Хадис 55. При омовении обтирают верхнюю часть кожаных носков.




 

Хадис 54. От него [То есть от Аль-Мугиры ибн Шу’ба] же в хадисе, который передали четверо, кроме Ан-Насаи, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протер хуффы сверху и снизу (в иснаде хадиса есть слабость).

 

Степень достоверности хадиса:

То, что передали четверо, кроме Ан-Насаи, в дополнение к пятьдесят третьему хадису, является слабым. Ат-Термизи сказал: “Этот хадис имеет недостатки”. Аль-Албани оценил его как слабый. Он приводится в сборнике слабых хадисов Ибн Маджа (№ 120) и в сборнике слабых хадисов Абу Дауда (30/165), в “Аль-Мишкат” (№ 521) и в сборнике слабых хадисов Ат-Термизи (№ 14).

 

 

Хадис 55. От Али, да будет им доволен Всевышний Аллах, который сказал: «Если бы религия строилась на суждениях, то скорее всего предпочтение было бы отдано протиранию подошвенной, а не верхней поверхности хуффов, однако я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирает верхнюю поверхность своих хуффейн» (хадис привел Абу Дауд с хорошим иснадом).

 

Степень достоверности хадиса:

Аль-Албани оценил этот хадис как достоверный. Он приводится в сборнике достоверных хадисов Абу Дауда (№ 147). Шейх Мухаммад Хамид Аль-Факъи приводит слова Аль-Хафиза, который пишет в своем “Ат-Тальхисе”: “Поистине, этот хадис достоверен”.

Объяснение некоторых слов и выражений, встречающихся в хадисе:

Суждение (ар-ра’ю) – то, что основано сугубо на одних умозаключениях без обращения к источникам исламского законодательства и приведения доводов из них.

Выводы из двух вышеприведенных хадисов:

1. Хадис утверждает обязательность протирания именно верхней поверхности хуффов, которое не может быть заменено протиранием другой их поверхности. Протирание же помимо верхней поверхности еще какой-либо другой поверхности хуффов (нижней или боковой) Шариатом не предписывается.

 

2. Религия основывается на том, что пришло к нам от Аллаха или от Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а не на человеческом мнении, которое не может выступать в роли законодателя. На нас лежит обязанность следовать законам, установленным истинным Законодателем, а не придумывать свои. Это не значит, что Шариат не считается с человеческим разумом и умаляет его значимость. То, какое огромное значение придает человеческому разуму Благородный Коран, требуя от людей постоянного размышления и обращая их внимание на то, что разум – бесценный дар Аллаха, свидетельствует об обратном. Всевышний говорит: «Разве они не поразмыслят», а также: «Поистине, это знамения для обладающих разумом» (3: 190), и из Его слов: «Поистине, наихудшие из тварей пред Аллахом – глухие, слепые, которые не размышляют» (8: 22).

Смысл же утверждения “религия основывается не на суждении” состоит в том, что, поскольку человеческий разум слаб и ограничен в возможностях постичь суть божественных законов, человеку надлежит предаться и покориться Аллаху, принимая Его законы с довольством в сердце. Он должен попытаться постичь смысл установления сих законов и если постигнет, то не иначе, как по безграничной милости Аллаха, если же нет, то все равно обязан подчиниться им, следуя примеру тех, которые сказали: “Мы уверовали в это, все это от нашего Господа” (3: 7).

 

3. Данный хадис содержит косвенное указание на то, что можно обходиться без обуви и ходить только в хуффах, непосредственно касаясь ими земли. При этом не исключена возможность, что на их подошву попадет наджаса. Именно поэтому обтирание подошвенной, а не верхней поверхности хуффов, на первый взгляд, кажется более предпочтительным. Однако, в силу двух обстоятельств обтирать необходимо верхнюю, а не нижнюю поверхность: во-первых, так гласятдостоверные хадисы, переданные от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а их мы обязаны ставить превыше любых умозаключений, а во-вторых, даже с позиции умозаключений приемлемость обтирания подошвенной поверхности сомнительна, ибо если человек оботрет мокрой рукой подошву, которой ступал по земле и касался грязи, то тем самым еще больше испачкает хуффы и разведет грязь. Аль-Хафиз в своем “Ат-Тальхисе”: “Этот хадис ясно указывает на то, что сподвижники ходили в хуффах по земле. Это значит, что их подошвы касались земли, то есть они могли наступать ими на грязь и на нечто неприятное, однако обтиранию подлежит не подошвенная поверхность хуффейн, а их верхняя поверхность”. Шейх АбдуЛлах Аль-Бассам сказал: “ Обтирание - это не обмывание, которое устраняет наджасу и очищает хуффы. А поскольку оно не может удалить то нечистое, что пристало к подошве хуффов, его предписано совершать на верхнюю поверхность, с которой таким образом удаляется осевшая на нее пыль ”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: