Научное исследование – процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей социальной действительности.
Различают 3 уровня исследований:
· эмпирический – устанавливаются новые факты в науке;
· теоретический – выдвигаются и формулируются основные, общие закономерности, позволяющие объяснить раннее открытые факты и предсказать их будущее развитие;
· методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования социальных явлений, построения теории.
Основные компоненты исследования в процессе его проведения: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза.
Названные компоненты составляют своего рода “грамматику” научной работы и обеспечивают методологический минимум требований, предъявляемых к ней. Рассмотрим каждый из названных компонентов.
1. Определение и формулировка Проблемы исследования - важный элемент исследования. Необходимо разграничить понятия «практической» и «научной» проблем. Практическая проблема - противоречие, лежащее в плоскости практической деятельности. Началу научного исследования предшествует особое соотношение науки и практики, получившие название проблемной ситуации. Это такая ситуация, когда появляются практические вопросы, на которые теория не может ответить в силу своей неполноты. Такое противоречие и является движущей силой исследования. Необходимо отметить, что далеко не всякое практическое противоречие порождает проблемную ситуацию в научном смысле слова. Некоторые практические противоречия не требуют производства нового научного знания и не стимулируют его поиск (например, отсутствие финансовых возможностей не позволяют разрешить конкретную проблемную ситуацию).
|
Проблемная ситуация порождает проблему, которая представляет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу ее неполноты) в ответе на эти запросы.
Если проблемная ситуация является движущей силой исследования, то проблема – ее исходной, начальной точкой.
Таким образом, исходную позицию исследования составляют поиск, осознание и формулировка проблемы исследования. И здесь выделяют 3 относительно обособленных плана:
1-ый состоит в изучении, выявлении, осознании и формулировке актуальных практических проблем.
2-ой – в анализе теории объекта, метатеории и смежных наук с целью выявления (установления) границ познанного в исследуемой области, осознания этих границ и фиксации (описания) установленной ограниченности.
3-ий, сопоставительный план – вычленение собственно проблемных вопросов практики, обращенных к теории, которые требуют, но не имеют теоретического решения.
Разумеется, указанные планы в реальной научной работе переплетаются. Ведется параллельное изучение состояния практики исследуемой области и состояния теории, отражающей эту сферу реальности. Получаемые данные постоянно сопоставляются в плане соотношения запросов практики и возможностей теории. Необходимо в конечном итоге осознать практические проблемы, имеющиеся в этой области, и вычленить из них те, которые не имеют теоретического решения. Последние, будучи осознанными, и составляют научную проблему.
|
Существуют варианты изложения проблемы исследования:
· излагается характеристика состояния теории исследуемого объекта;
· учитывая запросы практики к теории, дается характеристика «белых пятен» в ней;
· приводится, если это возможно, краткая совокупная характеристика выявленной проблемы.
Следовательно, в исследовании должна быть выявлена научная проблема как объективное противоречие между запросами практики и ограниченными возможностями науки. Научная проблема должна быть обоснована и четко сформулирована: проведен обзор литературы, свидетельствующий о достигнутом наукой уровне теории объекта; показаны те практические проблемы (запросы практики), на которые наука не может дать ответа в силу своей неполноты.
Один из основных критериев существования проблемы - наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию.
2. Тема исследования. Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Тема должна отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым.
3. Актуальность исследования. Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они, как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования – потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время.
|
Следует различать актуальность научного направления в целом, с одной стороны, и актуальность самой темы внутри данного направления – с другой. Актуальность направления не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других, некоторые из которых уже исследовались, самая насущная. При этом важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется в науке.
Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение отвечает насущной потребности практики и заполняет тот пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.
Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
4. Объект и предмет исследования.
Под объектом в философии принято понимать часть объективной реальности, на которую направлено внимание человека как социального существа (субъекта). Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит источником необходимой для исследования информации, своеобразным полем научного поиска.
Предметом познания считают, зафиксированные в опыте и, включенные в процесс практической деятельности человека, стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определённой целью в данных условиях и обстоятельствах. По мере развития знаний об объекте, открываются его новые стороны, которые становятся предметом познания.
Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем его объект. Он является частью, стороной, элементом объекта.
Например, объектом исследования может быть социальная работа с инвалидами, а предметом:
- особенности социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне (на примере конкретно комплексного центра обслуживания населения или социально-реабилитационного отделения);
- опыт социальной, медико-социальной и социально-психологической работы с инвалидами
Исследователь должен чётко обозначить, что именно в данном исследовании является объектом, а что – предметом исследования. При этом объект должен быть назван не безгранично широко, а таким образом, чтобы это был именно непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственных взаимосвязях с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.
Пример: когда мы исследуем социально-реабилитационные формы работы с инвалидами, то в качестве объекта исследования выступает сам социально-реабилитационный процесс, составной частью которого и являются сами формы. Если же, в качестве объекта избрать более широкую систему, допустим, деятельность учреждений социальной защиты вообще, то связи между формами социально-реабилитационной деятельности и работой учреждений социальной защиты вообще будут весьма опосредованы через многие другие объекты, и, прежде всего, через сам социально-реабилитационный процесс. Фактически, все существенные характеристики форм социальной реабилитации будут рассматриваться в зависимости от цели, содержания, методов и средств, используемых учреждениями социальной защиты, т.е. во взаимосвязи с другими компонентами процесса социальной работы, который и должен выступать поэтому в качестве объекта исследования.
Таким образом, объект исследования – это то, что рассматривается в исследовании, а предмет обозначает аспекты рассмотрения, даёт представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, функции объекта рассматривает данное исследование.
Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадёжных попыток «объять необъятное». Формулирование предмета – результат учёта задач, реальных возможностей и, имеющихся в науке, эмпирических описаний объектов, а также других характеристик исследования.
Например, объект исследования – преобразование деятельности социального центра в социально-реабилитационном процессе инвалидов; предмет – способы преобразования деятельности социального центра в социально-реабилитационном процессе инвалидов детства. Объект здесь подвергается двойному ограничению:
- не всё о преобразовании деятельности социального центра, а только о способах преобразования;
- о способах преобразования не любого социально-реабилитационного процесса, а только инвалидов детства.