Процедура рассмотрения заявления и последствия признания нормативного акта недействительным: общий контур




История Прав человека.

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина»,принятой в 1789 году, хотя до этого были

· английская Великая хартия вольностей (1215),

· английский Билль о правах (1689) и

· американский Билль о правах (1791).

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека»

Начиная с 1950 года, ежегодно 10-го декабря отмечается как международный День прав человека. Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека.

В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Эти и последующие международные соглашения утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников.

 

2 вопрос: ПОКОЛЕНИЯ
К первому поколению относятся гражданские и политические права. Это самое «старое» из общепризнанных прав человека поколение. Оно выросло из европейской и американской философии и политико-правовой практики XVIII века.Затем эти права нашли свое подтверждение в документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.),

Международном пакте о гражданских и политических правах(1966 г.) И др.

Ко второму поколению относят социально-экономические права и культурные. Признание этих прав в нормах международногоправа явилось результатом идеологического и политического компромисса между социалистическими и западными странами, как при принятии Всеобщей декларации прав человека в 1948 г., так и при разработке и принятии Международного билля о правах. (право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на отдых; право на образование)

К третьему поколению относят коллективные права их еще называют правами солидарности.(право на жизнь, право на свободу, право на равенство, права меньшинств, права народов, право на развитие, право на мир, право на благоприятную окружающую среду, репродуктивные права и другие.)

3 вопрос: Классификация прав человека.

Негативные права, или СВОБОДЫ – это такие права, для реализации которых государство ничего (или почти ничего) НЕ должно делать. И, например, если говорить о праве на жизнь как о свободе, то оно не означает, что государство обязано поддерживать нашу жизнь «на достойном уровне» всеми средствами, оно означает, что государство просто не должно убивать нас, лишать нас жизни. Но это негативное право содержит в себе позитивную компоненту: если так получилось, что государство отняло у человека жизнь при каких-то непредвиденных условиях, то оно должно сделать две вещи – выплатить компенсацию родственникам и провести эффективное расследование (наказать виновных).

Позитивные права, или просто ПРАВА – те, для реализации которых государство должно много сделать, которые требуют серьезных материальных и административных ресурсов. Например, право на справедливый (а значит – независимый, компетентный и т.п.) суд (ст. 6 Европейской Конвенции)

· Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии т.д.

· Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, и т.д.

· Социальные права - это права на достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

· Культурно-духовные права - это права на пользование культурно-духовным наследием, ценностями, накопленными в обществе, на формирование духовного мира личности. В данную группу входят: право на пользование родным языком, право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

· Экологические права — это права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

· Личные. Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят: (Право на жизнь Право на свободу и личную неприкосновенность Право на достоинство личности Право на неприкосновенность частной жизни Право на неприкосновенность жилища Право на самозащиту Свобода совести и свобода мысли Свобода передвижения и выбора местожительства; Свобода выбора национальности и языка общения Право на судебную защиту Право на имя Право на частную собственность)

 

4 вопрос:

  • Всеобщая декларация прав человека
  • Международный пакт О гражданских и политических правах
  • Международный пакт Об экономических, социальных и культурных правах
  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
    • Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    • Протокол №2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения»
    • Протокол №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол №1 к ней»
    • Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Относительно отмены смертной казни
    • Протокол №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    • Протокол №9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    • Протокол №10 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
    • Протокол №11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств
  • Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам
  • Декларация прав ребенка
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ
  • Основные кодексы: Уголовный, Гражданский, Трудовой, жилищный, налоговый и др.
  • Законы РФ и Федеральные законы РФ

5 вопрос: Система защиты прав человека объединяет собой следующие виды активных действий:

- правовые действия в защиту прав человека

- политические действия в защиту прав человека

- просвещение (образование) в защиту прав человека

- общественные действия в защиту прав человека

МЕХАНИЗМЫЗАЩИТЫ:

· судебная система (совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий), обеспечивающих восстановление нарушенныхправ либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды)

· государственные институты несудебной защиты (Уполномоченный по правам человека, Прокуратура; министерства и ведомства; Комиссия по правам человека при Президенте идр.)

· неправительственные правозащитные организации. (любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций. Они, например, доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне, решают проблемы культуры, окружающей среды и здравоохранения. Они обеспечивают

анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. Некоторые неправительственные организации созданы с целью решения конкретных проблем в области прав человека. Весьма и весьма обширный «третий сектор» (часто употребляется и такой термин) своими способами, средствами и методами, не запрещенными законом, защищает различные интересы граждан, в том числе права и свободы человека.)

 

ВОПРОС 6:

Большинство существующих национальных учреждений в сфере защиты прав человека можно разбить на две большие категории: комиссии по правам человека и омбудсмены (уполномоченные по правам человека).

Комиссии по правам человека занимаются, главным образом, защитой граждан от дискриминации, а также защитой гражданских и других прав человека. Функции и полномочия конкретной комиссии четко определяются национальным законом или иными нормативно-правовыми актами, на основе которых она создается. Эти акты устанавливают компетенцию комиссии, определяют те виды деяний дискриминационного или насильственного характера, которые она правомочна расследовать. Одни комиссии занимаются рассмотрением случаев предполагаемого нарушения любого из прав, признанных конституцией. Другие рассматривают случаи дискриминации, основанной на весьма различных признаках, таких как раса, цвет кожи, религия, пол, национальное или этническое происхождение, инвалидность, социальное положение, сексуальная ориентация, политические убеждения или социальное положение и др.

В классическом виде омбудсмен — это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие силу закона.

Институт омбудсмена является не только действенным средством парламентского надзора за деятельностью органов управления, но и не менее действенным средством защиты прав человека, а также свободы печати и других средств массовой информации, свободы собраний и слова, которые могут стать объектом ущемления со стороны тех, кто стоит у руля власти.

 

 

ВОПРОС 7: Международные инструменты

Под международными инструментами понимаются различные документы, содержащие принципы, нормы (стандарты) по правам человека, принятые международными (межгосударственными) организациями: договоры, декларации, рекомендации, резолюции.

Остановимся на двух видах главных документов.

Декларации (лат. declaration заявление, объявление) – международно-правовые документы, в которых провозглашаютсякакие-либо принципы, основы. Декларации принимаются резолюцией соответствующей международной организации. Декларации не содержат юридически обязательных норм. Они являются лишь рекомендациями, пожеланиями. Однако многие документы, как, например, Всеобщая декларация прав человека, обладают большой морально-политической силой.

 

Договормеждународное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные соглашения могут иметь различные наименования: конвенция, пакт, соглашение, договор, хартия, устав, протокол и т.д. (конвенция – это соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме,. Пакты – договоры, охватывающие различные группы проблем)

 

МЕХАНИЗМЫ:

Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (международные суды по правам человека, международные организации, комитеты, комиссии, рабочие группы, специальных докладчиков). Международные контрольные механизмы, как правило, представляют собой коллективные органы (комитеты, группы и т.д.), хотя институт ин-

дивидуальных специальных докладчиков достаточно часто встречается в практике ООН и Совета Европы. Международные процедуры в области защиты прав человека представляют собой методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятие решений по сообщениям, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека.

 

ВОПРОС 8:

Право на судебную защиту гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Всеобщая декларация прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (статья 8) и что каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (статья 10).

Европейская конвенция о правах человека предусматривает, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

Кроме этого, в современных правовых системах должна быть гарантирована независимость судебной ветви государственной власти. Эта независимость, обеспечиваемая мерами правового, организационного, политического, идеологического характера, есть непременный атрибут нефиктивного института судебной защиты нарушенных прав, в котором судебная защита нарушенных прав субъекта гарантируется в том числе и в случаях посягательств на права и свободы человека со стороны государства.

 

Право на судебную защиту декларировано в Конституции РФ.

o В ст. 46 п.1. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод

o В п. 2 ст. 46 закрепляется право гражданина на обжалование действий(бездействия) органов государственной власти.

o Пункт 3 ст.46 закрепляет право гражданина РФ обращаться в международные суды(Европейский суд по правам человека), в случае, если исчерпаны все варианты решения вопроса внутри государства

o Правоприменительная деятельности, осуществляемая судом при разрешении социальных конфликтов, непосредственно определяется правами и свободами человека и гражданина (ст. 2, 18 и 46 Конституции РФ).

 

ВОПРОС 9:

- Система органов судебной власти: Общие суды (включая военные); Арбитражные суды; Конституционная юстиция

-- Высшие звенья судебной системы: Верховный Суд; Высший Арбитражный Суд; Конституционный Суд

- Мировые судьи: К их подсудности относятся: - дела частного обвинения, уголовные дела с наказанием до 3 лет лишения свободы, многие гражданские дела, практически все дела об административных правонарушениях. Осуществляют деятельность в пределах судебных участков, которые создаются законами субъектов РФ.

- Система судов общей юрисдикции: Районные суды – рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции; являются вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судам. (Районный Суд: Председатель суда, Заместители председателя, Председатели,судебных коллегий, Судьи). Суды субъектов – республик, краевые и областные, городов федерального значения (Москва и СПб), автономной области и автономных округов - рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; являются вышестоящей инстанцией по отношению к районным судам. Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, судебным и уголовным делам.

-Арбитражные суды: Рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских и административных правоотношений, между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, между РФ и ее субъектами, между субъектами РФ

 

 

Вопрос 11. Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

 

· основы законодательства - содержат важнейшие нормы - общеобязательные правила поведения - регулирующие отношения в определенной области. Например, Основы жилищного законодательства.

· Кодексы - объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права.

Например, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Семейный кодекс.

В кодексе нормы расположены в строго определенном порядке - вначале (Общая часть кодекса) расположены общие положения, лежащие в основе правовых отношений, затем (Особенная часть кодекса) раскрываются содержание этих отношений и их правовые последствия.

 

· Законы - устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения.

· указы и распоряжения Президента РФ - указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.

· постановления и распоряжения Правительства РФ - Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти. Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

· акты министерств и ведомств - иначе называемые - ведомственные акты - подзаконные акты: постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения - могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.

· акты субъектов Российской Федерации - акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство. Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов - например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и т.д. и др.

 

ВОПРОС 12:

Согласно Федеральному закону «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

o нарушены права и свободы гражданина;

o созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

o незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

При этом гражданину придется доказать факт нарушения

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа или должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

До обращения в суд участник уголовного судопроизводства вправе также обратиться к прокурору, руководителю следственного органа, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

 

 

ВОПРОС 13:

заявитель должен продемонстрировать, что:

1) права и свободы, гарантированные ему Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, затронуты (нарушены),

2) (а) нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (или его конкретным положением), (б) который противоречит нормативному акту, обладающему более высокой юридической силой.

В заявление должны быть указаны:

· Наименование суда, в который подается заявление;

Для этого необходимо определить суд, в который может быть подано заявление:

Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной властию;

Верховный суд субъекта РФ (республики, края, области, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа) рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ (например, законы Санкт-Петербурга, постановления Губернатора);

Районный (городский) суд рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления (например, постановления главы муниципального образования, решений представительного органа местного самоуправления);

Жалоба подается по месту нахождения органа, принявшего оспариваемый акт.

· Фамилия, имя, отчество / наименование заявителя; адрес и иные данные о заявителе, например, номер телефона, электронной почты и т.п. (включая данные о представителе заявителя и его полномочия);

· Наименование и адрес государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица принявшего оспариваемый акт;

· Точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом акте (включая указание на конкретные положения этого акта, в случае если акт обжалуется в части);

· Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование;(Указывается, каким образом акт (положение акта) нарушает права и свободы заявителя; какие именно права нарушает данный акт (положение акта) и в чем это выразилось)

· Требование, обращенное в связи с заявлением к суду;

· Указывается, какое именно положение, пункт, часть пункта и т.д. заявитель просит признать недействующими и нарушающими его права и свободы.

· Перечень прилагаемых к обращению документов

1. текст опубликованного оспариваемого нормативного акта;

2. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования (обычно — документы, подтверждающие, что оспариваемый акт (его положение) было применено в деле заявителя).

3. доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя;

4. документ об уплате государственной пошлины.

Процедура рассмотрения заявления и последствия признания нормативного акта недействительным: общий контур

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно быть рассмотрено судом в течение 1 месяца, Верховным Судом РФ - в течение 3 месяцев со дня его подачи.

Отказ лица, обратившегося в суд с заявлением, от своего требования не прекращает производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, также не является для суда обязательным.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Решение же о том, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, влечет признание нормативного акта недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

ВОПРОС 14

НОРМАТИВНО_ПРАВОВАЯ БАЗА КС РФ:

• Конституция РФ – ч. 2 ст. 118, ст. 125

• Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ

• Изменения от 02.06.2009!

• Регламент Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 N 2-1/6

СТРУКТУРА:

• состоит из девятнадцати судей,

• назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации

• гражданин Российской Федерации

• возраст - не менее 40 лет, не старше 70

• с безупречной репутацией

• имеющий высшее юридическое образование

• стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет

• обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

НО:
не может быть депутатом

• не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах

• не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях

• не вправе, выступая в СМИ и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде

 

КОМПЕТЕНЦИЯ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами

 

• Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

• Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов

• Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации

 

ВОПРОС 15:

ü Согласно ч.1 ст.96 ФКЗ «О КС РФ», граждане РФ, их объединения и иные органы и лица имеют право обратиться с жалобой в Конституционный Суд. Необходимым условие реализации такого права является то, что права и свободы данных лиц должны быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

ü Поводом к рассмотрению дела является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ

ü Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор

ДОПУСТИМОСТЬ (Статья 97.)

• Жалоба допустима, если

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.

СТРУКТУРА:

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

ПРИЛОЖИТЬ:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

3) документ об уплате государственной пошлины;

4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

• К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

• Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

КС РФ ВЫНОСИТ: Постановления, Заключения или Определения

 

ВОПРОС 16:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: