Память музыканта-исполнителя соединяет художественное мышление с двигательным. В процессе исполнения сознательно или подсознательно выбирается один вариант движения. В двигательной памяти следует вычленить тактильную и двигательно-мышечную память. Тактильная память контролирует настоящее, а двигатель-но-мышечная направлена в прошлое или в будущее. Значительно стимулирует запоминание повышенный интерес к музыкальному сочинению.
Воспоминание содержит соединение прошлого опыта и настоящего. В памяти на подсознательном уровне «продумывается» все произведение, анализируется эмоциональное состояние, настроение во время предыдущего исполнения.
Выучивание произведения на память должно быть осмысленным, и суть этого процесса заключается в приобретении правильных привычек. необходимо тщательно анализировать нотный текст. большой репертуар, выученный наизусть, укрепляет память. Практика показывает, что в большинстве случаев хорошо выученное произведение надолго остается в памяти, даже если его не повторять после ответственного выступления (установлено, что музыкальной памятью заведуют оба полушария головного мозга).
9. Музыкальный интеллект и музыкальное воображение. Музыкальное мышление (музыкальный интеллект) обнаруживается в способности мыслить музыкальными образами. Оно делится на две категории: репродуктивное и продуктивное. Репродуктивное проявляется в способности произвольно воспроизводить в памяти на основе внутреннего слуха написанные каким-либо автором музыкальные фрагменты и даже целые композиции (или схожие с ними) и давать им обоснованную оценку. Продуктивное музыкальное мышление обнаруживается в создании принципиально новых музыкальных образов. Музыкальное воображение можно определить как способность психики соотносить музыкальные образы с внемузыкальными картинами, состояниями и представлениями или с другими музыкальными произведениями.Импульсом для развития музыкального воображения являются, с одной стороны, музыкальные представления, источником которых является память. С другой стороны, воображение стимулируют музыкальные и немузыкальные ассоциации, а главное - разносторонний опыт: жизненный, литературный, художественный. Музыкальное воображение классифицируется на два основных вида: 1) на рождающее чисто музыкальные ассоциации. 2) на вызывающее внемузыкальные представления. Во многом благодаря музыкальному воображению полистилистические приемы в музыке (в виде цитат, аллюзий, стилизаций и др.) несут столь активную коммуникативную функцию.
|
10. Общая характеристика частных музыкальных способностей Частные (специальные) музыкальные способности, предполагающие профессональное занятие музыкой, связаны прежде всего с иным, более глубоким и разносторонним развитием основных музыкальных способностей. Музыкальная память исполнителя, а также композитора и музыковеда обязательно предполагает не только узнавание, но и воспроизведение музыкального материала (т. е. она и пассивная, и активная). Память музыкантов-профессионалов отличается значительно большим объемом, нежели у слушателя. Особенно масштабна она у композитора. для музыканта исключительно важен аналитический слух. Аналитическими слух является операционным центром музыкального таланта, ответственным за освоение музыкального языка. Но аналитический слух не определяет и не контролирует музыкально-творческие компоненты таланта. Современная психология относит к частным музыкальным способностям и особо редкие разновидности музыкального слуха, такие как абсолютный слух и цветной слух — синопсию.
|
11. Абсолютный музыкальный слух. наличие абсолютного слуха связано с определением тона без предварительной настройки. абсолютный слух - ценная психическая функция, привносящая свои особые нюансы в разные виды музыкального творчества. Наука вплотную занялась изучением природы абсолютного слуха еще на рубеже XIX- XX веков. Было установлено, что, в отличие от относительного слуха в основе функционирования абсолютного слуха лежит долговременная память. Человек, обладающий абсолютным слухом, услышав музыкальный тон, запоминает его на всю жизнь или на длительный срок. В зависимости от того, как долго держится в памяти высота тона и насколько быстро происходит ее запоминание, абсолютный слух классифицируется как активный и пассивный. Обладатель активного абсолютного слуха запоминает тон, как правило, с первого раза на всю жизнь. Сущ.классификация на линеарный тип абсолютного слуха и так называемый полярный: различная ориентация в звуковом пространстве. При линеарном слухе она опирается прежде всего на интервальные соотношения, при полярном слухе - на тональность. Для линеарного и полярного слуха характерны различные переживания музыкального тона, свои музыкальные пристрастия. Линеарный слух оценивается как измерительно-аналитический. Он отличается повышенным аналитическим тонусом. Полярный - как целостно-эмоциональный, с пониженным аналитическим тонусом. Он более «открыт» к новым настройкам, фиксирует их оперативнее и яснее, но способность распознавать отклонения у него ниже. В течение жизни человека абсолютный слух может эволюционировать, изменяться, переходя из одного качества в другое.Существует еще третий тип абсолютного слуха, обусловленный цветовыми ассоциациями, - синопсический Его относят к одной из разновидностей синопсии - цветного слуха, когда звуковысотное качество обязательно сочетается со зрительным представлением. Абсолютный слух самого высокого качества не является показателем выдающейся музыкальной одаренности. Но абсолютный слух - это тонкий инструмент взаимодействия с музыкальными звуками.
|
12. Проблема синопсии и музыкальное творчество. Цветным слухом - синопсией - обладают как люди художественно одаренные, так и не относящиеся к ним. Но чаще всего и в наиболее ярких формах синопсия встречается у людей артистического мира: художников, композиторов, писателей, поэтов. проявляется в двух аспектах: цветовые представления при вербальном восприятии, а также других немузыкальных раздражителей; цветовые представления музыкальных звуков, компонентов музыкального языка (прежде всего тональности, аккордов), музыкальных образов и т. д. На вербальном уровне синопсия наблюдается прежде всего в слухо-зрительной реакции на гласные звуки, особенно если слова произносятся женским голосом. Изучение синопсии началось в 1812 году (в диссертации врача-альбиноса Закса из Эрлангера). Он и его родная сестра обладали синопсией. Поэтому источником наблюдений для Закса послужили свои и сестрины слухозрительные ощущения. Но Закс скончался в 27-летнем возрасте, и исследование синопсии приостановилось на полвека. Следующий этап относится уже к 1870-м годам. установлено, что лица, обладающие си-нопсией, считают это нормальным явлением и удивляются, что у большинства людей слуховые впечатления не вызывают цветовых реакций. Синопсия не может появиться без врожденных задатков. Но обнаружиться синопсические задатки могут в разные периоды жизни. у разных лиц одно и то же звуковое явление может вызвать разные цветовые образы. Врачи, исследователи физиологии и психологии человека зачастую рассматривают синопсию как аномальное явление.
13. Музыкальная одаренность исполнителя и композитора. музыкальная одаренность - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» (Теплов). специфика именно музыкальной одаренности связана с ее мнгогосоставностью Важнейшими составляющими музыкальной одаренности являются такие психические функции, как музыкально-репродуктивный и музыкально-творческий комплексы, без которых профессиональная музыкальная деятельность, прежде всего композитора и музыканта-исполнителя, невозможна. В функционировании музыкально-репродуктивного комплекса важна цепкость и точность музыкального слуха, активность внутрислуховых представлений. Муз.память — фунд.составляющая. Активность интеллекта вкупе с развитым музыкальным мышлением позволяет свободно обращаться к различным музыкальным моделям (конструктивным и интерпретационным) и легко их трансформировать. Но успешное музыкальное подражание возможно только при определенной технической оснащенности. Талант предполагает обязательное наличие музыкально-творческого комплекса - способности создавать новые музыкальные системы (композиционные и интерпретационные). составляющие музыкальной одаренности: 1. исходный слой - основные музыкальные способности. 2. частные музыкальные способности, 3.Психофизический комплекс успешной исполнительской деятельности как базис виртуозности. 4. Музыкально-репродуктивный комплекс 5.Музыкально-творческий комплекс.
14. Наследственность музыкального дарования. По мнению известного немецкого психиатра второй половины XIX- начала XX веков П. Мебиуса, они передаются только по мужской линии. Это он доказывал, в частности, на примере семейства Бахов. Однако австрийский ученый К. Лоренц первый признал равное положение отца и матери в передаче музыкального дарования. Для доказательства равенства обоих родителей в передаче музыкального дарования рассматривались группы наследования музыкальных способностей и по мужской, и по женской линиям. Наследственная передача музыкальных способностей (и не только музыкальных) в генетике объясняется следующим образом: определенные группы способностей достигают в отдельных случаях особенной внутренней связи в зародышевой плазме, на основании чего делается возможным передача музыкальной одаренности нескольким поколениям. Передаются в том числе и определенные физиологические свойства: строение уха, глаза, особенности развития отдельных участков головного мозга. Отмечается, хотя и значительно реже, передача музыкальной одаренности от дедушек и бабушек и от дядей и теть.Исследуется и проблема потомства крупных композиторов. В их среде отмечено быстрое вымирание талантливого и, тем более, гениального мужского поколения. если талант может наследоваться поколениями, то гениальность - едва ли. почти невозможно, чтобы столь сложная генная комбинация повторилась хотя бы дважды. К тому же обычно у гениев наблюдается обратное соотношение между развитием мозга и половой производительной силой. Часто гении бездетны, или их дети рано умирают, или преобладают женские особи.