Принципы видеомонтажа
Монтаж осуществляется короткими кадрами
Средняя продолжительность кадра – 5 секунд.
На телевидение властвует формат небольших сюжетов и небольшой его объем необходимо вместить много информации. Сейчас остановимся на 5 секундах.
Всё это обусловлено особенностями человеческого внимания. Всё, что будет больше 5 секунд, людям просто не будет интересно смотреть.
Но не стоит воспринимать данное указание догматично, так как многие известные режиссеры, такие как Тарковский, Феллини и Иньярриту в своих произведениях использовали кадры длиной до нескольких минут.
Поэтому если вам кажется, что кадр большей длительностью будет хорошо смотреться, то это ваш выбор, исходя из представления видео в целом.
Стык соседних кадров
Попробуем разобраться в принципах осуществления стыка соседствующих кадров. Дело в том, что монтаже нужно учесть две противоречащих друг другу задачи:
1. Стык должен быть незаметен зрителю.
2. Стыком необходимо привлечь внимание зрителя к чему-то другому.
Но чтобы в полной мере понять принципы стыковки кадров, необходимо изучить понятие “план”.
- Деталь(акцент) – это может быть рука человека, которого снимают, глаза, рот, брошь;
- Крупный 1-й план – лицо во весь экран;
- Крупный 2-й план – лицо вместе с шеей;
- Средний 1-й план – человек по пояс;
- Средний 2-й план – человек по колено;
- Общий план – человек в полный рост с небольшим расстоянием над головой;
- Дальний план – человек еле различим.
Но чаще встречается упрощенная градация – общий, средний, крупный. Одно из главных правил монтажа – это учет планов или монтаж по крупности.
Планы схожие по крупности вызывают стойкое ощущение рывка, что плохо смотрится.
|
Исключение: стык детали и крупного плана или дальнего и общего плана. В этом случае нет неприятных ощущений.
Также крайне плохим для зрительского восприятия являются стык между кадрами с очень большим различием по крупности,
например, с акцента на общие планы, так как это чревато тем, что зритель потеряет объект, на котором мы сфокусировали его внимание.
Учитывать ориентацию в пространстве
При монтаже видео необходимо учитывать ориентацию в пространстве, то есть если происходит съёмка беседы между людьми, то в этом случае нельзя ставить рядом кадры, съемка которых осуществлялась с разных сторон. Иначе это приведёт к тому, что зритель просто потеряется в пространстве.
Это не значит что съёмка с разных сторон строго под запретом, важно, чтобы при осуществлении монтажа данные кадры не были соседними. Подобный переход лучше осуществить через крупный план объекта съёмки.
Освещение
Важный пункт при видеомонтаже – это учёт освещённости! Так как это сильно бьет по восприятию, если кадры сильно отличается по свету.
Если перед вами стоит необходимость осуществление перехода от яркого света к затемненности, в этом случае воспользуйтесь нейтральным кадром между ними, это позволит смягчить переход.
Не допускать скачков и рывков видеоряда
Выбирая какие-то самые лучшие фрагменты, будьте предельно аккуратны. Очень чудовищно смотрится ситуация, когда в первом кадре человек поднимает левую ногу, а в последующем уже поднимает правую.
Если выбранный кусок просто необходимо было вырезать, то в этом случае не делайте данные кадры соседними поставьте между ними перебивочный кадр.
|
В случае если при монтаже интервью вам необходимо удалить какую-нибудь неудачную фразу, то вам сильно повезёт, если съёмка велась с нескольких камер.
Если двух камер нет, то можно прикрыть скачок перебивкой – нейтральным кадром: лица зрителей, детали интерьера, акценты снятые заранее. И самый худший вариант – это наложить видеопереход, но это решение на крайний случай.
Не перебарщивать с эффектами
Видеоэффекты стоит применять только там, где они будут к месту.
У каждого человека, безусловно, свой, уникальный вкус или уникальное его отсутствие, но в этом плане лучше недобдеть, чем перебдеть.
Виды монтажа - Линейный монтаж
Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (проигрывателей, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.
Нелинейный монтаж
При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.
|
Виды монтажа по логике построения видеоряда: Последовательный монтаж
При использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Такой монтаж является простым и интуитивно понятным зрителю, поэтому-то и находит самое широкое применение. Смена места событий может быть обозначена простым стыком разноплановых сцен с резким изменением характера звукового сопровождения. Новый колорит последующего кадра также вызывает ощущение пространственно-временного скачка.
Если в смежных кадрах представлены события, разделенные временем, особенно снятые в одном и том же месте или при подобном окружении, то стык надо выделять специальными средствами – эффектом, поясняющими титрами, затемнением в конце предыдущей сцены и выходом из него в начале следующего кадра. Важны и детали в кадре (цветы завяли).
Параллельный монтаж
Чередуя фрагменты сцен с одновременно происходящими в разных местах событиями, можно подчеркнуть их взаимосвязь, сопоставить или противопоставить героев и явления, сделать анализ событий, то есть отделить причину от следствия, предысторию от результата. Параллельный монтаж используют также для разрешения затруднений при стыковке кадров. С помощью этого метода значительно сокращается общая длительность сцен и эпизодов, а фильм в целом становится динамичнее, так как появляется возможность исключить рутинные и малоинтересные действия героев, не вызывая скачков в развитии действия. Разновидность – перекрестный монтаж, то есть показ нескольких одновременно происходящих действий.
Разрывать сцену лучше в самом драматичном месте, тогда зритель будет ожидать продолжения с интересом и вниманием.
Стык между кадрами должен однозначно указать на изменение места действия. Резкая смена масштаба изображения, освещенности или колорита сцены вызывает ощущение пространственного скачка.
Монтируя две перекликающиеся исторические линии, прошлое надо выделять особо. В зависимости от степени развития техники «тех дней» и количества «прошедших лет» (кавычки относятся только к псевдопрошлому), можно выбрать черно-белое изображение, имитацию дефектов кинопленки. Подойдет также смещение цветовой палитры в теплые тона (сепия), понижение насыщенности и контрастности изображения (пленка ведь выцветает) и другие видеофильтры.
Строящийся монтаж
Специально подобранным чередованием кадров можно натолкнуть зрителя на мысль о причинно-следственных отношениях между событиями, возможно, независимыми на самом деле. Последовательность показанных действий влияет на вывод зрителя о действиях героев и обо всем происходящем по схеме: «после того — значит по причине того». Рассмотрим в качестве примера перестановки нескольких кадров.
1. Семья веселится: муж и жена подшучивают друг над другом, дети визжат от восторга.
2. Довольное лицо мужа крупным планом.
3. Муж моет посуду. Вдруг антикварная чашка выскальзывает у него из рук и разбивается вдребезги.
4. На лице жены (крупным планом) явно прочитывается огорчение.
Изменяя порядок включения перечисленных кадров, можно изменить и смысл происходящего.
* Посмотрев последовательность 1-2-3-4, можно сделать вывод, что даже простое дело требует к себе серьезного отношения.
* Последовательность 1-3-4-2 намекает на то, что жена впредь не доверит мытье посуды даже взрослым помощникам.
* Последовательность 2-4-3-1 говорит о том, что посуда бьется к счастью.
При компоновке надо соблюдать определенные правила согласования кадров, идеальной можно считать стыковку, дающую монтажный кадр. Об этом речь пойдет особо, здесь отметим лишь специфические особенности.
Задний план в соседних кадрах «одной» сцены не должен изменяться — ведь одно действие происходит в одном и том же месте. Колорит, освещенность и, тем более, природа и окружение должны оставаться неизменными. Ощущение того, что все происходит в одном месте, будет тем больше, чем незаметнее станет применение специальных компьютерных эффектов (например, многослойного монтажа, видеофильтров, корректирующих яркость и цветность, и т. п.), но лучше, конечно, вовсе обходиться без них.
Эффектно смотрится вхождение персонажа в кадр, где уже присутствует его партнер. Движением героев от середины в разные стороны экрана можно подчеркнуть их расхождение во взглядах.
Необходимо согласовывать кадры по ориентации и направлению действия (если разъяренный лев прыгает с правого края экрана в глубь сцены, то в следующем кадре ваша жена должна находиться в центре сцены и смотреть с улыбкой в ту сторону, где только что был царь зверей). Противники или собеседники в чередующихся кадрах должны смотреть в середину с разных краев экрана.
Психологический монтаж
Психологический монтаж часто применяется в рекламе для воздействия на подсознание потенциального покупателя (избирателя), здесь учитываются особенности восприятия информации человеком. Метод агрессивный, особо опасен для детей и утомленных взрослых. Главная цель завуалирована, внешне ненавязчива. Опасность заключается в том, что впоследствии человек делает вынужденный выбор (или отказывается от чего-то), не отдавая себе отчета о причинах предпочтения.
Реальный способ непосредственного воздействия на подсознание заключается в следующем. Если яркостью и контрастностью или громкостью и тембром последовательно выделять отдельные предметы на экране или отдельные слова в речи, то на уровне неосознанного эти внешне независимые объекты выстраиваются в ассоциативную цепочку, связанную с навязываемой мыслью.
Смещение акцентов приводит к притуплению бдительности и критического восприятия. Если рекламируемый объект перемещается на второстепенную роль в сюжете, то он воспринимается как нечто само собой разумеющееся, не вызывающее сомнений, тем более когда главный герой (событие) близок зрителю, внушает ему доверие и положительные чувства.
Как говорится, привычка — вторая натура. Человек выбирает то, о чем он уже где-то слышал. Неизвестность всегда вызывает опасение и страх. Для лучшего запоминания эффективен девиз, особенно в стихотворной форме или в виде припева с упоминанием рекламируемого объекта. Высшая степень привыкания — когда имя собственное становится нарицательным (ксерокс, паркер, спутник). Обещание «пряника» («красивой жизни», «райского наслаждения» и прочих земных благ) хоть и вызывает скептическое отношение, но западает на подкорку. Глупость, становясь обыденной и привычной, перестает быть отталкивающей и вызывает лишь жалость — начало сочувствия.
Использование эротики, особенно лишь намека на нее (тихая музыка, мягкое освещение, нежный голос, красивое лицо), и ненавязчивой ассоциации увиденного с нужным объектом действует на подсознание как указание: «Это то, чего ты хочешь».