Характеристика уровней адаптации детей к школе.
Уровни адаптации | ||
Высокий | Средний | Низкий |
Если Ваш ребенок | ||
Идет в школу с радостью Предъявляемые требования воспринимает адекватно | Положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний | Отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье |
Учебный материал усваивает легко | Понимает учебный материал только в том случае, если учитель излагает его подробно и наглядно | Учебный материал усваивает фрагментарно самостоятельная работа с учебником затруднена |
Решает усложненные задачи | Самостоятельно решает только типовые задачи | Даже простые задачи вызывают затруднения |
Дружит со многими одноклассниками, его уважают и хотят с ним дружить | Есть 1-2 близких друга, с остальными одноклассниками общается по мере надобности | Близких друзей не имеет, общается лишь с частью одноклассников |
Прилежен, внимательно слушает объяснения учителя | Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий только тогда, когда занят чем-то для него интересным | Нарушает дисциплину, говорит, что в школе неинтересно, трудно, что он ничего не понимает |
Выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе | Выполняет поручения только при условии контроля со стороны взрослых | Уклоняется от поручений |
Проявления школьной дезадаптации у младших школьников
Форма дезадаптации | Возможные причины | Пути ликвидации |
Неуспешность в выполнении большинства учебных заданий | Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка | Развивать интерес через игру, оказывать поддержку в «зоне ближайшего развития» |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Неправильное воспитание в семье или игнорирование, ММД (минимальные мозговые дисфункции) | Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим |
Неспособность принять темп школьной жихни | Неправильное воспитание в семье | Развивать волю; применять рисование, конструирование |
Страх школы | Ребенок не может выйти за пределы семейной общности | Всячески украшать в сознании ребенка образ школы, самим участвовать в школьных делах |
Проблемы, с которыми сталкивается первоклассник
Проблема | Возможные психологические причины | Рекомендации |
Трудности в обучении письму, постоянная грязь в тетрадях | Недостаточно развитая мелкая моторика пальцев рук | Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики (лепка, собирание пазлов, лего, бисера, пальчиковые упражнения) |
Не запоминает, пропускает задания учителя, постоянно переспрашивает, не справляется с заданиями для самостоятельной работы | Несформированность произвольного внимания: низкий уровень объема, концентрации, переключения, устойчивости. Индивидуальные типологические особенности личности. | Игры и упражнения, направленные на развитие внимания. Консультация психолога, дефектолога. |
Испытывает страх перед учителем, перед опросом, опаздывает на уроки, постоянно отвлекается, поднимает руку и молчит | Несформированность отношения к себе как к школьнику; заниженная самооценка; отсутствие учебной мотивации | Консультация психолога. |
Постоянно забывает дома учебные принадлежности | Высокая эмоциональная нестабильность; повышенная импульсивность | Консультация психолога |
Тревожность, неуверенность в себе, страх перед школой и родителями | Конфликты между родителями; неудовлетворенность основных потребностей ребенка в безопасности и любви; завышенные ожидания родителей; ориентация родителей и детей на оценку | Консультация психолога |
Высокий уровень развития речи (вербализм) на фоне задержки развития мышления, неумение работать по образцу, соотносить свои действия с заданиями и с существующими правилами, недостаточное включение в практическую деятельность | Преобладание вербального общения (ребенка рано учат читать, заботятся о расширении его словарного запаса); игнорирование других важных видов деятельности, характерных для дошкольного возраста, которые вносят основной вклад в умственное развитие ребенка — действия с предметами, сюжетные игры, конструирование, рисование | Развивать мышление, в том числе образное, через занятия рисованием, конструированием, лепкой, аппликацией, мозаикой. |
Условия успешности обучения ребенка в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
Положительную мотивацию Вашему ребенку создадут: Ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.