Предмет и задачи курса «Музыкальная психология».
музыкальная психология — это «дисциплина, изучающая психологические условия, механизмы и закономерности музыкальной деятельности человека, а также их влияние на строение музыкальной речи, на формирование и историческую эволюцию музыкальных средств и особенностей их функционирования» Назайкинский
В настоящее время музыкальную психологию относят к области музыкознания.
Категории музыкальной психологии связаны не только с общей психологией и музыкознанием, но и с педагогикой, акустикой, эстетикой, социологией, историей.
аспекты музыкальной психологии: педагогический (музыкальное воспитание, общее и профессиональное музыкальное образование), музыкально-теоретический (формирование и эволюция средств музыкальной выразительности), социологический (бытование музыки в социуме), собственно психологический и медицинский (оздоровляющее влияние музыки на человека и животных).
методы общей психологии: интроспекцию, (самонаблюдение), лабораторный эксперимент и измерение, конкретные методы (интервьюирование, анкетирование, тестирование). также методы эстетики, педагогики, музыковедения.
В последние десятилетия активный интерес вызывает изучение психологии творческого процесса композитора, психологии интерпретации, психологической подготовки музыканта к концертному выступлению.
2. Музыкальная психология в историческом ракурсе.
Проблемы музыкальной психологии (как и общей) стали волновать человечество еще в древних цивилизациях Востока и Запада, в эпоху Средневековья, Ренессанса (труды Аристотеля, Платона, Авиценны, Боэция, Тинкториса). Появление музыкальной психологии как самостоятельной науки относится только ко второй половине XIX века и связано с дифференциацией общей психологии. общая психология как самостоятельная наука сформировалась только в 70-е годы XIX века в трудах немецкого ученого В. Вундта. музыкальная психология (отн. К пограничным наукам) возникла в результате развития экспериментальной психофизиологии и разработки теории слуха немецким ученым Г. Гельмгольцем, а чуть позднее - теории музыкального восприятия Г. Риманом, тоже немецким ученым-музыковедом. Музыкальная психология разрабатывает основные категории общей психологии: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, эмоции и чувства, речь, воображение и фантазия, мотивация и т. д., но в контексте музыкального творчества.
|
Музыкальная психология в антропологическом аспекте
Под антропологическим аспектом музыкальной психологии следует понимать особенность трактовки понятий, связанных с психологией музыки на ранней стадии развития человека. историко-ар-хеологических источников мало. изучение жизни и культуры отдельных племен Африки, Австралии, Океании и Америки дало богатейший материал для понимания антропологии музыки и осознания объективности категорий музыкальной психологии. Многочисленные экспедиции англо-амер.ученых в первой пол.XXв. собрали богатейший материал. Проблема отличия музыки от «не музыки» у древних племен очень важна для понимания любой музыкальной системы. Она формирует психологию, вкусы, культуру в целом. Отмечается различное отношение к музыке, к искусству. Для музыкального восприятия важна и проблема оптимального числа исполнителей, которая волнует эти народности и разрешается ими тоже по-разному. Разные мнения существуют и в вопросе о происхождении музыки. Выявляются два взгляда: музыка - порождение богов или музыка возникает благодаря заимствованию. Источников, из которых черпается музыка, может быть три: 1) сверхъестественное начало, 2) индивидуальное сочинительство, 3) заимствование.
|
уже на ранней стадии развития перед людьми возникают ключевые вопросы музыкальной психологии, бытования музыки. У первобытных народов можно обнаружить зачатки многих психологических и эстетических теорий, которые окончательно выстроятся и разовьются впоследствии.
4. Комплекс основных музыкальных способностей и музыкальности. Для того чтобы быть причастным к любому из звеньев музыкального творчества, необходим определенный комплекс способностей - основные музыкальные способности (или общие). В каждом звене функционируют по-разному,объем различен. советский ученый Б. М. Теплов классифицировал на а основные (общие) и специальные (частные. основные нужны и для слушателя, специальные способности необходимы профессионалам.
к основным музыкальным способностям отн.: 1 музыкальный слух. 2 множественную вариантность временных соотношений - при помощи чувства музыкального ритма.3 музыкальная память. 4 музыкальное мышление и музыкальное воображение. П ервоосновы основных музыкальных способностей: «ладовое чувство», «способность к слуховому представлению», «музыкально-ритмическое чувство». Муз.способн.классиф.на сенсорные (муз.слух и ч.ритма) и интеллектуальные (ост.). даже очень музыкально одаренный человек рождается только с их задатками. для осмысления музыки «как некоего содержания» необходима особая психическая функция - музыкальность. (вопрос определения остается дискуссионным). два взгляда: 1. как совокупность ряда способностей. 2. как целостного свойства личности, единой психической функции, основанной на своеобразном комплексе
|
5. Музыкальный слух – как краеугольная проблема. Характеристика разных сторон музыкального слуха. Муз.слух явл. ведущей сенсорной муз.способностью. нельзя отождествлять с биол. слухом(фиксация звуков): Муз.слух - реакция на различ.проявления муз.искусства, сформировался значительно позднее, в рез. длит. эволюции психики.
исторически изменялся. Длит. Эволюция. На ранней стадии — примитевен.в формировании муз.слуха как психич.функции человека в целом, так и конкретно у отдельно взятого индивидуума огромную роль сыграли волевые усилия и воспитательная работа. Фундамент — память. музыкальный слух - основная музыкальная способность, связанная с разнообразной реакцией на музыкальные звуки и возможностью ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и музыкальном произведении. отличается многосторонностью. У взр.,муз.образ.чел. Развиты звуковысотный слух, интонационный, ладовый, мелодический, гармонический, тембровый, динамический, артикуляционный, полифонический, архитектонический и т. д.
Х арактеристика разных сторон. Раньше всего у ребенка развивается мелодический слух. в период младшего шк. Возраста - гармонический слух. Гарм.слух имеет две стороны: 1) восприятие ладовых функций аккорда, 2) восприятие самого характера звучания вертикали, ее красочных функций. Тембровый слух — позднее. Динамический слух апеллирует к анализу динамических нюансов. Наличие полифонического слуха предполагает восприятие индивидуальных горизонтальных особенностей многоголосной музыкальной ткани. самая высокая ступень развития музыкального слуха обусловлена восприятием и осознанием музыкального целого - композиционных особенностей - развитие архитектонического слуха. полифонический и архитектонический слух связан с усилением аналитического начала, в то время как интонационный слух имеет прежде всего эмоциональную природу. Аналитический слух объединяет те стороны музыкального слуха, которые формируются у человека в период становления логического мышления. С качественной стороны, прежде всего с точки зрения реакции на звуковысотность, музыкальный слух подразделяется на относительный и абсолютный. Особо ценное св-во муз.слуха - внутренний слух. (способность представлять музыку в сознании, реально не слыша и не исполняя ее). Без внутреннего слуха невозможно приобщаться ни к одному из звеньев музыкального творчества.
6. Физиологические основы музыкального слуха. Муз.слух представляет собой частный случай функционального органа (т. е. появившегося в процессе целенаправленной практики).
три звена физиологич. Модели музыкального слуха:1) приемник - «рецепторный механизм» (ушная раковина, барабанные перепонки и т. д.), 2) соединительное звено, относящееся к центральной нервной системе (участок в коре головного мозга), 3) двигательное моделирующее звено - «эффекторный механизм» - как мышечная реакция на раздражитель (голосовые связки). важную роль - «слуховой пуантилизм» ( способность вычленять отдельную звуковую «точку) - развито у первобытного человека. В пуантильности слуха большую роль играют голосовые связки: 1) они придают тембру оттенок точечной концентрированности, 2) «молчащие» связки «следят» за высотой тембра и ее вариациями, 3) голосовые связки не только повторяют мелодические ходы, но и как бы «ощупывают» тембр инструмента, воспроизводя эти ходы.