НЕМОЕ КИНО
«Эротикон» (чеш. «Erotikon») (1929, режиссёр Густав Махаты)
Смотреть онлайн
Режиссер: Густав Махаты / Gustav Machaty
В ролях: Karel Schleichert, Ита Рина, Olaf Fjord, Theodor Pistek, Charlotte Susa, Luigi Serventi, Ladislav H. Struna, Milka Balek-Brodská, Бохумил Ковар, Bedrich Saxl
Описание: История соблазнения и похищения дочери железнодорожника богатым городским ловеласом.
Сюжет навеян повестью А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Чешский режиссер Густав Махаты смотрел свой фильм «Эротикон» 500 раз, прежде чем принял окончательное решение о том, как он будет выглядеть в финальной версии. Мелодрама, снятая по сюжету выдающегося чешского поэта Витеслава Незвала, в свое время шокировала зрителей откровенностью в показе отношений полов.
Фильм Махаты близок по сюжету к пабстовской классике – «Дневник падшей» рассказывает почти ту же самую историю соблазненной и брошенной девушки, которая, однако же, находит в себе силы начать новую жизнь. Итак, Андреа в фильме Махаты – дочь начальника железнодорожной станции. Однажды вечером к ним в дом стучится незнакомец, опоздавший на последний поезд. На улице бушует ненастье, и, после некоторых колебаний, станционный смотритель соглашается оставить запоздалого гостя на ночлег. С неизбежностью происходит страшное – гость знакомится с юной дочерью смотрителя, дарит ей флакон духов под названием Эротикон, соблазняет и первым утренним поездом отправляется в Прагу. Там он введет развеселую жизнь с красивой любовницей, в то время как беременная Андреа оставляет отца и перебирается в Прагу, не решаясь встретиться с оставившим ее любовником. Андреа мечется по постели в горячке, и, как в дурном сне, на это изображение наплывает другое – пылкие объятия влюбленных в их единственную ночь. Она разрешается от бремени в городских трущобах, но ее ребенок родился мертвым. В конце концов она лишается крыши над головой и обреченно бродит по улицам, до тех пор, пока к ней не пристает прохожий забулдыга.
|
Если мы оборвем этот сюжет сейчас, на середине, этого будет вполне достаточно, чтобы почувствовать бульварный вкус истории, рассказанной Махаты. Впрочем, его киностиль приземленным не назовешь – интерьеры небогаты, но тщательно продуманы, в фильме видны заимствования из европейского кино, в отдельных случаях используются даже приемы, похожие на эйзенштейновский монтаж. Конечно, можно сказать, что этому кино недостает пабстовского размаха, многофигурности, или, например, трагического финала, но и этот фильм доставляет большое удовольствие – в первую очередь, за счет очень продуманной визуальной части. Очень запоминается коротенькая сценка, в которой ловелас утешает Андреа по телефону, а на заднем плане, через бамбуковую штору виден силуэт любовницы, которая зажигательно отплясывает на кровати. Удивительно забавны и сцены, рисующие жизнь пражского света. Где бы ни происходило действие, на танцах, в ателье портного, или вокруг шахматной доски – фильм радует зрителя точностью нюансов. Если напрямую сравнивать «Дневник падшей» и чешскую картину, то заметно - тогда, в конце 20-х, Пабст переходил от экспрессионизма к реализму. Махаты двигался в другом направлении - за несколько лет до появления французского поэтического реализма он сделал его моментальный снимок в фильме «Эротикон».
|
ЗВУКОВОЕ КИНО ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
«Тонка Виселица» (Карел Антон, 1930)
Режиссер: Карел Антон / Karl Anton
В ролях: Ита Рина / Ita Rina, Вера Барановская / Vera Baranovskaya,
Йозеф Ровенски / Josef Rovenský, Индржих Плахта / Jindrich Plachta,
Теодор Пистек / Theodor Pistek
Описание: Деревенская девушка Тонка становится в Праге проституткой. Но она тоскует по дому и возвращается ненадолго к матери. Там она встречает своего бывшего парня Яна, который все еще любит ее и хочет на ней жениться. Но Тонка не хочет сделать его несчастным и возвращается в Прагу. Полиция ищет девушку, которая согласилась бы провести последнюю ночь с осужденным на смерть, и Тонка соглашается. После этого ее выгоняют из публичного дома, и она опускается на самое дно. Однажды она встречает на улице Яна и в результате несчастного случая умирает в его объятьях.
Фильм снимался как немой и позже был озвучен во Франции. Одновременно были сделаны версии на немецком и французском языках. В чешском Национальном киноархиве находится французская версия с прокатным названием «Тоничка», из чешской версии сохранилось только 15 метров пролога, где Карел Гашлер поет песню «Прекрасные Градчаны».
«Экстаз» (чеш. «Extaze», 1933) Густава Махаты
Смотреть онлайн
Год: 1933
Страна: Чехословакия, Австрия
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Густав Махаты
Актеры: Хеди Ламарр, Пьер Нэй, Aribert Mog, Звонимир Рогоз, Леопольд Крамер, Emil Jerman, Бедрич Врбский, Иржина Штепничкова, André Nox, Ян Свитак
Сюжет: Эва выходит замуж за пожилого джентльмена, но обнаруживает что он помешан на порядке и мало склонен к страсти. Разочарованная красавица возвращается в дом своего отца. Однажды во время купания в озере, она встречает молодого человека, и они влюбляются. Её муж впадает в горе из-за ухода молодой жены. Судьба сводит его вместе с молодым любовником, к которому ушла от него Эва.
|
«Мир принадлежит нам» (чеш. Svet Patrí Nám, 1937, режиссер Мартин Фрич)
Год: 1937
Страна: Чехословакия
Режиссёр: Мартин Фрич
Описание: Громадный промышленный концерн «Ноэль» производит снижение заработанной платы. Рабочие объявляют забастовку и выставляют пикеты у ворот завода. Владельцы концерна в своей борьбе с рабочими опираются на гангстерскую организацию «Серые шляпы», которую возглавляет авантюрист Форман. С помощью членов своей шайки он подбирает из числа безработных, доведенных до отчаяния, штрейкбехеров и пытается сорвать забастовку. Это ему не удается, и концерн принужден пойти на уступки.