Задание 1.
Используя полученные знания, ответьте на вопрос: “Тождественна ли античная демократия её современным формам?” Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Попробуйте, встав на позиции противников представительной демократии, подобрать соответствующие аргументы (не менее пяти), обоснуйте их историческими примерами. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Используя справочную литературу, дайте определения терминам:
Выборы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Избирательное право ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Избирательный процесс __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Избирательная квота ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Абсентеизм _ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладают мажоритарные системы относительного и абсолютного большинства.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Укажите, какими недостатками, на Ваш взгляд, обладает прямая демократия.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Укажите, какие достоинства и недостатки на Ваш взгляд, присущи референдуму, как форме прямой демократии?
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4.3. Правовое государство
Задание 1.
Объясните, как Вы понимаете известное высказывание Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
В настоящее время в конституциях многих государств (ст.1 Конституции РФ) есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия на самом деле правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Задание 3.
Напишите небольшое эссе на тему: «Какая судебная власть должна быть в правовом государстве?»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
В начале XX столетия русский государствовед Л.А.Тихомиров писал: «Действие государственности имеет свои пределы, переходя которые государство перестает быть силою устроительной и благодетельной. Быть может, несоблюдение должных пределов государственного, властного регламентирования жизни и вызывает отчасти тот протест, который, хотя и неразумно, выражается в социалистическом отрицании государственности вообще».
Как Вы думаете, почему эти пределы государству может установить право? Почему правовое государство ассоциируется в первую очередь с порядком и пресечением произвола власти?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Идея правового государства перекликается и тесно сопряжена с рядом близких идей, такими как идеи разделения властей, господства права, обеспечения прав человека. Но, тем не менее, каждая из них – это самостоятельные цели, задачи, механизмы реализации. Уточните различия между ними.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
В середине 50-х гг. XX в. Верховный Суд США вынес решение по делу Брауна, которым фактически отменил сегрегацию в американских школах. Тем самым был нанесен смертельный удар расовой дискриминации, процветавшей в стране в тот период. Для выполнения этого судебного решения президент Д.Эйзенхауэр был вынужден применить войска против мятежных расистских штатов, не желавших подчиниться решению суда.
Как Вы относитесь к использованию оружия для утверждения режима верховенства закона? Имеют ли значения в правовом государстве средства, применяемые для действия механизмов обеспечения законов?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4.4. Государство и личность
Задание 1.
Используя словарный материал, дайте определения следующим терминам:
Филиация _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Натурализация __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Апатрид _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптация _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реинтеграция ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Используя знания, полученные при изучении данной темы, начертите схему способов приобретения гражданства.
Задание 3.
На основании текста ФЗ Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” заполните таблицу “Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации”
Основания приобретения гражданства | Основания прекращения гражданства |
Задание 4.
Используя положения Всеобщей декларации прав человека и Конституцию Российской Федерации, укажите в таблице конкретные статьи по группам прав и свобод граждан.
Группа прав и свобод граждан | Декларация прав человека ООН | Конституция РФ |
Гражданские | ||
Политические | ||
Экономические | ||
Социальные | ||
Культурные |
Задание 5.
Конституция РФ в статье 17 закрепляет положение о том, что «права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Напишите, как Вы понимаете это положение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
В январе 1700 г. Петр Первый издает указ, в котором предписывает мужскому населению «на Москве и в городах, исключая духовенство и крестьянство, носить иноземное платье на манер венгерского». Последующие указы вводят ношение в России платья немецкого и французского образцов. В наши дни носят специальную форменную одежду служащие некоторых профессий (милиционеры, прокуроры, работники железнодорожного, воздушного транспорта и т.д.). В общеобразовательной и профессиональной школе до недавнего времени была обязательна школьная форма для учащихся, сохранятся она и сейчас в некоторых из них.
Как Вы думаете, не является ли это нарушением права человека на индивидуальный облик?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Джим Мак Грегор Бернс, выступая с лекцией в Национальном архиве в 1985 г., посвященной двухсотлетию американской конституции, сказал: «Народ хотел бы создать такое правительство, которое было бы достаточно сильным, чтобы защищать свободу личности, но недостаточно сильным, чтобы стать угрозой для этой свободы».
О каком типе государства шла речь? В чем его суть?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ ПРАВА