ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
для студентов II курса
очной формы обучения
специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Кемерово
АНО ИПЦ «Перспектива»
УДК
Утверждены на заседании кафедры бухгалтерского учета и АХД
(протокол № 10 от 01 апреля 2005 г.)
Рекомендованы к изданию
методической комиссией экономического факультета
(протокол № 22 от 19 апреля 2005 г.)
Рыльских Л.А.
Первичный учет предприятий: программа и методические указания по прохождению практики по специальности 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ Л.А. Рыльских; Кемеровский ГСХИ. – Кемерово: АНО ИПЦ «Перспектива», 2005. – 20 с.
Программа и методические указания содержат общие положения по прохождению практики, содержание и оформление отчета. Приводится примерный перечень разделов практики, а также объем выполняемой работы по каждому разделу.
Программа и методические указания предназначены для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной формы обучения.
©Рыльских Л.А., 2005
©АНО ИПЦ «Перспектива», 2005
Общие положения по прохождению практики и
Оформлению отчета
Задачами практики по первичному учету является закрепление теоретических знаний студентами и приобретение практических навыков работы.
Для выполнения этой задачи студенту необходимо пройти практику в бухгалтерии любого промышленного или сельскохозяйственного предприятия. В случае необходимости студенту в деканате выдается рекомендательное письмо. Календарный срок практики 4 недели. Руководителем практики назначается преподаватель кафедры «Бухгалтерского учета и АХД».
Студенту рекомендуется составить календарный план прохождения практики и дневник прохождения практики.
По окончании практики, в начале учебного года, в течении 10 дней, студент должен представить отчет на кафедру «Бухгалтерского учета и АХД».
Содержание отчета следующее:
· дневник прохождения практики (заверяется подписью главного бухгалтера и печатью организации);
· характеристика с места прохождения практики, подписанная руководителем и главным бухгалтером, и заверенная печатью предприятия;
· договор на прохождение практики;
· содержание, с указанием страниц и разделов отчета:
1.общая характеристика предприятия;
2. организация первичного учета на предприятии;
2.1.учет в цехе основного производства;
2.1.1.цех растениеводства;
2.1.2. цех животноводства;
2.1.3. цех переработки молока;
2.1.4.колбасный цех;
2.2. учет вспомогательных и прочих производств;
2.2.1. транспортный цех;
2.2.2. ремонтная мастерская;
2.2.3. цех водоснабжения, цех электроснабжения;
2.2.4. общественное питание;
2.2.5. ЖКХ;
2.2.6. строительный цех;
2.2.7.прочие цеха;
2.3. складской учет;
2.4.работа в бухгалтерии;
3. заключение (подпись главного бухгалтера, печать);
Список литературы.
Студент должен ознакомиться с порядком документального оформления хозяйственных операций в производственных подразделениях и порядком составления сводных документов в бухгалтерии.
Общий объем отчета о практике должен составлять 25-30 страниц. К отчету обязательно прилагаются в заполненном виде формы первичных документов, составленные на предприятии за один месяц. В отчете отражается порядок организации первичного учета на конкретном предприятии. Выявленные расхождения с общепринятыми правилами студент должен описать в заключении, достоинства и недостатки в ведении учета отражаются в этом же разделе.
На ознакомление с организацией первичного учета в производственных подразделениях студенту отводится 70% всего времени практики. Вопросы ведения сводной документации изучаются в централизованной бухгалтерии. Для этого отводится 30% всего времени практики.
Форма дневника практики приведена в приложении № 1,№2.
В дневнике указывается дата и проделанная в этот день работа.
Пример:
Дата | Содержание работы |
17.07.04. | Ознакомилась с правилами хранения товарно-материальных ценностей на складе готовой продукции. Изучила порядок документального оформления приема-выдачи готовой продукции на складе, порядок записи в книгу складского учета. |
Содержание разделов отчета
1. Характеристика предприятия включает в себя:
· *наименование;
· *местонахождение;
· *основные виды деятельности;
· *учредителей;
· *форму собственности;
· *дату регистрации в качестве юридического лица.
· (данные указаны в учредительном договоре, уставе).
· Далее приводятся основные экономические показатели за последние 3 года:
· * величина валовой продукции в стоимостном выражении;
· *себестоимость продукции, работ, услуг;
· *финансовый результат;
· *рентабельность;
· *численность работников;
· *производительность труда;
· *размер дебиторской и кредиторской задолженности;
· *основные поставщики ТМЦ и основных средств;
· *основные потребители и каналы реализации продукции (работ, услуг);
· *размер основных и оборотных средств;
· *размер собственного и заемного капиталов;
· *размер сельскохозяйственных угодий, поголовье животных;
· (данные указаны в формах годовой бухгалтерской отчетности).
· Далее необходимо раскрыть вопрос организации учета на Вашем предприятии:
· *форма учета, применяемая на Вашем предприятии;
· *структура учетного аппарата, распределение обязанностей внутри бухгалтерии;
· *техническое обеспечение учетных работ (учет на бумажных носителях, с применением бухгалтерских программ, указать каких);
· *график документооборота.
· (данные указаны в учетной политике предприятия).
В тексте отчета дается описание документа, который обязательно помещается в приложении. Документы в приложении номеруются в порядке очередности. Описание документа дается по общей схеме:
· 1. назначение документа;
· 2. кем, когда, в скольких экземплярах выписывается;
· 3. содержание документа;
· 4. кем и каким образом обрабатывается документ.
Пример: Накладная (внутрихозяйственного назначения) (форма №87 приложение №10), выписывается в 2-х экземплярах материально-ответственным лицом (либо бухгалтером) при оприходовании материальных ценностей на склад из производственного цеха, либо выдаче их со склада. Накладная служит основанием для отражения поступления и выбытия материальных ценностей. В накладной указывается дата совершения операции, наименование получателя и предприятия, наименование, сорт, единица измерения материальных ценностей, количество затребованных и отпущенных материальных ценностей, цена за единицу и общая сумма. Руководитель и главный бухгалтер своей подписью дают разрешение на отпуск материальных ценностей, заведующий складом своей подписью подтверждает отпуск материальных ценностей, получатель расписывается в получении их. Ежемесячно данные документа обобщаются в отчете о движении материальных ценностей.
Организация первичного учета на предприятии
Данная часть отчета в обязательном порядке должна содержать следующие разделы:
*учет в цехе основного производства;
*учет в цехе вспомогательного производства;
*учет на складе;
*учет в бухгалтерии.