Механизмы действия музыкальной памяти исполнителя.




Память музыканта-исполнителя соединяет художе­ственное мышление с двигательным. В процессе испол­нения сознательно или подсознательно выбирается один вариант движения. В двигательной памяти следует выч­ленить тактильную и двигательно-мышечную память. Тактильная память контролирует настоящее, а двигатель-но-мышечная направлена в прошлое или в будущее. Значительно стимулирует запоминание повышенный интерес к музыкальному сочинению.

Воспоминание содержит соединение прошлого опы­та и настоящего. В памяти на подсознательном уровне «продумывается» все произведение, анализируется эмоциональное состояние, настроение во время пре­дыдущего исполнения.

Выучивание произведения на память должно быть осмысленным, и суть этого процесса заключается в приобретении правильных привычек. необходимо тщательно анализировать нотный текст. большой реперту­ар, выученный наизусть, укрепляет память. Практика показывает, что в большинстве случаев хорошо выученное произведение надолго остается в па­мяти, даже если его не повторять после ответственного выступления (установлено, что музыкальной памятью заведуют оба полушария головного мозга).

 

9. Музыкальный интеллект и музыкальное воображение. Музыкальное мышление (музы­кальный интеллект) обнаруживается в способности мыслить музыкальными образами. Оно делится на две категории: репродуктивное и продуктивное. Репродуктивное проявляется в способности произвольно воспроизводить в памяти на основе внутреннего слу­ха написанные каким-либо автором музыкальные фраг­менты и даже целые композиции (или схожие с ними) и давать им обоснованную оценку. Продуктивное музыкальное мышление обнаружива­ется в создании принципиально новых музыкальных об­разов. Музыкальное воображение можно определить как способность психики соотносить музы­кальные образы с внемузыкальными картинами, состо­яниями и представлениями или с другими музыкальны­ми произведениями.Импульсом для развития музыкального воображе­ния являются, с одной стороны, музыкальные представ­ления, источником которых является память. С другой стороны, воображение стимулируют музыкальные и не­музыкальные ассоциации, а главное - разносторонний опыт: жизненный, литературный, художественный. Музыкальное воображение классифицируется на два основных вида: 1) на рождающее чисто музыкальные ассоциации. 2) на вызывающее внемузыкальные пред­ставления. Во многом благодаря музыкальному воображению полистилистические приемы в музыке (в виде цитат, аллюзий, стилизаций и др.) несут столь активную коммуникативную функцию.

10. Общая характеристика частных музыкальных способностей Частные (специальные) музыкальные способности, предполагающие профессональное занятие музыкой, связаны прежде всего с иным, более глубоким и разносторонним разви­тием основных музыкальных способностей. Музыкальная память исполнителя, а также компози­тора и музыковеда обязательно предполагает не только узнавание, но и воспроизведение музыкального матери­ала (т. е. она и пассивная, и активная). Память музыкан­тов-профессионалов отличается значительно большим объемом, нежели у слушателя. Особенно масштабна она у композитора. для музыканта исключительно важен аналитический слух. Аналитическими слух является операционным цен­тром музыкального таланта, ответственным за освоение музыкального языка. Но аналитический слух не опреде­ляет и не контролирует музыкально-творческие компонен­ты таланта. Современная психология относит к частным музы­кальным способностям и особо редкие разновидности музыкального слуха, такие как абсолютный слух и цвет­ной слух — синопсию.

11. Абсолютный музыкальный слух. наличие абсолют­ного слуха связано с определением тона без предвари­тельной настройки. абсолютный слух - ценная психическая функция, привносящая свои особые нюансы в разные виды музы­кального творчества. Наука вплотную занялась изучением природы абсо­лютного слуха еще на рубеже XIX- XX веков. Было установлено, что, в отличие от относительного слуха в основе функционирования абсолютного слуха лежит долговременная память. Человек, обладающий абсолютным слухом, услы­шав музыкальный тон, запоминает его на всю жизнь или на длительный срок. В зависимости от того, как долго держится в памяти высота тона и насколько быстро происходит ее запоминание, абсолютный слух классифицируется как активный и пассивный. Обла­датель активного абсолютного слуха запоминает тон, как правило, с первого раза на всю жизнь. Сущ.классификация на линеарный тип абсолютного слуха и так называемый полярный: различная ориентация в звуковом пространстве. При линеарном слухе она опи­рается прежде всего на интервальные соотношения, при полярном слухе - на тональность. Для линеарного и по­лярного слуха характерны различные переживания музыкального тона, свои музыкальные пристрастия. Линеарный слух оценивается как измерительно-ана­литический. Он отличается повышенным аналитическим тонусом. Полярный - как целостно-эмоциональный, с пониженным аналитическим тонусом. Он более «открыт» к новым настройкам, фиксирует их оперативнее и яснее, но способность распознавать отклонения у него ниже. В течение жизни человека абсолютный слух может эволюционировать, изменяться, переходя из одного ка­чества в другое.Существует еще третий тип абсолютного слуха, обу­словленный цветовыми ассоциациями, - синопсический Его относят к одной из раз­новидностей синопсии - цветного слуха, когда звуковысотное качество обязательно сочетается со зрительным представлением. Абсолютный слух самого высокого качества не является показате­лем выдающейся музыкальной одаренности. Но абсолютный слух - это тон­кий инструмент взаимодействия с музыкальными зву­ками.

12. Проблема синопсии и музыкальное творчество. Цветным слухом - синопсией - об­ладают как люди художественно одаренные, так и не отно­сящиеся к ним. Но чаще всего и в наиболее ярких фор­мах синопсия встречается у людей артистического мира: художников, композиторов, писателей, поэтов. проявляется в двух аспектах: цветовые представления при вербальном восприятии, а также других немузыкальных раздражителей; цветовые представления музыкальных звуков, компонентов музыкаль­ного языка (прежде всего тональности, аккордов), му­зыкальных образов и т. д. На вербальном уровне си­нопсия наблюдается прежде всего в слухо-зрительной реакции на гласные звуки, особенно если слова произ­носятся женским голосом. Изучение синопсии началось в 1812 году (в диссер­тации врача-альбиноса Закса из Эрлангера). Он и его родная сестра обладали синопсией. Поэтому источни­ком наблюдений для Закса послужили свои и сестрины слухозрительные ощущения. Но Закс скончался в 27-летнем возрасте, и исследование синопсии приостано­вилось на полвека. Следующий этап относится уже к 1870-м годам. установлено, что лица, обладающие си-нопсией, считают это нормальным явлением и удивля­ются, что у большинства людей слуховые впечатления не вызывают цветовых реакций. Синопсия не может появиться без врожденных за­датков. Но обнаружиться синопсические задатки могут в разные периоды жизни. у разных лиц одно и то же звуко­вое явление может вызвать разные цветовые образы. Врачи, иссле­дователи физиологии и психологии человека зачастую рассматривают синопсию как аномальное явление.

13. Музыкальная одаренность исполнителя и композитора. музыкальная ода­ренность - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешно­го занятия музыкальной деятельностью» (Теплов). специ­фика именно музыкальной одаренности связана с ее мнгогосоставностью Важнейшими составляющими музыкальной одаренности являются такие психические функции, как музыкально-репродуктивный и музыкаль­но-творческий комплексы, без которых профессиональ­ная музыкальная деятельность, прежде всего компози­тора и музыканта-исполнителя, невозможна. В функционировании музыкально-репродуктивного комплекса важна цепкость и точность музыкального слуха, активность внутрислуховых представлений. Муз.память — фунд.составляющая. Активность интеллекта вкупе с развитым музыкальным мышлением позволяет свободно обра­щаться к различным музыкальным моделям (конструк­тивным и интерпретационным) и легко их трансформи­ровать. Но успешное музыкальное подражание возмож­но только при определенной технической оснащенности. Талант предполагает обязательное наличие музы­кально-творческого комплекса - способности созда­вать новые музыкальные системы (композиционные и интерпретационные). составляющие музыкальной одаренности: 1. исходный слой - основные музыкаль­ные способности. 2. частные музыкальные способности, 3.Психофизический комплекс успешной исполни­тельской деятельности как базис виртуозности. 4. Музыкально-репродуктивный комплекс 5.Музыкально-творческий комплекс.

14. Наследственность музыкального дарования. По мнению известного немецкого психиатра второй половины XIX- начала XX ве­ков П. Мебиуса, они передаются только по мужской ли­нии. Это он доказывал, в частности, на примере семей­ства Бахов. Однако австрийский ученый К. Лоренц пер­вый признал равное положение отца и матери в передаче музыкального дарования. Для доказательства равенства обоих родителей в передаче музыкального дарования рассматривались группы наследования музыкальных способностей и по мужской, и по женской линиям. Наследственная передача музыкальных способностей (и не только музыкальных) в генетике объясняется следующим образом: опреде­ленные группы способностей достигают в отдель­ных случаях особенной внутренней связи в зародыше­вой плазме, на основании чего делается возможным передача музыкальной одаренности нескольким поко­лениям. Передаются в том числе и определенные фи­зиологические свойства: строение уха, глаза, особен­ности развития отдельных участков головного мозга. Отмечается, хотя и значительно реже, пе­редача музыкальной одаренности от дедушек и бабушек и от дядей и теть.Исследуется и проблема потомства крупных компо­зиторов. В их среде отмечено быстрое вымирание та­лантливого и, тем более, гениального мужского поколе­ния. если талант может наследоваться поколениями, то гениальность - едва ли. почти невозможно, чтобы столь сложная генная ком­бинация повторилась хотя бы дважды. К тому же обыч­но у гениев наблюдается обратное соотношение между развитием мозга и половой производительной силой. Часто гении бездетны, или их дети рано умирают, или преобладают женские особи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: