Систематика аномалий психики и поведения




До настоящего времени в ветеринарии рассматривались как патологии психики и поведения только такие нозологические единицы, как эпилепсия (к ней относили любые судорожные припадки, выделяя первичную и вторичную эпилепсию) и неврозы (недифференцированная группа аномалий, выражающихся в неадекватном поведении, главным образом, при перевозбуждении). Более детальный анализ аномалий и патологий психики и поведения у домашних собак потребовал привлечения данных гуманитарной психиатрии с проведением аналогий между состояниями собак и нозологическими единицами гуманитарной медицины.

При этом необходимо учитывать тот факт, что гуманитарная психиатрия базируется на субъективных описаниях своего состояния самим больным, а следовательно, опирается на такие понятия, как отношение к своему состоянию и речевые выражения состояний. Понятно, что для классификации аномалий психики и поведения у животных вообще и у собак в частности более уместно использовать подход, предложенный В.М.Бехтеревым и названный им "объективной психологией". Этот подход базируется на внешних наблюдениях за состоянием и поведением, а также на анализе объективных показателей, отражающих физиологические параметры высшей нервной деятельности. Эти методы наиболее плодотворны при анализе психики собаки.

Вместе с тем в методы исследования психики собак можно включить, кроме объективных оценок, и субъективные факторы. Эту возможность дают зоопсихологу те формы поведения собаки, которые отражают состояние эмоционально-модального уровня СИМ, поскольку они связаны с субъективным состоянием животного. Анализ этих форм поведения и соответствующих им мотиваций привносит в методы объективной психологии оценку отношения животного к событиям, к своему участию в них и к социальным аспектам происходящего.

Разделим все возможные формы поведения, которые являются нежелательными или не соответствуют общевидовой и породной норме, на две большие категории. Основанием для этого разделения служит связь поведения с процессом принятия решения.

Одна из них сводится к искажениям поведения на уровне стереотипов, возникающим в результате неверного закрепления условно-рефлекторных связей. Эти формы поведения (назовем их неадекватным поведением) характеризуются тем, что поведенческие поведения не соответствуют состоянию внешней среды и вообще не предполагают принятия какого-либо решения. Иными словами, неадекватное поведение определяется не самостоятельной психической деятельностью субъекта, а достаточно жестко закрепленной связью "стимул-реакция". Примером такого нежелательного поведения служит агрессивное поведение в ответ на взмах руки человека, даже если он случаен, не обусловлен ситуацией и не подкреплен другими проявлениями угрозы.

Следует оговориться, что здесь мы не рассматриваем в качестве аномалии неадекватное поведение собаки, обусловленное локальными и сиюминутными ситуативными факторами. Если такие формы поведения не закрепляются повторными событиями, то они не приводят к образованию устойчивых доминант или порочных связей в психике.

Неадекватное поведение, закрепленное в виде стереотипа, не представляет особых трудностей с точки зрения зоопсихологии. Очевидно, что такого рода аномалии являются приспособительными механизмами и закрепляются теми или иными субъективно положительными результатами. Следует помнить о том, что для домашней собаки важнейшим из факторов, эффективно подкрепляющих стереотипы поведения, служит реакция хозяина. Нередко неадекватное поведение формируется и в процессе дрессировки и обучения собаки, как результат излишне жесткого закрепления условных рефлексов без их связи с ситуацией.

Основная трудность здесь состоит в надежной диагностике – то есть в выявлении провоцирующих факторов, которые, как было указано выше, всегда относятся к какой-либо однородной категории, а также подкрепляющих факторов, которые собака субъективно оценивает как положительный результат поведения. Как правило, для устранения неадекватного поведения достаточно разрыва установившихся порочных связей и/или выработки заместительного поведения, несовместимого с нежелательным стереотипом. Эти задачи с успехом решаются методами и средствами традиционной дрессировки и коррекции поведения (см. раздел 10.1). Важно, однако, иметь в виду, что стойко закрепленные стереотипы поведения могут представлять собой первую фазу формирования невроза.

Вторая большая группа патологических форм поведения, которую мы будем называть аномальным поведением, имеет в своей основе неверное протекание процесса принятия решений. Даже в тех случаях, когда сиюминутное аномальное поведение наступает спонтанно, без принятия решения (например, при уже сформированном неврозе), в прошлом собаки обнаруживается обусловленность этого поведения теми или иными нарушениями в процессах восприятия и анализа информации, накоплением неверной информации в СИМ или искажениями самого процесса психической деятельности. Аномальное поведение, в отличие от неадекватного поведения, может определяться искажениями не только стереотипного, но и любого уровня СИМ (и даже двух и более уровней). Для аномального поведения характерно отсутствие связи с определенным стимулом, оно наступает в результате совокупного действия многих факторов среды и подготовлено исходным состоянием психики, то есть всем индивидуальным жизненным опытом собаки. Эти случаи мы связываем с аномалиями психики, которые требуют применения специальных методов исследования и коррекции (см. раздел 10.1).

В качестве основного классификационного признака при анализе аномалий психики следует рассматривать время наступления аномалии – перманентные нарушения поведения, не имеющие явного начального момента, должны дифференцироваться от изменений в поведении, наступивших в результате каких-либо (относительно недавних) событий в жизненном опыте животного. В соответствии с этим мы выделяем среди аномалий психики и поведения две основных категории: это (1) аномалии возрастного развития психики и (2) острые и хронические реактивные состояния, возникающие главным образом как следствие стрессов того или иного типа и приводящие к более или менее стойким изменениям поведения животного.

При дальнейшем анализе аномалий психики необходимо опираться на следующие факторы:

· нормы сенсорного восприятия и динамических характеристик поведения с учетом породной специфики;

· полнота информации об окружающей среде, представленной в фактографическом уровне СИМ;

· развитие стереотипных форм поведения с учетом породной специфики и достаточности для индивидуального образа жизни;

· адекватность самооценки;

· развитие мыслительных механизмов, обеспечивающих достаточную гибкость поведения с точки зрения его адекватности образу жизни собаки;

· характер и степень развития социальных отношений, в том числе – и прогнозирование действий партнера.

В соответствии с этим в рамках каждой из крупных категорий детализируется описание каждого из состояний, характеризуется его специфика по отношению к другим.

Таким образом, в качестве основных патологий психики и поведения собаки мы выделяем следующие состояния:

1. Аномалии развития психики.

1.1.Аномалии сенсорного и пространственного восприятия (врожденные и благоприобретенные).

Синдром ранней депривации.

Аномалии поведения (искажение стереотипных форм).

Синдром "накопления инстинкта".

Синдром "забитой собаки".

Гипер-эмоциональность.

Формирование неадекватных социальных представлений.

Синдром доминантной собаки.

Недоразвитие отдельных видов мышления.

Нарушения процесса принятия решений.

2. Реактивные состояния.

2.1. Психическая перегрузка.

2.2. Острый и хронический психический стресс.

2.3. Психическая травма.

2.4. Психоз.

2.5. Синдром депривации.

2.6. Синдром разрыва связей.

2.6.1. Переезд на другую квартиру

2.6.2. Смена хозяина.

2.7. Неврастенический статус ("стрессовая готовность").

2.8. Невроз навязчивого поведения.

2.9. Истерия.

2.10. Фобии.

2.11. Трусость.

2.12. Ложная беременность.

В любом случае аномалии психики являются результатом дезадаптации психики к реальному образу жизни, однако надо иметь в виду, что между ними имеются определенные различия.

Аномалии развития представляют собой продукт долговременного приспособления психики к неадекватному состоянию среды. При этом их характер и проявления непосредственно обусловлены тем этапом формирования психики, который протекал в неадекватной среде, и особенностями соответствующего уровня СИМ. В этом, по существу, и состоит смысл критических периодов развития, выделяемых бихевиористами. Так, аномалии фактографического уровня могут либо носить врожденный характер (наследственный и пренатальный), либо быть сформированы депривационным развитием в самом раннем периоде жизни (подсосный период). Аномалии поведения часто коренятся в неверно сформированных стереотипах или неадекватном выборе форм поведения. Существует также большая группа аномалий, обусловленных социальными факторами – их причины следует искать в социальной депривации в основных периодах социализации. Аномалии развития проявляются длительно, порой в течение всей жизни собаки и часто воспринимаются хозяевами как особенности индивидуального характера или даже наследственные качества.

Реактивные состояния суть проявления невозможности сиюминутного эффективного приспособления психики к среде, имеющей как нормальный, так и аномальный характер. В отсутствие аномалий психики развития реактивные состояния являются результатом действия факторов, резко выходящих за пределы жизненного опыта животного. При наличии предшествующих аномалий развития реактивные состояния могут наступать даже в совершенно нормальной среде. Как правило, реактивные состояния наступают достаточно резко, а со временем острота проявлений снижается по ходу дальнейшего приспособления животного к новому состоянию внутренней среды. Следует отметить, что после наступления реактивных состояний повышается вероятность и тяжесть новых стрессов, что соответствует повышению значимости потребностей и событий. Поэтому в таких случаях необходимо обращать особое внимание на профилактику подобных реакций на будущее.

Кроме перечисленных аномалий, у собак наблюдается также целый ряд патологий комплексного характера, сочетающих в себе соматические изменения и аномалии психики. Примером синдромов такого рода могут служить судорожные припадки, обычно трактуемые в ветеринарии как эпилептоидные состояния. Можно предположить, что состояния такого рода не всегда обусловлены органическими изменениями в головном мозгу (хотя полностью достоверный диагноз возможен только по данным патанатомического исследования). Во многих случаях судорожных припадков у собаки выявляются аномалии психики – по крайней мере, в качестве компоненты, устранение которой приводит к значительному облегчению состояния, независимо от того, первичны аномалии психики или же вторичны. В то же время при истероидных состояниях судорожные припадки обусловлены исключительно аномалиями психики и не приводят к органическим поражениям. Дифференциация таких состояний основывается на анализе факторов, провоцирующих припадок. Здесь мы не рассматриваем эту категорию патологий, поскольку она, по нашему мнению, относится к зоопсихиатрии - области, пограничной между зоопсихологией и ветеринарной медициной, - которая еще ожидает своей детальной разработки.

Мы оставляем в стороне и состояния, обусловленные физиологическими нарушениями высшей нервной деятельности, которые относятся, по существу, к неврологическим патологиям и составляют особую группу среди аномалий развития психики. Если неврологическим патологиям не сопутствуют устойчиво повторяющиеся аномалии поведения, то коррекция таких состояний представляет собой задачу не зоопсихолога, а ветеринарного врача. В частности, именно для этой группы состояний могут оказаться весьма эффективными методы фармакологической коррекции, не оправдывающие себя при искажениях смысла поведения и процесса принятия решений. Тем не менее, в практике зоопсихолога нередко встречаются случаи, когда неврологические нарушения, проявляющиеся в аномальном поведении, теснейшим образом связаны с аномалиями развития психики и, следовательно, состояние животного требует комплексного анализа и лечения.

Приведенная классификация патологий психики и поведения представляет собой систематику по объективным факторам. Следует обратить внимание на то, что субъективная оценка состояния собаки и интерпретация его причин хозяином может быть очень и очень далека от объективной реальности. Часты случаи, когда несведущий хозяин пытается самостоятельно ставить собаке диагноз, называя в том числе и те патологии личности, которые у собак не выявляются (депрессия, шизофрения и т.п.). Иногда тем же грешат и недостаточно подготовленные ветеринарные врачи. В одном из случаев невроза одиночества у русской псовой борзой ветврач по телефону, без осмотра поставила "диагноз": "Собака сошла с ума!".

Дифференциация субъективных и объективных факторов в оценке состояния собаки рассматривается в разделе 9.1.

Анализ аномалий развития психики также не нуждается в отдельном обсуждении, поскольку эта группа аномалий рассматривается по отклонениям от нормы развития, описанной в разделе 6.3. Возможности коррекции этой группы аномалий определяются породой и возрастом собаки, а также состоянием ее отношений с хозяином. Соответствующие методы коррекции будут рассмотрены с практической точки зрения в разделе 11.1. То же касается и аномалий межвидовой социализации и контакта с хозяином.

Далее мы остановимся главным образом на диагностике реактивных состояний. Именно эта большая категория аномалий представляет основной интерес с точки зрения патопсихологии собак и требует применения специальных методов коррекции.

Все, без исключения, реактивные состояния представляют собой приспособительные формы поведения, реализующие аномальную реакцию субъекта на факторы, воздействие которых превышает индивидуальные возможности адаптации. Можно сказать, что основой всех реактивных состояний являются стрессы, хотя и разные по причинам, силе и продолжительности. Общим механизмом возникновения реактивных аномалий следует считать образование доминант [55], то есть очагов возбуждения в мозгу, которые приводятся в действие при повторном воздействии возбудителей (тех же или иных). Различия между реактивными состояниями определяются главным образом тем, как именно формируются и закрепляются эти доминанты.

Возникновение реактивных состояний возможно в результате объективно мощного действия стрессирующих факторов даже при полноценном развитии психики. Однако наличие любых аномалий развития снижает порог стрессовой реакции и существенно способствует формированию любого реактивного состояния. При этом причины реактивных состояний обычно непосредственно коррелируют с недостаточно развитыми уровнями СИМ. Основой для анализа служит "формула стресса" (см.10.1), отражающая причины и степень дезадаптации субъекта.

Возникая как результат действия тех или иных внешних и внутренних факторов, реактивные состояния поддаются рассмотрению с точки зрения мотивационного анализа и процесса принятия решений, а следовательно, допускают целенаправленный подбор корригирующих воздействий. Наблюдаемые различия между разными реактивными состояниями заключаются в формах проявления реакций и в устойчивости вызванных ими изменений.

Однако прежде чем обсуждать методы коррекции таких аномалий, необходимо описать их отличия и генез каждого из них. Мы рассмотрим проявления аномалий как на уровне непроизвольного поведения, так и в произвольном поведении собаки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: