Система и компетенция органов предварительного расследование в Республике Беларусь




Органы, осуществляющие оперативно–розыскную деятельность

 

На ряду с уголовно – процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, законодатель предусматривает возможность проведения оперативно – розыскной деятельности (ОРД). Она проводиться в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.

В соответствии с Законом «Об оперативно – розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г. Право осуществлять оперативно – розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям: органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов внешней разведки Министерства обороны (ст. 17).

В рамках оперативно – розыскной деятельности в гласных и не гласных формах осуществляется ряд оперативно – розыскных мероприятий: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участком местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая подставка; оперативный эксперимент (ст. 11).

В соответствии со ст. 12 названного Закона данные мероприятия проводится только при наличии к этому установленных законом оснований. Их проведение допускается как по возбужденным органами предварительного расследования уголовным делам, так и до возбуждения уголовных дел. Проведение оперативно – розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля – допускается только с санкции прокурора или его заместителя.

Об органах предварительного расследования можно сказать, что результаты их деятельности могут быть использованы в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел и доказательств по ним, а также для подготовки осуществления следственных (судебных) действий и оперативно – розыскных мероприятий.

 

Органы дознания

Согласно ч.1 ст.37 УПК государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознания, являются:

1) Органы милиции;

2) Органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) Командиры войсковых частей, соединений, начальник военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

4) Начальники учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих же учреждений, а ровно по уголовным делам о преступлениях совершенных в этих учреждениях указанных учреждений.

5) Органы пограничных войск – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

6) Таможенные органы – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

7) Органы финансовых расследований – по уголовным делам, отнесенным законом к их введенью;

8) Органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) Капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящиеся вне пределов Республики Беларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются следующие направления процессуальной деятельности:

1) Прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;

2) Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

3) Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

4) Ускоренное производство в порядке, предусмотренном главой 47 УПК;

5) Производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, по которым не установлено подлежащие привлечению в качестве обвиняемого лицо, до его установления.

Начальником органа дознания является руководитель органа дознания, а так же каждое из должностных лиц, перечисленных в ч.1 ст.37 УПК.

Согласно ст. 39 УПК дознавателем является лицо, осуществляющие в пределах своей компетенции досудебное производство. Он обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. Дознаватель в праве самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда предусмотрено получение санкции прокурора или утверждение их начальником органа дознания. Вынесенные дознавателем постановления по находящимся в его производстве уголовным делам в соответствии с требованиями УПК, органом дознания. Институт такого делегирования процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях. Институт делегирования полномочий так же широко развит в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, где органам дознания является не все подразделения, а лишь его начальник, который обычно поручает производство уголовно – процессуальной деятельности наиболее подготовленному сотруднику. Назначаются внештатные дознаватели специальным приказом начальника учреждения.

То, что дознание проводит административный орган, обуславливает фактическое участие в производстве по делу, как дознавателя, так и начальника органа дознания, представляющего в ряду случаев сам орган дознания и потому наделенного определенными правами и обязанностями. Наиболее важные процессуальные акты и действия дознавателя утверждается начальником органа дознания. Ответственность за деятельность дознавателя несет начальник органа дознания, что, конечно, не освобождает от ответственности самого дознавателя.

Компетенция дознавателя определяется ч.2 ст.39 УПК обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания или санкция прокурора.

В дознании, как одной из форм представительного расследования, можно выделить следующие виды дознания:

1) Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного расследования не обязательно (ст. 187 УПК). Это самостоятельная форма расследования;

2) Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 186 УПК); I 1 I.

В ней написано, что Деятельность органов дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно:

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело. Руководствуясь правилами настоящего Кодекса, дознаватель производит неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз. Часть 1 статьи 186 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З).

2. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

3. По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю, а в случае неустановления в этот срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, при наличии оснований, указанных в части тринадцатой статьи 182 настоящего Кодекса, продолжить расследование до его установления.

4. После передачи уголовного дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, другие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах.

Дознание по уголовным делам, возбужденным по фактам исчезновения лиц (в соответствии с п. 2 ст.167 УПК),в ней прописано, что порядок дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно:

1. Порядок дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями двенадцатой и тринадцатой статьи 182 настоящего Кодекса, определяется общими правилами настоящего Кодекса, за изъятиями, установленными настоящей главой.

2. На органы дознания не распространяются правила, установленные частью четвертой статьи 36 настоящего Кодекса. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

3. По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела судом, за исключением преступлений, по которым производилось дознание в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 452 настоящего Кодекса, орган дознания проводит ускоренное производство (часть 4 статьи 187 в ред. Закона Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З).

Из перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными административными органами, носит производный от выполняемых ими основных функций характер и определяется ими. Для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из основных их функций (для милиции – охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения), составляет постоянную для них обязанность. Для других же, хотя и связанно с выполнением основных функций, но его никак нельзя называть делом профилирующим.

Скорее, наоборот, здесь оно носит случайный и эпизодический характер.

Производство дознания для вышеуказанных органов является побочной функцией, осуществление которой в определенной иерее способствует выполнению их основных задач. Компетенция органа и лица, производящих дознание, предопределяет характер и степень их участия в уголовно–процессуальной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: