Информационная безопасность государства.




Информационная безопасность.

Информационная безопасность может быть определена как невозможность нанесения вреда свойствам объекта безопасности, которые в первую очередь обусловлены наличием информационной инфраструктуры и информации. Иначе говоря, информационная безопасность — состояние защищенности объекта безопасности от внешних и внутренних угроз.

На состояние и перспективы развития информационной безопасности оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются:

· политическая обстановка в мире;

· наличие потенциальных внешних и внутренних угроз;

· состояние и уровень информационно-коммуникационного развития страны;

· внутриполитическая обстановка в государстве.

Проблема защиты информации является многоплановой и комплексной и охватывает ряд важных задач. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения во все сферы общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего, вычислительных систем.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

· целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;

· конфиденциальность информации;

· доступность информации для всех авторизованных пользователей.

При разработке компьютерных систем, выход из строя или ошибки в работе которых могут привести к тяжелым последствиям, вопросы компьютерной безопасности становятся первоочередными. Известно много мер, направленных на обеспечение компьютерной безопасности, основными среди них являются технические, организационные и правовые.

Обеспечение безопасности информации — дорогое дело, и не только из-за затрат на закупку или установку средств защиты, но также из-за того, что трудно квалифицированно определить границы разумной безопасности и обеспечить соответствующее поддержание системы в работоспособном состоянии.

В настоящее время обладание информацией позволяет контролировать решение любых проблем мирового сообщества. Она стала фактором, способным привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных центров. В то же время эффективное использование информации способствует развитию всех сфер деятельности государства в целом и отдельно взятого предприятия в частности и в конечном счете приводит к значительным успехам в экономике, бизнесе, финансах. Обладание ценной информацией, предоставляя существенные преимущества, при этом возлагает на субъекты, имеющие на нее права, высокую степень ответственности за ее сохранность и защиту от возможного внешнего воздействия различного рода факторов и событий, носящих как преднамеренный, так и случайный характер. Информация и информационные технологии определяют пути и направления развития любого общества и государства, коренным образом влияют на формирование человека как личности. Программы развития информационных технологий ведущих мировых держав, государственное финансирование таких программ выходят на первое место, опережая ракетные и космические программы.

 

Информационная безопасность государства.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в использовании информации и информационной инфраструктуры для обеспечения государственной политики, защиты нравственных ценностей общества, поддержания устойчивого функционирования информационной инфраструктуры, управления делами общества.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности различных государств.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Как правило, выделяются четыре основные составляющие национальных интересов государства в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики страны, связанное с доведением до общественности достоверной информации о государственной политике, официальной позиции государства по социально значимым событиям внутренней и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Третья составляющая в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники.
Четвертая составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.


Методы обеспечения информационной безопасности

Общие методы обеспечения информационной безопасности разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
К правовым методам обеспечения информационной безопасности относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности.

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности являются:

· создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности государства;

  • разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
  • создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
  • выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
  • сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
  • совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;
  • контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности;
  • формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя:

  • разработку программ обеспечения информационной безопасности и определение порядка их финансирования;
  • совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

 

Актуализация проблемы защиты информационного пространства и его влияния на информационную безопасность непосредственно связана с существующими реальными и потенциальными угрозами и вызовами безопасности государства, уровень и масштабы которых в последнее десятилетие многократно возросли и приобрели крайне опасный характер. Информационный век приносит много новых вопросов, которыми должно заняться мировое сообщество. Среди них юрисдикция в киберпространстве, ответственность за киберпреступления, защита конфиденциальности, взаимодействие государств в информационном поле. И только объединив силы всего мирового сообщества, возможно найти решения проблем, противостоять вызовам и сделать информационный мир безопасным.

 



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: