Обстоятельства, нарушающие малое омовение.




1. Выход любых выделений из двух путей (переднего и заднего).

( То есть из мочеполовых органов и заднего прохода. ). Эти выделения включают в себя как обычные, так и необычные, как скверные, так и чистые их виды.

К обычным выделениям относятся моча, кал, кишечные газы и т.д. На нарушение ими малого омовения указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Но из-за удовлетворения большой или малой нужды и из-за сна” (хороший хадис, приведенный в “Ирва’у-ль-Галиль”, 1/144), а также его слова: “Пусть не выходит (из намаза) до тех пор, пока не услышит звук или не почувствует запах” (Эти слова Пророка, переданные Аль-Бухари и Муслимом от АбдуЛлаха ибн Зейда, были произнесены по поводу человека, который пожаловался на то, что ему представляется во время намаза, будто он испытывает какие-то сомнительные ощущения).

Необычным выделением является газ, выходящий спереди (из мочеполовых органов); по мнению одних ученых выход газа спереди нарушает омовение, по мнению других - нет.

Чистым выделением считается сперма (выделение спермы относится к обстоятельствам, нарушающим вуду’, на том основании, что все, что делает необходимым совершение полного омовения, приводит также к нарушению малого омовения), а к скверным выделениям относятся все остальные:

- моча,

- мази (на то, что мази нарушает омовение, указывают слова Пророка “Пусть моет свой половой член и совершает малое омовение”, приведенные в хадисе, переданном Аль-Бухари и Муслимом от Али ибн Абу Талиба, который сказал: “Я был человеком с частым выделением мази и стеснялся спросить об этом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из-за (того, что был женат на) его дочери, и повелел Микъдаду ибн Аль-Асуаду, чтобы он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк ответил… (далее в хадисе упоминаются вышеприведенные слова Пророка) ),

- вади (выделение вади нарушает вуду’ потому, что вади является по сути мочой),

- кровь (как, например, кровь при истихаде (хронических женских кровотечениях); на то, что выделение крови при истихаде нарушает вуду’, указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “совершай малое омовение и молись”, приведенные в достоверном хадисе, переданном Айшой (“Ирва’у-ль-Галиль”, 1/146), и адресованные женщине, страдавшей истихадой).

Выход выделений из двух путей относится к первой группе обстоятельств, нарушающих малое омовение, то есть утверждение о нарушении им омовения подтверждается Кораном и Сунной, а также наличием среди знатоков Ислама единодушия по этому вопросу (иджма’). Исключение составляют только необычные выделения, так как по поводу них среди ученых есть расхождения во мнениях.

2. Выход выделений из других участков тела.

Если это моча или кал, то при их выделении выше желудка их надо воспринимать как рвоту, которая не нарушает малое омовение, а если ниже желудка, то как нечистые испражнения, нарушающие омовение (исключение составляют лишь случаи так называемого непрерывного хадаса, когда выход выделений происходит постоянно). Таково наиболее достоверное мнение.

Согласно наиболее достоверному мнению, все выделения, выходящие не из двух путей, за исключением мочи и кала, вне зависимости от их количества, омовения не нарушают. Это мнение доказывается следующим:

1. Как правило, обстоятельства, с которыми сталкиваются люди, омовение не нарушают (за исключением тех немногих, на которые указали Аллах и Его Пророк), а то, что установлено согласно доводу из Шариата (в данном случае - действительность омовения, совершенного по правилам Шариата) не может быть аннулированным (считаться нарушенным) без приведения довода из Шариата.

2. Те, кто считает, что выделения не из двух путей нарушают омовения, основываются на хадисе, в котором сообщается, что, когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вырвало, он прекратил пост и совершил малое омовение. Им можно возразить тем, что:

Во-первых: Многие ученые оценивают этот хадис как слабый (да’иф),

Во-вторых: хадис просто описывает действие Пророка и не обязывает к совершению подобного, потому что не содержит приказа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,

В-третьих: в противовес этому хадису существует другой слабый хадис, в котором сообщается, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было сделано кровопускание и затем он совершил намаз, не взяв перед ним омовение заново.

3. Нарушение сознания.

Оно бывает двух видов:

1. Постоянное нарушение сознания. Им является потеря рассудка при сумасшествии.

2. Временное нарушение сознания. Оно наблюдается при сне, обмороке, опьянении и т.д.

В вопросе о сне мнения ученых, да смилуется над ними Аллах, расходятся. Является ли сон фактором, нарушающим омовение сам по себе, или он является состоянием, предполагающим нарушение омовения из-за выхода в течение него кишечных газов?

 

Среди точек зрения ученых на этот счет можно назвать следующие:

1. Абсолютно любой сон нарушает омовение, вне зависимости от того, был он легким или глубоким, коротким или продолжительным. Этот вывод сделан на основании общего смысла хадиса от Сафуана ибн ‘Ассаля (№ 56). Сторонники этого мнения определяют состояние после сна как хадас. А наступление хадаса не зависит от размера явления, вызвавшего его. И выделение большого, и выделение малого количества мочи в равной степени приводят к состоянию хадаса; точно так же обстоит дело и со сном.

2. Абсолютно никакой сон не нарушает омовения. Сторонники этого мнения основываются на хадисе от Анаса (№ 62), в котором сообщается, что сподвижники во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в ожидании вечернего (‘иша) намаза, дремали, а потом совершали намаз, не совершая перед ним омовение заново. В версии хадиса, переданной Аль-Баззаром, сообщается, что сподвижники, дремля в ожидании намаза, “опускались на свои бока” (то есть лежали).

3. Сон сам по себе не нарушает малое омовение, а является состоянием, предполагающим его нарушение из-за возможного во время него выхода кишечных газов.

Однако все равно требует того, чего требует хадас, то есть совершения омовения заново.

4. Сон рассматривается не как обстоятельство, нарушающее малое омовение само по себе, а как состояние, предполагающее его нарушение вследствие других причин (выход кишечных газов). Когда сон неглубокий и человек в состоянии почувствовать нарушение омовения, если таковое произойдет, то такой сон не нарушает омовения и оно после него все еще действительно. Это мнение подтверждается хадисом (хоть и есть в его иснаде недостаток), в котором приводятся слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Глаза – вика’ для горлышка бурдюка, а во время сна вика’ развязываются”. “ Вика’” - это веревочка, которой перевязывается горлышко бурдюка, кошеля или мешка, а под горлышком бурдюка в этом хадисе подразумевается отверстие заднего прохода, над которым во время глубокого сна человек теряет контроль.

Последнее из приведенных четырех мнений является наиболее достоверным и позволяет совместить в нем два на первый взгляд противоречащих друг другу хадиса: хадис от Сафуана ибн ‘Ассаля (№ 56) и хадис от Анаса (№ 62), а Аллаху сие ведомо лучше.

4. Прикосновение рукой к половому органу и заднему проходу.

Малое омовение нарушается при страстном прикосновении к половым органам и заднему проходу непосредственно рукой, а не через преграду. Таково наиболее достоверное мнение по поводу влияния прикосновения к половым органам на омовение, хотя Аллаху ведомо лучше. Существует также мнение, что абсолютно никакое прикосновение к половым органам не нарушает омовение. Согласно другой точке зрения, после любого прикосновения к половым органам, даже страстного, совершить омовение желательно (мустахабб), но не обязательно. Сторонники четвертого мнения считают, что любое прикосновение к половым органам, даже без страсти, нарушает омовение. Так или иначе точка зрения, согласно которой омовение нарушает только страстное прикосновение непосредственно к половому органу и заднему проходу, является наиболее верной. Доказательством этому служит следующее:

1. Хадис от Талькъа ибн Али (№ 67) связывает отсутствие нарушения малого омовения с причиной, которая не может исчезнуть. Если же законоположение связано с причиной, которая никогда не исчезает, то и само это законоположение не исчезает, не прекращает свое действие, потому что действие законоположения зависит от отсутствия или наличия мотивов к нему. Мотивом в данном случае является то, что, как сказано в хадисе, “половой орган лишь часть твоего тела” и не может быть так, что вдруг однажды половой орган перестанет быть частью тела

 

2. Эта точка зрения верна еще и потому, что позволяет совместить хадис от Талькъа (№ 67) с противоречащим ему на первый взгляд хадисом от Бусры (№ 68), в котором сказано: “Пусть тот, кто дотронется до своего полового органа, совершит малое омовение”. Второй хадис совместим с первым в том случае, если предположить, что указание, содержащееся в хадисе от Бусры, касается тех, кто коснулся половых органов со страстью. Использование обоих хадисов путем совмещения их смыслов намного предпочтительнее, чем пренебрежение одним из них и отбрасывание его.

 

3. Некоторые ученые утверждает, что хадис от Талькъа (№ 67) аннулирован хадисом от Бусры, потому что среди тех, кто передал хадис от Бусры (№ 68), значится имя Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который принял Ислам в седьмом году Хиджры после Хайбарского похода, а передатчик хадиса № 67 является одним из тех, кто принял Ислам в самом начале. Ответить на это утверждение можно так:

А. Два этих хадиса вполне совместимы друг с другом, как указывалось выше, а решение об аннулировании одного из двух хадисов выносится только при невозможности их совмещения, как это известно из науки “Усуль-аль-Фикъх”

Б. История этих двух хадисов неизвестна, то есть неизвестно какое из двух изречений Пророка было произнесено раньше, а знание о предшествовании по времени одного хадиса другому очень важно при вынесении заключения о том, что один из них отменен, особенно когда нет других ясных доводов, позволяющих сделать это заключение.

В. Более раннее принятие Ислама передатчиком хадиса не указывает на то, что переданный им хадис, вступивший в противоречие с другим хадисом, передатчик которого принял Ислам позднее, должен быть отменен, потому что хадис, переданный тем, кто уверовал ранее, мог быть услышан им от Пророка после того, как услышал свой хадис сподвижник, уверовавший позднее.

В вопросах, относительно которых существуют сомнения и отсутствует четкое суждение Ислама, можно руководствоваться тем мнением, которое более других либо позволяет человеку обезопасить себя от ошибок, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто избегает сомнительного, очищает свою религию и совесть”. Поэтому мнение, согласно которому омовение нарушает любое, как страстное, так и нестрастное, прикосновение к половым органам, также является приемлемым. Причем законоположения, касающиеся прикосновения к половому органу, распространяются и на прикосновение к заднему проходу, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто коснулся своего фарджа, пусть совершит малое омовение” (Аль-Албани в “Ирва’у-ль-Галиль” (1/150) оценил хадис как достоверный), а название “фардж” употребляется как по отношению к половому органу, так и к анальному отверстию.

5. Прикосновение к женщине.

На этот счет среди ученых есть разные мнения:

Первое мнение: малое омовение нарушается при страстном прикосновении к женщине.

Второе мнение: любое, в том числе нестрастное и даже непреднамеренное, прикосновение к женщине нарушает малое омовение

Третье мнение: никакое прикосновение к женщине не нарушает малое омовение, даже если это было прикосновение половым органом к ее половым органам и даже если оно было страстным. Это мнение наиболее правильно, хотя Аллаху ведомо лучше. Его правильность подтверждается

Во-первых: хадисом от Айши, да будет доволен ею Аллах.

Во-вторых: тем, что, как правило, основная часть обстоятельств не нарушает малое омовение.

В-третьих: состояние ритуальной чистоты устанавливается в соответствии с доводами Шариата и не может быть объявлено нарушенным в соответствии с чьим-либо мнением без доказательства из Шариата.

В-четвертых: тем, что в аяте “…И если …вы касались женщин и не найдете воды, то омывайтесь хорошим песком…” (5:6), который сторонники первых двух мнений используют в качестве их основного довода, под прикосновением к женщине подразумевается половое сношение. Это доказывается:

1. Тем, что именно такое толкование дается словам “касались женщин” в достоверном хадисе от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, а также в других хадисах с тем же смыслом.

2. Самим содержанием аята. В начале аята Всевышний упоминает малое омовение, говоря: “О вы, которые уверовали, когда встаете на намаз, мойте ваши лица и руки до локтей и протирайте ваши головы и (мойте) ваши ноги до щиколоток…”, а после него - большое омовение: “…А если вы в Аль-Джанаба, то очищайтесь…”, затем Он, Слава Ему, упоминает малый хадас, говоря: “...и если вы больны, или в пути, или один из вас пришел из отхожего места…”, а вслед за ним – хадас большой: “…или вы касались женщин…”. То есть содержание аята таково, что сперва в нем упоминаются оба омовения: сначала малое, а затем большое, после чего упоминаются оба хадаса: сначала малый, а потом большой. Таким образом, сам порядок изложения информации в аяте указывает на то, что прикосновение к женщинам, подразумеваемое в нем, – не просто прикосновение, а половое сношение, которое вводит человека в большой хадас.

3. Ношение умершего. В хадисе от Абу Хурейры (№ 71) сказано: “…А тот, кто нес умершего, пусть совершит вуду’” (Аль-Албани оценил хадис как достоверный). Согласно этому хадису, человеком, который нес покойного, совершается вуду’. Однако слово вуду’ в данном хадисе толкуется не как ритуальное омовение с мытьем четырех частей тела, а лишь как мытье рук. На это указывает хадис от Ибн Аббаса, в котором приводятся следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Вы не обязаны омываться после того, как омыли вашего умершего, ведь ваши покойные умирают чистыми и не являются скверной, посему вам достаточно лишь вымыть руки”. Данный хадис утверждает, что человеку, который нес покойного, желательно (мандуб) вымыть руки. Этот вопрос будет разъяснен подробно при изучении соответствующего хадиса (№ 71), если того пожелает Аллах.

6. Употребление в пищу мяса верблюда.

Омовение человека, поевшего верблюжатину, считается нарушенным. Таково наиболее достоверное мнение ученых, основанное на хадисе, приведенном в “Ас-Сахихе” Муслима от Джабира ибн Самура, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Совершать ли мне малое омовение после баранины?”, Пророк ответил: “Если хочешь”, тогда человек спросил: “Совершать ли мне омовение после верблюжатины?”, Пророк ответил: “Да”.

Данное законоположение касается всех частей верблюда, включая его сердце, печень, требуху, горб и т.д., а не только самого мяса, потому что когда говорят “мясо животного”, то подразумевают все его части, слово “мясо” же используется потому, что именно мяса больше всего в верблюде. Таким образом, в это понятие входит не только само мясо, но и почти все, что есть в верблюде, кроме мяса. Точно так же обстоит дело и с запретом на мясо свиньи, запрет Всевышнего Аллаха касается не только самого мяса, но вообще любых частей свиньи. Доводов же на проведение разграничения между частями животного нет, равно как и нет к этому никаких разумных мотивов. Однако положение о нарушении омовения не касается молока верблюда, масла и сливок, потому что все это не является мясом и тем, что охватывается данным понятием. Вообще же проведение разграничения между частями тела одного животного и разделение тела на дозволенные и недозволенные части в нашем шариате отсутствует, однако характерно для шариата иудеев.

 

 

7. Все, что приводит к нарушению большого омовения (большому хадасу), приводит также к нарушению малого омовения (малому хадасу).

То есть все, что обязывает к совершению полного омовения, обязывает также к совершению малого омовения, за исключением смерти, которая обязывает только к совершению для покойного полного омовения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: