Система управления прибылью




Прибыль предприятия.

Получение прибыли – непременное условие и цель предпринимательской деятельности любой аптечной организации. Прибыль отражает конечный результат деятельности, является основным критерием эффективности хозяйственной деятельности предприятий, поскольку – это основной собственный внутренний финансовый источник, обеспечивающий развитие аптечной организации на принципах самофинансирования.

Прибыль. Виды прибыли. Источники формирования

Прибыль – это та часть дохода, которая формируется в системе коммерческого расчета в процессе кругооборота капитала, и количественно определяется как разность между величиной дохода и расходами предприятия.

Основным видом прибыли, характеризующим совокупный эффект всей хозяйственной деятельности аптечной организации, является чистая прибыль. Она представляет собой сумму прибылей от всех видов хозяйственной деятельности аптечной организаций и включает в себя следующие результаты этой деятельности:

1) Прибыль от основного вида деятельности:

- прибыль от реализации лекарственных средств, изготовленных в аптеке – прибыль от производственной деятельности, которая определяется как разница между выручкой от реализации изготовленных в аптеке лекарственных средств по индивидуальным ре-

цептам, требованиям ЛПУ, внутриаптечной заготовки и затратами, связанными с их производством;

- прибыль от реализации ГЛС, ИМН и других товаров аптечного ассортимента - прибыль от торговой деятельности, определяется как разница между доходом и расходами, связанными с торговой деятельностью.

2) Прибыль от операционной деятельности, которая формируется в результате продажи основных средств, нематериальных активов, хозяйственного инвентаря, определяемая как разность между выручкой, полученной от реализации этого имущества и затратами, связанными с его реализацией.

3) Прибыль от внереализационных операций, представляющая собой разницу между доходами и расходами от внереализационной деятельности.

Прибыль, полученная аптечным предприятием в результате хозяйственной деятельности из всех источников, подлежит налогообложению. Разница между прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой чистую прибыль аптечной организации.

В современной экономической литературе различают прибыль бухгалтерскую и экономическую.

Бухгалтеры и экономисты по разному понимают значение термина“прибыль”. Это связано с тем, что у бухгалтера и экономиста разные задачи. Бухгалтер оценивает эффективность деятельности предприятия в прошлом. Экономиста и руководителя интересуют перспективы развития фирмы, они озабочены будущими затратами, в том числе, интересуются вмененными издержками, которые связаны с упускаемыми возможностями наилучшего использования ресурсов.

Бухгалтерская прибыль – это разница между валовым доходом и бухгалтерскими (явными) издержками.

Экономическая прибыль – это разность между валовым доходом и издержками, которые объединяют в себе издержки явные и неявные (скрытые, издержки упущенных возможностей).

Средняя прибыль – это частное от деления валовой прибыли на объем продаж в натуральных показателях, то есть прибыль на одну единицу проданной продукции.

Аптека, как самостоятельно хозяйствующий субъект, определяет направления использования прибыли в соответствии с Уставом.

Функции прибыли

Прибыль в системе коммерческого расчета выполняет три основные функции: учетную, стимулирующую и распределительную.

1. Сущность учетной функции состоит в том, что прибыль является формой учета эффективности предпринимательской деятельности. Эта функция реализуется в системе показателей:

--- абсолютная величина прибыли (сумма прибыли, полученная в определенный период времени);

--- относительный показательуровень прибыли или рентабельность. Рентабельный (от нем. rentabel) – оправдывающий расходы, целесообразный с экономической точки зрения, прибыльный, доходный. Данный показатель характеризует эффективность деятельности аптечной организации. Рентабельность определяется как отношение суммы прибыли к объему реализации и показывает, какую прибыль получило предприятие на каждый рубль реализованных товаров:

Рентабельность можно рассчитать от каждого вида деятельности (от реализации, внереализационной деятельности), рентабельность чистой прибыли.

2.Сущность стимулирующей функции состоит в том, что прибыль в условиях коммерческого расчета побуждает предпринимателей увеличивать объем продаж, снижать издержки, ускорять оборачиваемость оборотных средств, повышать производительность труда. Для собственников и работников предприятия прибыль яв-

ляется побудительным мотивом деятельности, так как она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение за труд и служит источником удовлетворения социальных потребностей.

3.Сущность распределительной функции состоит в том, что прибыль в процессе ее использования является источником формирования фондов – потребления, накопления, резервного фонда, таким образом, обеспечивая предприятие собственными внутренними финансовыми ресурсами. В настоящее время значение данной функции возрастает, поскольку предприятие самостоятельно определяет направления использования прибыли, остающейся в его распоряжении:

Резервный фонд создается предприятиями на случай прекращения их деятельности и служит источником погашения финансовых обязательств перед кредиторами. Образование резервного фонда является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Отчисления в

резервный фонд производятся до достижения размера, установленного учредительными документами, но не более 25 % уставного капитала, а для АО не менее 10 %.

Фонд накопления (фонд производственного развития) представляет собой источник средств предприятия, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств.

Фонд потребления (фонд социального развития) является источником средств предприятия для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива.

Система управления прибылью

В составе валовой прибыли аптечной организации основным (а во многих аптеках – единственным) источником ее формирования является прибыль, получаемая от торговой деятельности. Поэтому основное содержание работ по управлению прибылью связано именно с этим видом прибыли.

В процессе управления прибылью аптечной организации решаются две основные задачи:

– повышение общей суммы прибыли (максимизация прибыли) в процессе ее формирования;

– эффективное распределение полученной прибыли по отдельным направлениям ее использования.

Среди этих задач приоритетной является первая, так как от ее решения во многом зависят формы и пропорции распределения прибыли предприятия.

В системе управления прибылью аптечной организации особое значение уделяется планированию прибыли и методам, способствующим ее максимизации.

Планирование прибыли

Планирование прибыли осуществляется в несколько этапов:

1. Анализ прибыли в предплановом периоде.

2. Планирование прибыли на предстоящий период.

3. Распределение прибыли.

Анализ прибыли. Главной целью анализа является выявление основных тенденций формирования прибыли в предплановом периоде; а также факторов, оказавших влияние на ее динамику. При этом уделяется внимание анализу динамики общей суммы прибыли, уровня рентабельности и динамики прибыли по видам: от реализации, от внереализационной деятельности, чистой прибыли.

При анализе факторов, оказавших влияние на изменение суммы прибыли, в первую очередь рассматриваются такие факторы, как объем реализации, доход (торговые наложения), издержки обращения. Эти факторы позволяют выявить размеры возможного увеличения прибыли от реализации товаров в предстоящем периоде.

Пример. Определить влияние различных факторов на величину прибыли

Фактическое выполнение плана прибыли составило 121,45 %, т.е. аптека получила прибыли больше на 425,9 тыс. руб., чем было запланировано.

Определим степень влияния факторов на размер прибыли:

1) Перевыполнение плана реализации на 3540,0 тыс. руб. привело к увеличению прибыли на 283,2 тыс. руб.:

2) В отчетном году средний уровень торговых наложений был выше планового на 2,5 %, что вызвало увеличение прибыли на 713,5 тыс. руб.:

3) В отчетном году фактический уровень расходов выше планового на 2 %, что привело к снижению прибыли на 570,8 тыс. руб.:

Суммарное влияние факторов вызвало перевыполнение плана прибыли на 425,9 тыс. руб. (283,2 + 713,5 – 570,8 = 425,9).

Вывод: увеличение прибыли произошло главным образом за счет снижения расходов аптеки. Если бы в сложившейся ситуации удалось бы сохранить плановый уровень торговых наложений, то можно было получить еще большую прибыль. Необходимо выявить факторы, вызвавшие снижение уровня дохода от реализации, пересмотреть ценовую политику.

Результаты анализа служат основой определения плановых показателей прибыли в предстоящем периоде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: