Механизм управления формированием прибыли от реализации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема реализации, доходов и издержек обращения аптечной организации. Данный подход позволяет выявить роль
отдельных факторов в формировании прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом с целью максимизации.
В процессе управления формированием прибыли от реализации товаров руководитель аптечной организации должен решать ряд задач.
1. Определение объема реализации товаров, обеспечивающего безубыточную торговую деятельность, так называемую точку безубыточности (ТБ) или порог рентабельности.
Точка безубыточности – это объем продаж в стоимостном денежном выражении, при котором аптечная организация покрывает все свои затраты (постоянные и переменные), но при этом не получает прибыли.
Безубыточный объем продаж позволяет определить сумму выручки, которая потребуется для покрытия всех запланированных затрат.
Расчет ТБ заключается в определении минимального объема выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности будет больше 0,00 %. Расчет осуществляют по формуле:
Точка безубыточности позволяет определить, за каким объемом продаж обеспечивается рентабельность.
Пример. В таблице представлены плановые показатели аптеки на предстоящий месяц. Определить точку безубыточности в стоимостном и натуральном выражении.
Необходимый объем продаж, который обеспечит покрытие запланированных постоянных и переменных затрат составит:
Таким образом, чтобы окупить все запланированные затраты, необходимо реализовать более 37 тысяч единиц лекарственных препаратов на сумму порядка 755 тыс. рублей. Только с этого момента аптека начнет получать прибыль. Очень простым и эффективным методом определения ТБ является графический. На графике определяется точка, которая показывает размер выручки (или количество реализованных товаров),
|
покрывающий расходы (рис. 9.2.).
Только дополнительные продажи, сверх точки безубыточности, будут приносить аптечной организации прибыль.
Определение запаса финансовой прочности – зоны безопасности.
Поскольку спрос на лекарственные препараты трудно предугадать, трудно заранее спрогнозировать степень выполнения плана реализации, поэтому очень важно определить насколько фактический объем реализации может быть меньше планового без убытка для аптеки. То есть определить «зону безопасности» (запас финансовой прочности) аптеки.
Зона безопасности – это разница между плановым и безубыточным объемом реализации. Выражается, как в сумме, так и в процентах от планового объема реализации.
В нашем примере запас финансовой прочности будет равен:
Таким образом, если фактический объем продаж сухой микстуры от кашля будет меньше планового на 22 %, то аптека понесет убыток.
Определение запаса финансовой прочности позволяет в условиях нестабильного спроса управлять издержками аптечной организации. Чем больше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объемов продаж.
Запас финансовой прочности – это показатель, который аптека должна использовать при формировании своей стратегии. Если предприятие имеет достаточный запас финансовой прочности, то стратегия его может заключаться в инвестировании средств в освоение новых рынков, в другие виды деятельности, в ценные бумаги и т.д. Если предприятие имеет небольшой запас финансовой прочности, то стратегия будет заключаться в жестком контроле над затратами. Для такого предприятия нежелательны инвестиционные проекты. Если они осуществляются, то это связано с риском, так
|
как объем продаж близок к точке безубыточности.
Определение возможных резервов роста прибыли от реализации путем оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат.
Выделение в составе затрат постоянных и переменных их видов имеет большое значение для принятия управленческих решений и помогает руководителю решать следующие задачи:
оценить окупаемость затрат;
оптимизировать величину прибыли;
определить запас финансовой прочности;
оценить степень предпринимательского риска;
выявить резервы повышения эффективности деятельности.
Сопоставление выручки от реализации продукции с совокупными затратами дает возможность определить величину прибыли, которую можно получить при заданном (запланированном) объеме производства и соотношении переменных и постоянных затрат. С целью оптимизации прибыли необходимо провести анализ и посмотреть, как влияет изменение объема производства на величину прибыли при сложившемся соотношении постоянных и постоянных затрат.