Учитель: Какое прозвучало произведение: старинное, современное.
Учащиеся: Прозвучало современное произведение.
Учитель: Какой инструмент был ведущим? – Исполняла скрипка.
Как назывался стиль, в котором исполнялось произведение? – рок.
- А знаете ли вы, что это произведение было написано 3 столетия назад, в период с 1703 – 1707гг. Сегодня на уроке нас ждёт встреча с музыкой великого немецкого композитора, а имя я надеюсь назовёте сами. Послушайте это произведение в первозданном виде.
Поделитесь своими впечатлениями о характере музыки.
Ответы- Произведение исполнено на органе. Мы знаем, что много музыкальных произведений написано Иоганном Себастьяном Бахом. Я думаю, что прозвучавшее произведение принадлежит Баху. 2. Характер музыки – торжественный, величественный.
Совершенно правильно, это произведение принадлежит И.С. Баху.Тема нашего урока называется «Небесное и земное в музыке И.С.Баха». Запишем тему урока в тетради. Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора «Цель музыки – трогать сердца»
Как вы понимаете эти слова?
Ответ учащегося: я думаю, что каждое произведение должно трогать наши души.
Учитель: Что вы знаете об Иоганне Себастьяне Бахе?
Учитель: Кому принадлежат слова?- «Не ручей, а море ему имя»
- сказал о нём немецкий композитор …. Людвиг ван Бетховен. Бах в переводе с немецкого – ручей, но талант композитора настолько многообразен, что сравним, разве что, с бушующим морем, поэтому Бетховен провёл такое сопоставление. Но Бах писал не только серьёзную музыку, заставляющую задуматься, но и весёлую.
Послушайте Скерцо из сюиты №2, чаще это произведение называют Шуткой. Какой инструмент солировал в этом произведении? Поделитесь своими впечатлениями, какое средство музыкальной выразительности играет важную роль в создании характера этого произведения?
Учащиеся: произведение по характеру шутливое, светлое, взволнованное, летящее. Здесь чередуются мажор и минор, быстрый темп.
Учитель: тема нашего урока – «Небесное и земное». Что в вашем воображении возникает, когда мы говорим земное? – земля, деревья, люди, их эмоции, отношения. И что вы представляете, когда говорим небесное? – небо, бог, облака, молитва. Мы попробуем выяснить, действительно ли в музыке И.Баха есть «небесное и земное». Как вы думаете, о земном или небесном рассказала нам пьеса «Шутка»? Какие чувства вызывает музыка этого произведения.
Учащийся: чувства веселья, воодушевления. Я думаю, что музыка нам рассказала о земном.
Учитель: За свою жизнь И.С. Бахнаписалболее 1000 произведений. В его творчестве есть и инструментальные, и вокальные произведения, духовные и светские, композитор писал во всех жанрах, кроме оперы. Бах обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Найдите в учебнике на стр.66 как переводится слово барокко, что характерно для этого стиля искусства?
Посмотрите, внешний вид органа во времена И.С. Баха, который сложился под влиянием стиля барокко.
Слайд № 4. Уоргана несколько клавиатур, которые называются мануалами, несколько педалей, посмотрите, как красиво украшен старинный орган (стр. 67 учебника).
Слайд №5. Другой инструмент, для которого писал Бах – это клавесин, клавикорд.
Самым известным произведением, написанным для клавира, является ХТК т.1 и т.2, прелюдии и фуги, написанные во всех 48 тональностях.
Послушайте прелюдию до мажор из ХТК №1, в тетрадях запишите свои впечатления о характере музыке произведения, какой музыкальный образ раскрывается в прелюдии? Учащиеся: светлый, нежный, прозрачный. Лирический образ. Чувства нежности, доброты, спокойствия.
Учитель: второе произведение – фуга. Найдите в учебнике на стр.68, что такое фуга.
Ученица: полифоническое произведение, значит многоголосное.