Отношение салафов к заработку, и просьбам у людей.




 

Сказал имам Аль-Барбахари: «Не говори: "Я не буду зарабатывать, но буду жить на то, что дадут мне люди"»

 

- Комментируя этот фрагмент, шейх Салих Аль-Фаузан сказал: «Некоторые люди говорят: "Я уповаю на Аллаха. Я буду поклоняться Аллаху и приобретать (шариатское) знание, а люди дадут мне (средства к существованию)". Это запрещено. Ты обязан зарабатывать столько, сколько достаточно для обеспечения тебя, твоей жены, твоих детей и тех, кто живет в твоем доме. Ты обязан зарабатывать, ведь зарабатывание является одним из видов поклонения. Не сиди и не жди милостыню от людей, но зарабатывай». (Источник: "Ихтаф уль-Кари", 2/120).

 

 

Сказал имам Аль-Барбахари: "Никто из сподвижников и ученых не поступал таким образом вплоть до наших этих дней"

- Комментируя этот фрагмент, шейх Салих Аль-Фаузан сказал: «Никто из сподвижников посланника Аллаха не сидел без заработка и не смотрели на то, что в руках людей. А ведь это были наиболее богобоязненные и более других поклоняющиеся Аллаху люди. Они владели разными профессиями. Среди них были те, кто занимался посевами, среди них были торговцы, которые покупали и продавали. Из них Абу Бакр, аз-Зубейр ибн уль-'Аууам, 'АбдуРрахмаан ибн 'Ауф, 'Усман ибн 'Аффан. Они обладали имуществом, покупали и продавали, и были наилучшими сподвижниками». (Источник: "Ихтаф уль-Кари 2/121).

 

То же самое касается ученых всех времен. Даже если взглянуть на прозвища многих из них, то эти прозвища выдавали их принадлежность к различным профессиям.

 

Са'ид ибн уль-Мусейиб - наиболее достойный и почетный табиин в вопросах знания и его приобретения. Он не принимал чего-либо от государства, но зарабатывал себе на жизнь продажей масла, жира и того, что подобно этому, и говорил: "Если мы возьмем от них (властей, правителей) что-либо, то они и превратят нас в носовые платки".

 

Также Са'ид ибн уль-Мусейиб говорил: "Нет блага в человеке, не собирающем имущество, которым он защитил бы свое лицо и обеспечил бы тех, кого обязан обеспечивать".

(Сообщение достоверное; "Джами' баян иль-'ильм", 1/579).

 

Аюб Асахтиани говорил: "Абу Киляба говорил мне: "О Аюб, держись своего рынка, ведь в этом освобождение от нужды в людях и праведность в религии".

(Сообщение хорошее в силу наличия поддержки; "Джами' баян иль-'ильм", 1/581).

 

Юсуф ибн Асбат сказал: «Однажды Суфьян ас-Саури сказал мне: "Оставить после себя десять тысяч дирхамов, за которые Всевышний Аллах рассчитает меня (в Судный День), любимей для меня, чем нуждаться в людях". (Сообщение хорошее; "Джами' баян иль-'ильм", 1/581).

 

Абу-д Дарда сказал: "Признаком того, что мужчина понимает религию, является то, что он обустраивает свой быт". (Сообщение хорошее; "Джами' баян иль-'ильм", 1/582).

 

Суфьян ас-Саури говорил: "О чтецы Корана! Ищите щедрость Аллаха (зарабатывайте) и не будьте обузой для людей". (Сообщение достоверное; "Хильят уль-Аулия", Абу Ну'ейма 6/382).

 

Более того здесь необходимо указать на то, что приобретение имущества посредством заработка было свойством не только сподвижников, ученых и имамов общины, но также и пророков.

 

Например, известно, что пророк Нух, мир ему, построил ковчег собственными руками, что говорит о том, что он обладал профессией плотника.

 

Пророк Дауд, мир ему, был кузнецом и ел из того, что заработал своими собственными руками.

 

Абу Хурайра рассказывал о том, что посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал: "Пророк Дауд ел только из того, что заработал собственными руками". (Аль-Бухари, 2073. Достоинство этого в том, что пророк Дауд, мир ему, был правителем земли и мог позволить себе есть все, что угодно).

 

Пророк Закария, мир ему, также был плотником.

 

Абу Хурайра рассказывал о том, что посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал: "Закария был плотником". (Муслим, 2379).

 

Также сам посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) зарабатывал тем, что пас овец для жителей Мекки за определенную плату, после чего принялся за торговлю и ездил с караванами из Мекки в Шам, после чего его заработком стало имущество, завоеванное во время сражений.

 

Абу Хурайра рассказывал о том, что слышал, как посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) говорил: "Каждый из посланных Аллахом пророков непременно пас овец". Люди спросили: "И даже ты?" Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) ответил: "Да, я пас овец жителей Мекки за определенную плату". (Аль-Бухари, 2262).

 

 

Сказал имам Аль-Барбахари: «Сказал 'Умар ибн Хаттаб: "Заработок, в котором есть что-то из низости, лучше, чем нужда в людях"». (Сообщение недостоверное; Ибн 'Абд иль-Барр в "Ат-Тамхид", 18/329-330. В цепочке этого сообщения прерванность между Абу Бакром ибн АбдиЛляхом Аль-Музани и 'Умаром ибн уль-Хаттабом).

 

- Цепочка данного сообщения является слабой, однако его смысл является верным.

 

Абу Хурайра рассказывал о том, что посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: "Собрать вязанку дров и перенести ее на своей спине лучше для одного из вас, чем просить кого-либо из людей, ведь люди могут дать, а могут отказать".

(Аль-Бухари, 2374 и Муслим, (1042) - 107).

 

Аль-Микдам ибн Ма'ди Кариб рассказывал о том, что посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал: "Никто никогда не употреблял в пищу лучшей еды, чем еда, которую он заработал собственными руками". (Аль-Бухари, 2072).

 

Причина этого в том, что некоторые из людей отказываются приступить к заработку, в котором есть что-то из низости, но вмести с этим прибегают к тому, что еще более унизительно - ожиданию средств к существованию от людей.

 

Имам Аль-Барбахари привел данный фрагмент для опровержения суфиям, а также многим приобретающим знания. Суфии отказываются от заработка, аргументируя тем, что они посвящают себя поклонению Аллаху и Его поминанию, а некоторые из приобретающих знание отказываются от заработка, аргументируя тем, что посвящают себя приобретению знания.

 

И то, и это является ошибкой, но человек обязан зарабатывать в том объеме, которого достаточно для покрытия его необходимых расходов.

 

При этом, если приобретающий знания является холостым, не имеет детей и на его ответственности нет никого, кого он был бы обязан обеспечивать, то он может полностью посвятить себя знанию, если готов терпеть голод и нужду. Именно так, поступал Абу Хурайра, который падал от голода в обморок, но терпел ради достижения большего знания.

 

Что же касается человека, на ответственности которого имеются жена, дети и пожилые родители, то он не имеет права оставлять заработок, так как этим он нарушает права людей, за которых будет отвечать в Судный День, кроме как, если его семья готова искренне терпеть лишения вместе с ним ради того, чтобы он приобрел достаточное шариатское знание.

 

'АбдуЛлах ибн 'Амр ибн уль-'Ас рассказывал о том, что пророк сказал: "Достаточно человеку греха, если он погубит тех, кого он обязан содержать". (Муслим, 996).

 

Источник: перевод Русланом абу Ибрахимом книги «Шарх Сунна Барбахари», стр. 492-495.

 

 

Так же читайте статью:

 

О призывающих которые просят о материальной помощи у мусульман. (Так же о том, что, дозволено выделять средства закатя для тулябу ильм).

https://vk.com/page-65182176_55477647



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: