глава I. Этапы конституционного развития и теоретико-правовые основы государственного строя Китайской Народной Республики.

§ 1. Этапы конституционного развития КНР.

§ 2. Теоретические основы и принципы государственного строя и конституционного права КНР.

Глава II. Общественно-экономическое устройство и конституционно-правовой статус личности в Китайской Народной Республике.

§ 1. Конституционно-правовое регулирование общественно-экономического устройства КНР.

§ 2. Конституционно-правовые основы правового статуса личности в КНР.

Глава III. Конституционные основы территориальной организации и системы органов государства Китайской Народной Республики.

§ 1. Национально-государственное устройство и административнотерриториальное деление и КНР.

§ 2. Государственная структура КНР. Конституционные основы организации публичной власти.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по теме "Государственный строй Китайской Народной Республики"

 

Среди привлекающих внимание аспектов развития КНР особое место занимает изучение государственного строя, то есть организации государства, основанной на Конституции и включающей в себя общественное устройство, основы правового статуса личности, национально-государственное и административно-территориальное устройство и систему государственных органов. Государство в Государство в Китае было и остается главным орудием построения нового общества. Успех в таком строительстве главным образом зависит от того, как обеспечивается руководство государством, как связаны государственные органы с населением, как осуществляются и изменяются функции государства.

Целью исследования является проведение комплексного анализа конституционно-правового аспекта государственного строя КНР, выявление и изучение специфики отдельных его элементов.

Проведенное исследование позволило прийти к ряду выводов и положений, выносимых на защиту и обладающих научной новизной или её элементами.

1. Конституция КНР принадлежит к переходной модели социалистической правовой семьи, основанной на полновластии представительных органов, а также значительной роли правящей коммунистической партии. В тоже время она отражает особые стандарты закрепления и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, но имеет свои особенности связанные с особой национальной спецификой построения социалистического правового государства и социалистической рыночной экономикой.

Китайская Народная Республика относится к особому типу социалистических государств, основными признаками которых являются народовластие, руководство со стороны коммунистической или социалистической партии, придерживающейся идеологии научного социализма, наличие в качестве основы экономической системы различных форм общенародной и коллективной собственности на средства производства, осуществление на этой базе планомерного роста экономики в интересах народа, наличие развивающейся системы демократии, равноправия всех наций и народностей и широкий спектр гарантируемых прав человека и гражданина.

 

При этом Китайская Народная Республика имеет существенные особенности, такие как наличие направляемой и регулируемой социалистической рыночной экономики, многообразие форм собственности, наличие установки на построение социалистического правового государства, а так же особое положение вооружённых сил.

 

2. Экономическая система современного Китая представляет собой неоднородную картину в связи с существованием в рамках социалистического способа производства различных общественно-экономических укладов: социалистического государственно-капиталистического, капиталистического мелкотоварного и различных смешанных форм, которые в целом сформировали новую экономическую систему «социализма с китайской спецификой» или «открытого социализма», позволяющая в условиях открытого рынка успешно конкурировать с режимом транснациональных корпораций и развитыми странами, благодаря соединению рыночных механизмов и государственного макрорегулирования, когда сила общественных корпораций оказывается соединённой с силой социалистического государства.

 

В Китае складывается модернизированная социальная структура, характерная для постиндустриального общества, политические интересы слоёв которого находят отражение в основных законодательных актах государства и общественных организаций, в тоже время основным направлением развития общества является проведение социалистической модернизации.

 

3. В КНР сформировалась модернизированная система прав и обязанностей, эффективно сочетающая баланс прав личности, общества, народов и государства, имеющая как черты общечеловеческих ценностей, так и социалистических прав и свобод человека при достаточном уровне гарантий.

 

4. Китайская Народная Республика является унитарным государством с элементами регионализации, осуществляющим особую форму решения национального вопроса - административную районную национальную автономию с чертами самоуправления при привилегированном положении национальных меньшинств.

 

Создание особых административных районов является способом конституционного решения международно-правовой проблемы постепенного вхождения государств и подопечных территорий в состав государства. Особые административные районы Сянган и Аомэнь являются временными особыми подопечными территориями КНР.

 

5. В КНР создана эффективная система представительной и законодательной власти, строящаяся по принципу демократического централизма, и системе "съезд постоянный комитет", обладающая безусловным представительным характером и авторитетом, позволяющая сочетать широкую представительность с оперативностью и эффективностью работы. Всекитайский народный съезд (Всекитайское собрание народных представителей), система местных народных съездов (собраний народных представителей) и формируемые ими Постоянные комитеты являются единственными органами, обладающими высшей легитимацией и единственными органами, обладающими всей полнотой государственной власти в стране.

 

6. Председатель КНР является высшим единоличным представительным и исполнительным органом высшего органа государственной власти - Всекитайского собрания народных представителей и его Постоянного комитета, осуществляющим совместно с ПК ВСНП часть полномочий главы государства.

 

В Китайской Народной Республике существует единственный и единый Центральный военный совет Китайской Народной Республики и Коммунистической партии Китая, персональный состав которого определяется Центральным Комитетом Коммунистической партии Китая, а избрание определённых лиц, представляющее собой безальтернативное утверждение, происходит на сессии Всекитайского собрания народных представителей.

 

Народные суды и народные прокуратуры не являются единственными органами осуществления судебной власти и надзора за законностью, что является, как недостатком системы государственных органов, так и достоинством, позволяющим проявлять значительную гибкость в решении общегосударственных задач.

 

Научно-практическая и теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования ряда содержащихся в диссертации положений и выводов для осмысления и возможной корректировки государственной политики, проводящейся в современных условиях в Российской Федерации, а также странах СНГ.

 

Проведенный автором анализ конституционно-правового аспекта государственного строя КНР позволяет использовать полученные результаты в правотворческом процессе и правоприменительной деятельности, в научной и учебной литературе.

 

Положения и выводы диссертационного исследования также могут быть использованы в рамках высших учебных заведений России при преподавании и разработке курсов теории и истории конституционного (государственного) права зарубежных стран, а также практическими работниками различных государственных и органов, политических партий и общественных организаций Российской Федерации.

 

Апробация результатов исследования. Работа обсуждена и одобрена на кафедре конституционного и муниципального права Московского университета МВД России. Основные положения и выводы диссертанта нашли отражение в серии научных публикаций и изложены автором в докладах и сообщениях на научных и научно-практических конференциях, используются в преподавательской и юридической деятельности автора.

 

Важное место в обеспечении достоверности и обоснованности основных положений занимает их апробирование в учебном процессе, а также в подготовленных и опубликованных автором статьях.

 

Результаты диссертационного исследования внедрены и используются в учебном процессе кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России, а также при подготовке учебных и учебно-методических пособий.

 

Результаты исследования в различных аспектах используются в практической деятельности Коммунистической партии Российской Федерации, её фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также пра-' вотворческой деятельности депутатов Государственной Думы.

 

Содержание диссертации определяется целями и задачами исследования, а также избранными методами изложения материала и логикой работы.

 

Структура диссертации определяется тем, что объект исследования состоит из четырёх основных элементов. Порядок их рассмотрения строится по классической схеме. Первая глава посвящена основным этапам конституционного развития КНР и теоретико-правовому анализу конституционного аспекта государственного строя КНР. Вторая и третья главы посвящены рассмотрению элементов государственного строя КНР. Во второй главе рассмотрены первые два элемента государственного строя: общественно-экономическое устройство и основы правового статуса личности. Третья глава отводится анализу оставшихся двух элементов: государственно-территориальному устройству и организации публичной власти.

 

Таким образом, диссертация состоит из введения, трёх глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Основные выводы представлены по параграфам и в заключении.

 

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ

по специальности "Конституционное право; муниципальное право", Чупанов, Андрей Сергеевич, Москва

 

Выводы, полученные в исследовании, позволили обосновать тезис, согласно которому в КНР сформировалась модернизированная система прав и обязанностей, эффективно сочетающая баланс прав личности, общества, народов и государства, имеющая как черты общечеловеческих ценностей, так и социалистических прав и свобод человека при высоком уровне гарантий, который может быть достигнут исключительно в социалистическом обществе. Также с конституционно-правовой точки зрения институт гражданства КНР является в целом прогрессивным, соответствующим принципам, отраженным в международно-правовых документах о гражданстве и правах человека, и в тоже время имеющий много общих черт с аналогичными институтами большинства развитых стран. Институт гражданства КНР в некоторых случаях является гуманным и демократичным, вместе с тем отвечая интересам обеспечения национальной безопасности и поддержки соотечественников, проживающих в других государствах.

 

Комплексное исследование национально-государственного устройства страны позволило прийти к однозначному выводу, о том, что, несмотря на возвращение под суверенитет бывших колоний Сянгана и Аомэня с особым статусом, КНР продолжает оставаться унитарным государством, с некоторыми признаками регионализации, осуществляющим особую форму решения национального вопроса - административную районную национальную автономию с чертами самоуправления при привилегированном положении национальных меньшинств.

 

Создание особых административных районов является не федерализаций или конфедерализацией государства, а способом конституционного решения международно-правовой проблемы постепенного вхождения государств и подопечных территорий в состав государства. Статус Сянгана и Аомэня позволяет их сравнивать с «Белыми Доминионами» Британской империи первой половины XX века, а передачу их под суверенитет КНР с переуступкой доминионов. По своему статусу особые административные районы Сянган и Аомэнь могут быть позиционированы как временные особые подопечные территории КНР, которые по истечении переходного периода могут войти в состав государства в качестве административно-территориальной единицы высшего звена.

 

Отметим, что проведённый анализ системы публичной власти, как важнейшего элемента государственного строя, позволил сделать вывод, о том, что в КНР создана эффективная систему представительной и законодательной власти, строящаяся не принципах демократического централизма, системе съезд - постоянный комитет, обладающая безусловным представительным характером и авторитетом, позволяющая сочетать широкую представительность с оперативностью и эффективностью работы, что обеспечивается порядком его формирования. Всекитайский народный съезд (ВСНП), система местных народных съездов (СНП) и формируемые ими Постоянные комитеты являются единственными органами, обладающими высшей легитимацией и обладающими всей полнотой государственной власти в стране. Сбалансированность статуса депутатов представительных органов, который, с одной стороны гарантирует высокие стандарты беспрепятственного осуществления депутатских полномочий, а с другой, предъявляет высокие требования к личным качествам представителя народа и не позволяет извлекать выгоду из депутатского статуса и утрачивать связь с избравшими его органами и населением.

 

Предлагается авторская уточнённая номенклатура наименований исторических и существующих государственных органов КНР и терминов китайского языка.

 

Анализ, проведённый в работе, позволил прийти к выводу, что с конституционно-правовой точки зрения Председатель КНР является высшим единоличным представительным и исполнительным органом высшего органа государственной власти - Всекитайского собрания народных представителей и его Постоянного комитета, осуществляющим совместно с ПК ВСНП полномочия главы государства.

 

Проведённое исследование и в частности лингвистический анализ, позволили доказать, что в Китайской Народной Республике не существует двух параллельных Центральных военных советов (комитетов) отдельно КПК и отдельно КНР, хотя и совпадающих по персональному составу. В КНР существует единственный и единый Центральный военный совет КНР и КПК, персональный состав которого определяется ЦК КПК, а избрание определённых лиц, представляющее собой безальтернативное утверждение, происходит на сессии ВСНП. При этом право верховного командования и управления в отношении вооружённых сил осуществляется Центральным военным советом и Центральным Комитетом КПК.

 

Сделан вывод, что народные суды и народные прокуратуры не являются единственными органами осуществления судебной власти и надзора за законностью, что является как недостатком системы государственных органов, так и её достоинством, позволяющим проявлять гибкость в решении государственных задач.

 

Проведённое исследование позволило прийти к выводу, о том, что, несмотря на серьёзные изменения в экономической и политической жизни страны, Китайская Народная Республика относится к особому типу социалистических государств. Основными признаками таких стран являются народовластие, руководство со стороны коммунистической или социалистической партии, придерживающейся идеологии научного социализма, наличие в качестве основы экономической системы различные формы общенародной и коллективной собственности на средства производства, осуществление на этой базе планомерного роста экономики в интересах народа, наличие развивающейся системы социалистической демократии, равноправия всех наций и народностей и защита социалистических завоеваний от классовых врагов, широкий спектр гарантируемых прав человека и гражданина. При этом Китайская Народная Республика имеет свои существенные особенности, такие как наличие направляемой и регулируемой социалистической рыночной экономики, многообразие форм собственности, наличие установки на построение социалистического правового государства, и особое положение вооружённых сил.

 

Заключение

 

Подводя итог нашему исследованию, отметим, что сложное наименование работы - «Государственный строй Китайской Народной Республики (конституционно правовой аспект)», было избрано не случайно. Попытка обозначить предмет исследования как Конституционный строй КНР заранее значительно его обеднило. Поскольку Конституционный строй существует лишь в ограниченном количестве государств, не являясь универсальным понятием. Поскольку на протяжении всей истории человечества существовали, существуют, и будут существовать государства, к которым термин «конституционный строй» неприменим вовсе. Изучение же конституционного права зарубежных стран заранее сужает количество таких стан исключительно до тех, которые имеют конституцию, как основной закон. Государственный строй является универсальным понятием, которое применимо к любому государству вне зависимости от его государственного и общественного устройства, правовой и социальной системы, что особенно важно при изучении такого государства, как Китайская Народная Республика.

 

Государственный строй - это система общественного и государственного устройства, состоящая из следующих основных элементов: экономическая основа государства, важнейшими из характеристик которой являются отношения собственности и экономические уклады, структура публичной власти (система государственных органов), национально-государственное устройство, политическая и социальная структура общества и различных форм его организации, основы правового статуса личности и реальное состояние гражданских прав и свобод, включающая в себя систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых законом, а также способ её функционирования.

 

Поэлементный конституционно-правовой анализ с учётом выделенных составных частей государственного строя, как такового, позволяет создать целостную комплексную картину современного государственного строя страны КНР.

 

В результате исследования современного состояния конституционного регулирования, несмотря на существенные изменения последних лет (1999 и 2004), мы пришли к выводу, что Конституция КНР принадлежит к переходной модели социалистической правовой семьи, основанной на полновластии представительных органов, а также значительной роли правящей коммунистической партии. В то же время она отражает высокие стандарты закрепления и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, но имеет свои особенности связанные с особой национальной спецификой построения социалистического правового государства и социалистической рыночной экономикой.

 

Теоретическими основами государственного строя Китайской Народной Республики является творчески развитое, применённое к условиям конкретной исторической обстановки и конкретного государства марксистско-ленинское учение о государстве и праве. Руководство КНР подчеркивает свое теоретическое новаторство в выполнении исторической миссии переосмысления социализма. Китайское руководство пытается разрешить эту задачу на путях интегрирования социалистических идеалов и целей и рыночных законов, своеобразной конвергенции опыта социализма и капитализма, рассматривая рынок не как экономическую систему, а как метод решения социально-экономических задач.

 

Конституция закрепляет в качестве теоретической основы государства марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна и теорию Дэн> Сяопина, а также концепцию «трех представительств», обходящую стороной ортодоксальный марксистский классовый подход, открывает свободу для их интерпретации. Нынешняя официальная их трактовка провозглашает гармоничность интересов всех слоев населения Китая, в том числе и тех, которые выступают в качестве эксплуататоров и имеют обоснованные законом нетрудовые доходы, но деятельность которых рассматривается как полезная для развития страны. В правовом плане они уравниваются и объединяются с трудовыми слоями населения в одно понятие «строитель социализма».

 

Исследование конституционно-правового регулирования экономической системы современного Китая, позволят подтвердить выводы экономистов, о том, что она представляет собой неоднородную картину в связи с существованием в рамках социалистического способа производства различных общественно-экономических укладов: социалистического государственно-капиталистического, капиталистического мелкотоварного и различных смешанных форм, которые в целом сформировали новую экономическую систему или «открытого социализма». Экономическая система «открытого социализма» способна в условиях открытого рынка и рамок Всемирной торговой организации успешно конкурировать с режимом транснациональных корпораций и развитыми капиталистическими странами, благодаря соединению рыночных механизмов и государственного макрорегулирования, когда сила социалистических корпораций оказывается соединённой с силой социалистического государства. Всё это позволит в обозримой перспективе с использованием сравнительных преимуществ Китая достичь в этой области небывалых успехов.

 

Китаю нет необходимости добиваться своего развития и подъема путем вооруженного захвата ресурсов других стран, как это делают империалистические страны, поскольку конституционно-правовые механизмы и механизмы ВТО предоставили стране «каркас систем, с помощью которого он может, осуществляя стратегию «выхода за рубеж», пользоваться изменением мировых рыночных факторов и участвовать в мировой рыночной конкуренции. Китай может мирными формами и через рыночные каналы снискать новый выбор международного разделения труда и новое размещение стратегических ресурсов.

 

Исследование конституционно-правовых актов КНР позволяет прийти к выводу, о том, что в Китае складывается модернизированная социальная структура, характерная для постиндустриального общества, политические интересы слоёв которого находят отражение в основных законодательных актах государства и общественных организаций.

 

В то же время происходит трансформация правящей Коммунистической партии Китая из партии выразителя интересов рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции в партию, одновременно представляющую требования развития передовых производительных сил Китая, прогрессивное направление китайской передовой культуры, коренные интересы самых широких слоев китайского народа.

госуд. сторой. материал википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_строй_Китайской_Народной_Республики

Государственный и Политический строй Китая

Перейти на новую версию сайта

Государственный и Политический строй Китая

Образование Китайской Народной Республики. С провозглашением в 1949 Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая (КПК) установила новую систему государственной власти. «Демократическая диктатура народа» воплощала в себе особенности «единого фронта» – всех классов и партий, консолидированных в антияпонской борьбе в период с 1937 по 1945.

 

На вершине властной структуры находилась КПК, члены которой составляли примерно 2–4% общей численности населения страны. В рамках этой элитарной структуры, прежде всего в Центральном Комитете партии, принимались все важнейшие решения, определявшие социальную, экономическую, военную и внешнюю политику страны.

 

Основной функцией партийной организации было руководство четырьмя социально-экономическими классами, составлявшими «народ»: рабочим классом, крестьянством, мелкой буржуазией (включая лавочников, лоточников, чиновников и интеллигенцию) и национальной буржуазией. Возглавляя этот «единый фронт», партия осуществляла надзор и контроль за «врагами народа»: помещиками, крупной буржуазией, преступниками, пособниками Гоминьдана и шпионами и вообще всеми «контрреволюционными элементами».

 

Конституция. В 1954 после достижения основных целей консолидации всех сил и нейтрализации «врагов народа» аморфная структура единого фронта «новой демократии» была заменена официальной Конституцией. Принятая 20 сентября 1954 и исправленная в 1975, 1978, 1982 и 1992, эта Конституция провозгласила Китай страной народной демократии и единым многонациональным государством. Подчеркивалось, что в обязанности правительства входит ликвидация эксплуатации трудящихся и построение социалистического общества под руководством КПК.

 

 

Центральные органы власти. Главными государственными органами власти КНР являются Всекитайское собрание народных представителей во главе с председателем, Государственный совет, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.

Законодательная власть. Высшим законодательным органом является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Депутаты ВСНП избираются на пятилетний срок депутатами СНП провинций.

 

ВСНП на своей сессии избирает главу государства – председателя КНР, утверждает премьера и состав Госсовета, вносит поправки в Конституцию и контролирует исполнение конституционных положений, принимает и изменяет законы, назначает и освобождает от должности высших чиновников Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, решает вопросы о войне и мире, а также обсуждает и утверждает государственный бюджет. ВСНП (в 1998 – 2978 депутатов) избирает Постоянный комитет (более 150 членов), которому предоставлено право разъяснения конституционных положений и законов, контроль за деятельностью Госсовета и выполнение функций ВСНП между сессиями.

 

Глава государства. В период с 1954 по 1958 функции главы государства выполнял Мао Цзэдун. С 1959 по 1968 этот пост занимал Лю Шаоци. После низложения Лю в ходе «культурной революции» пост главы государства до 1975 оставался вакантным, а затем был аннулирован. В 1982 эта должность была восстановлена под названием «председатель республики», а время пребывания главы государства в должности продлено с 4 до 5 лет. В июне 1983 ВСНП избрало на этот пост ветерана экономического планирования и заместителя премьера Госсовета Ли Сяньняня. В апреле 1988 председателем КНР был избран ветеран армии и член политбюро ЦК КПК Ян Шанкунь, а в 1993 – генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь.

 

Исполнительная власть. Высшим исполнительным органом является Государственный совет. Госсовет вводит в действие различные административные правила и постановления, выступает с законодательными инициативами в ВСНП, контролирует деятельность различных министерств и ведомств, разрабатывает и осуществляет планы развития национальной экономики и контролирует исполнение бюджета страны, ведает внешнеполитическими связями и вопросами обороны. Всей деятельностью Госсовета руководит премьер-министр (с 1954 по 1976 – Чжоу Эньлай, с 1976 по 1980 – Хуа Гофэн, с 1980 по 1987 – Чжао Цзыян, с 1988 по 1997 – Ли Пэн, с 1997 – Чжу Жуанцзи), которому помогают несколько его заместителей и члены Государственного совета. По Конституции 1982, полномочия всех этих лиц ограничены двумя последовательными пятилетними сроками.

 

В соответствии с планом реорганизации, нацеленным на более рациональное функционирование бюрократического аппарата, в начале 1984 число заместителей премьера было сокращено с 18 до 4 человек, а к 1992 из 98 министерств и ведомств было оставлено 39. Заседания Государственного совета проводятся в составе премьера, его заместителей, государственных советников и секретаря этого органа власти.

 

Судебная власть. Структура судебных органов КНР была скопирована с соответствующей структуры СССР. На вершине этой пирамиды стоят Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. Верховный народный суд осуществляет надзор за соблюдением и применением законов нижестоящими судебными инстанциями всех уровней, а Верховная народная прокуратура направляет работу по раскрытию уголовных преступлений и исполнению приговоров. Председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избираются на сессиях ВСНП.

 

В первые 30 лет коммунистического правления в Китае не было всеобъемлющего гражданского или уголовного кодекса. Поэтому КПК присваивала себе право вынесения судебных решений и определения меры наказаний как по гражданским, так и по уголовным делам. Подобная практика приводила к злоупотреблениям властью, особенно в период «культурной революции» (1966–1969), когда в результате острой фракционной борьбы имело место множество произвольных и незаконных арестов, вынужденных самооговоров, несправедливых тюремных заключений и даже казней.

 

В целях восстановления доверия общества к правовой системе КНР и предотвращения новой вспышки беззакония ВСНП в 1979 приняло уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. В них, помимо прочего, подчеркивалось, что никто не может подвергаться преследованию только за то, что является носителем «реакционных идей». Концепция «должного соблюдения законности» была усилена введением законоположений, запрещающих бессрочное задержание подозреваемых и гарантирующих право обвиняемых на быстрое и открытое судебное разбирательство, а также запрещающих вынесение обвинительного заключения лишь на основе признания обвиняемым своей вины.

 

Исправленная и переработанная Конституция 1982 содержала обширный перечень неотъемлемых прав граждан, в том числе свободы печати, собраний и объединений, религиозных верований, неприкосновенности жилища и личности (включая запрет на незаконный обыск, задержание или арест), свободы и тайны переписки и, наконец, права критиковать любой орган государственной власти или любого чиновника без страха подвергнуться преследованиям. Принцип «равенства всех перед законом», содержавшийся в Конституции 1954, но изъятый в ходе последующих пересмотров конституционных норм, был вновь внесен в текст Конституции 1982.

 

 

Военная администрация. В качестве составной части наметившейся в 1979 общей тенденции к разделению партийных и государственных функций, в соответствии с положениями Конституции 1982 был создан новый Центральный военный совет, на который возлагались обязанности общего руководства вооруженными силами страны. Председатель (с 1993 – Цзян Цзэминь) и заместитель председателя этого совета избираются ВСНП и подотчетны ВСНП и его Постоянному комитету, однако главенство партии над армией подчеркивается совмещением членства в Военном комитете ЦК КПК и в Центральном военном совете.

Народный политический консультативный совет Китая. Важным элементом структуры управления страной является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). В 1983 НПКСК насчитывал более 100 тыс. членов, которые представляли 1600 различных политических, профессиональных и общественных организаций. Сессия НПКСК избирает Всекитайский комитет, его председателя (с 1993 – Ли Жуйхуань) и нескольких заместителей. После периода бездействия с конца 1950-х годов НПКСК после смерти Мао Цзэдуна вновь появился на политической арене. В соответствии с уставом НПКСК в своей деятельности исходит из принципа «долговременного сосуществования и взаимного контроля» между КПК, демократическими партиями и беспартийными деятелями. НПКСК обсуждает основные направления государственной политики и осуществляет «демократический надзор за деятельностью КПК, народных правительств и других государственных органов» путем внесения своих предложений и критических замечаний. Однако по закону, высказываемые НПКСК мнения и рекомендации не являются обязательными к исполнению.

 

Местные органы власти. В административном отношении Китай разделен на 31 единицу первого уровня: 22 провинции, 5 автономных районов и 4 муниципалитета (города центрального подчинения – Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин). С 1 июля 1997 в состав КНР вошел особый административный район Сянган (бывший Гонконг). Кроме того, имеется 159 административных единиц второго уровня (120 округов, 31 автономный округ и 8 аймаков). 2017 административных единиц третьего уровня включают 1856 уездов, 101 автономный уезд, 51 хошун, 3 автономных хошуна и 6 иных административных единиц.

 

До «культурной революции» функциональная структура провинциальных и других местных правительств соответствовала той, на основе которой строились общенациональные органы власти. В каждой провинции и территориальной единице (населенном пункте) имелись свои собрания народных представителей (СНП), народный совет, народный суд и прокуратура, напрямую подчиненные вышестоящему по рангу соответствующему органу управления, что создавало вертикаль единой иерархии власти. Прямым голосованием местного населения избирались только члены народных собраний самого низкого уровня (сельской коммуны, населенного пункта городского типа или городского района). Во все органы власти вышестоящих уровней (муниципалитеты крупных городов, сельские районы, уезды, округа и провинции) делегаты избирались непрямым голосованием на сессиях нижестоящих по уровню СНП. На каждом уровне СНП избирал свой народный совет, являвшийся руководящим органом местной администрации.

 

В период «культурной революции» эти институты были заменены революционными комитетами, в руках которых сосредоточивались все функции власти. Каждый революционный комитет, в состав которого входили административные кадры, представители армии и местного населения («народных масс»), осуществлял надзор за деятельностью всей администрации соответствующего уровня, руководствуясь указаниями партийного комитета этого уровня. Подобная система, введенная в действие в феврале 1967, просуществовала до июня 1979, пока ВСНП не аннулировало революционные комитеты и формально не восстановило в правах собрания народных представителей и народные советы, переименованные с того времени в народные правительства.

 

В целях усиления демократического характера управления и политической ответственности местных кадров в 1980 было принято решение осуществлять выборы представителей в СНП уездного уровня путем тайного и прямого народного голосования.

 

Коммунистическая партия. Руководящая роль Коммунистической партии в деятельности всех правительственных и общественных институтов зафиксирована в Конституции 1954 и подтверждена конституционными реформами 1975, 1978 и 1982. Объединявшая в 1997 в своем составе более 60 млн. членов, КПК в программных документах называет себя «авангардом китайского рабочего класса, надежным защитником интересов всего многонационального народа страны и ядром сил, ведущих Китай по пути строительства социализма». КПК является центром сосредоточения политической власти и политического влияния в Китае.

Структура КПК и ее деятельность. КПК организационно построена точно так же, как ВСНП и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: