III. УПРАВЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ СТИМУЛОВ.




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ Стимулы Все, что вызывает какую-либо поведенческую реакцию, называетсястимулом. Некоторые стимулы способны вызывать реакции без какого-либообучения или тренировки: мы вздрагиваем от громкого звука, моргаем от яркогосвета, нас тянет в кухню, когда до нас доносится аппетитный запах; животныепоступают точно так же. Такие звуки, свет и запахи называются безусловными,или первичными, стимулами. Другие стимулы заучиваются благодаря ассоциации. Сами по себе они могутничего не значить, но становятся выделяемыми сигналами для поведения: сигналы светофоразаставляют нас стоять или идти, мы вскакиваем, чтобы снять трубкузазвонившего телефона, на шумной улице оборачиваемся, услышав свое имя ит.д., и т.д. Ежедневно мы отвечаем на множество выученных сигналов. Ониназываются условными, или вторичными, стимулами. При формальном тренинге львиная доля усилий приходится на образованиеусловных сигналов. Сержант, занимающийся строевой подготовкой со взводомновобранцев, и хозяин собаки на дрессировочной площадке в равной мере стремятся сделать в основномтак, чтобы обучающиеся повиновались командам, которые в действительностиявляются условными сигналами. Фокус не в том, что собака может сидеть, а человек останавливаться, фокус втом, что это делается четко и по команде. Вот что мы называем повиновением - не просто выполнениедействия, но гарантия того, что оно будет выполнено по сигналу. Психологиназывают это "поставить поведение под контроль стимулов". Это вырабатываетсяс трудом, выработка основывается на правилах, а правила нуждаются впроверке. А что, если у вас нет в мыслях становиться хозяином собаки и вы несобираетесь тренировать спортивную команду? Вам все равно может пригодитьсяпонимание того, что такое стимульный контроль. Например, если ваши детибездельничают и не идут на ваш зов, вы плохо владеете стимульным контролем.Если вы руководите людьми и вам иногда приходится два или три раза повторятьприказ или инструкцию, прежде чем они будут выполнены, то значит у васпроблемы со стимульным контролем. Разве не случается, что вы говорите: "Я тебеуже однажды сказала, я говорила тебе тысячу раз, не..." (Не хлопай дверью, или не кладимокрый купальник на кровать, или что-либо в этом роде.) Когда сказать одинили тысячу раз недостаточно, поведение не управляется стимулами. Иногда может казаться, что мы обладаем стимульным контролем, когда вдействительности этого нет. Мы предполагаем, что сигналу или команде должны подчиниться, аэтого не происходит. Самой распространенной реакцией на это являетсяусиление сигнала. Так, официант не понимает вашего французского? Говоритегромче. Чаще всего это не помогает. Субъект должен распознавать сигнал,иначе безразлично, кричите ли вы что есть мочи или даже ревете с помощьюусилительной аппаратуры рок-ансамбля, на вас будут смотреть невидящимвзором. Другой реакцией человека на игнорирование условного сигнала являетсябешенство, которое действует только в том случае, если субъект проявляетпреднамеренное непослушание, не давая твердо заученного ответа на хорошовыученный сигнал. При этом иногда, показав характер, можно получить хорошее поведение. Бывает, что субъект отвечает правильно, но с очень большой задержкойили через пень-колоду. Часто неуклюжие ответы на команды определяются тем,что субъект не обучен отвечать быстро. Без положительного подкрепления не только за правильный, но и запроворный ответ на сигнал у субъекта нет шансов усвоить, что успех приносит быстрое повиновениестимулам. При этом поведение в действительности не контролируется стимулами. Реальная жизнь изобилует плохой организацией управления с помощьюстимулов. Как только один человек пытается проявить власть, другойоказывается в опасности проявить "непослушание". В действительности проблема состоит в непонимании команд или сигналов,которым он поэтому не может повиноваться. Это примеры плохой коммуникации или нечеткогоуправления с помощью стимулов Правила управления с помощью стимулов Для того, чтобы управлять с помощью сигналов, надо сформировать нужноеповедение, а затем, когда оно осуществляется, делать так, чтобы онопроисходило во время или сразу после какого-либо определенного сигнала. Этотстимул затем становится ключом, или сигналом, поведения. Например, предположим, что вы заставляете собаку садиться, надавливаяна крестец и подтягивая за ошейник. Это безусловные стимулы, они действуют без обучения. Затемвы подкрепляете любое самостоятельное проявление собакой этой позы, формируясоответствующее поведение. Делая это, вы произносите команду "Сидеть!",которая первоначально ничего не значит для собаки (конечно, подойдет и любоедругое слово на любом языке). Когда собака усвоит, что вам иногда надо,чтобы она села, она иногда станет выполнять это действие во время или послепредъявления сигнала, или условного стимула, команды "Сидеть!". В конце концов она начнетвыполнять действие точно в соответствии с тем, что ей приказывают. Теперь поведение находится под контролем стимула, не так ли? Еще нет.Проделана только половина работы. Животное следует также обучить - и этоспециальная тренировочная задача - не садиться без команды. Установлениеуправления поведением стимулами не является завершенным, пока оносовершается и в отсутствии условного сигнала. Это, конечно, не означает, что собака должна целый день стоять, пока выне скомандуете: "Сидеть!". Она может садиться сколько ей вздумается. Однаково время тренировок или работы, когда предполагается использование условныхстимулов, "пуск" и "стоп" сигналы должны быть твердо установлены, чтобы выполнение команды было надежным. Итак, полный контроль с помощью стимулов определяется четырьмяусловиями, к каждому из которых следует относиться как к самостоятельномуразделу тренировочной задачи, самостоятельному пункту программы выработки. 1. Поведение всегда осуществляется сразу после подачи условного стимула(собака садится, когда ей приказывают). 2. Поведение никогда не возникает в отсутствие стимула (во времязанятий или работы собака никогда не садится спонтанно). 3. Поведение никогда не наблюдается в ответ на другие стимулы (если выговорите: "Лежать!", собака не должна садиться). 4. Никакое другое поведение не возникает в ответ на данный стимул(когда вы говорите. "Сидеть!" собака не должна ложиться или скакать и лизатьваше лицо) Только когда все четыре условия соблюдаются, собака действительнополностью и окончательно понимает команду "Сидеть!". Теперь вы действительноуправляете ею с помощью стимула. Где в реальной жизни мы используем или нуждаемся в таком полномуправлении с помощью стимулов. Ну к примеру, в музыке. Дирижеры оркестрачасто создают очень сложную систему сигнального управления, а на репетициидирижер может встретиться с самыми разнообразными неправильными реакциями.Например, он может дать сигнал означающий одно, - скажем, "форте", усилениезвучания и не получить его, может быть, вследствие того что еще недостаточнопрочно установлено значение сигнала. Или он может и не давать сигналаусиления, а тем не менее получить слишком большую интенсивность звука.Особенно этим отличаются духовые инструменты классических оркестров, РихардШтраус в юмористическом своде правил для начинающих дирижеров говорил:"Никогда не подбадривайте взглядом играющих на духовых инструментах".Дирижер, может дать сигнал, требующий другого, - допустим, "престо", авместо увеличения темпа получить усиление звучания солисты тенорыпроделывают это весьма часто. Наконец, дирижер может требовать включениябольшего числа исполнителей, а вместо этого получить множество ошибок, такпроисходит с хористами-любителями. Каждый тип неправильного ответа наусловный стимул должен быть исправлен с помощью тренировки, прежде чемдирижер будет уверен, что у него или у нее адекватное сигнальное управление. Так же жизненно важно сигнальное управление в военном деле. Занятия построевой подготовке с новобранцами - утомительное и трудоемкое дело, и им самим оно можетказаться трудным и бессмысленным, но оно выполняет очень важную функцию. Строеваяподготовка не только вырабатывает точные реакции на строевые команды, чтодает возможность командирам с легкостью приводить в движение большие группылюдей, но она также вырабатывает навык ответа на условный сигнал вообще:повиновение команде, которое в конце концов является не столько умственнымактом, сколько выученным умением, являющимся решающим, а часто ижизненноважным для солдата. С тех пор как были придуманы армии, строеваяподготовка являлась способом выработки этого навыка. Что может быть сигналом? Условным стимулом - выученным сигналом может быть все, абсолютно все,что может быть воспринято. Флаги, свет, слова, прикосновения, вибрация,хлопки пробок шампанского - короче говоря, безразлично, какой сигнал выиспользуете Коль скоро субъект может воспринимать его, сигнал может бытьиспользован для вызова выученного поведения. Дельфинов обычно тренируют с помощью воспринимаемых зрением сигналов,руки, но я знаю одного слепого дельфина, который выучил много разных типовповедения в ответ на различные прикосновения. Пастушьих собак обычнодрессируют с помощью сигналов, поданных рукой и голосом. Однако в НовойЗеландии с ее широкими просторами, где собака может находиться очень далеко, в качестве условного сигнала используют пронзительные свистки, которыеслышны на большем расстоянии, чем голос. Когда новозеландский пастух продаеттакую собаку, покупателем может оказаться человек, живущий за много миль;так как свистки невозможно записать на бумаге, то старый хозяин обучаетнового командам по телефону. У рыб можно выработать условный рефлекс на звуки или свет - мы всезнаем, как аквариумные рыбки устремляются к поверхности, если постучать постеклу или включить свет, А человеческие существа могут выработать условныесвязи практически на все что угодно. В тренировочной ситуации полезно, чтобы для всех субъектов были одни ите же ключи и сигналы, чтобы не только дрессировщик, но и другие люди могливызывать данное поведение. Поэтому дрессировщики склонны строго следоватьтрадициям в использовании условных стимулов. Во всем мире лошади под седломначинают движение, когда вы толкаете их пятками в бока, и останавливаются, когда вы натягиваете поводья. Верблюды в зоопаркеБронкс ложатся, когда слышат команду "Каш!", даже если рядом с ними никого нет, включая ихдрессировщика, говорящего по-арабски; и любой человек знает, что надосказать, чтобы верблюд лег. И то, что живущих в Нью-Йорке верблюдов можно с тем же успехом обучитьложиться при словах "Спокойно, крошка!", не имеет ни малейшего значения. Поэтому-то профессиональные дрессировщики не могут понять, что многиеусловные стимулы выбраны произвольно. Однажды в платной конюшне я работала смолодой лошадью на корде, обучая ее команде "Вперед!". Тренер конюшнисмотрел на это с отвращением и наконец сказал: "Так ничего не выйдет -лошади не понимают "Вперед!", надо цокать". Потом взял веревку у меня изрук, сказал: "Тцо-тцо" и стеганул жеребенка по крупу свободным концовверевки, что естественно тотчас же вызвало движение вперед. "Понятно?" -сказал он, считая свои слова доказанными. Я поняла. С тех пор, воспитывая моих пони, я обучала их слушаться нетолько моих команд, но и любой возможной системы понуканий, окриков, применяемой другимидрессировщиками. Это избавило меня от неприятностей и заставило говорить обо мне как оподающем надежды дрессировщике-любителе. По крайней мере мне не приходилосьпеределывать моих сигналов! Обучить пони двум системам команд не только возможно, но и легко. В товремя, как на каждый отдельный сигнал вам надо получать только какое-либоодно поведение, вполне достижимо получение одного и того же поведения нанесколько условных сигналов. Например, в переполненном людьми помещенииоратор может потребовать тишины, воскликнув: "Тихо!", или встать и, поднявруку, жестом призвать к молчанию. А если присутствующие шумят и при этомнаходятся в некотором подпитии и, следовательно, отличаются рассеяннымвниманием, поможет позвякивание ложкой по стакану. Мы все обученыосуществлять данное поведение в ответ на любой из, по крайней мере, трехэтих стимулов. Введение второго условного стимула для выученного поведения называетсяпереносом стимулов. Чтобы добиться переноса, вы предъявляете старый стимул -допустим, команду, поданную голосом, - как всегда, и новую команду - скажем, сигнал, поданныйрукой, - и подкрепляете ответ; затем постепенно делаете старый стимул все менее и менее заметным иодновременно привлекаете внимание к новому, делая его очень выраженным, покана новый стимул не будете получать столь же хороший ответ, даже тогда, когдастарый стимул не предъявляется вовсе. Обычно этот процесс идет несколькобыстрее, чем выработка ответа на первоначальный стимул; когда уже выработано"Выполняй это действие" и "Выполняй это действие по команде", то легчевыработать "Выполняй это действие также по другой команде". Интенсивность сигнала и стирание стимулов Не существует определенных требований к интенсивности и величинеусловного сигнала, вызывающего ответ. Первичные, или безусловные, стимулы,дают градуальный ответ в зависимости от интенсивности: реакция на резкий,колющий удар сильнее, чем на булавочный укол, и чем громче внезапный шум,тем сильнее мы вздрогнем. Однако условному стимулу достаточно быть узнану,чтобы вызвать полный ответ. Вы видите красный свет и останавливаете машину;быстрее или медленнее вы это делаете не зависит от размера светофора. До техпор, пока вы распознаете сигнал, вы знаете, что делать. Поэтому, как толькостимул заучен, возможно не только получить его перенос, но также постепенноего уменьшать, пока он не станет едва различим, но по-прежнему будет даватьте же результаты. Возможен случай, когда вы можете получать результаты притаких слабых сигналах, которые не видны постороннему глазу. Это называется"стирание" стимулов. Мы пользуемся стиранием постоянно: то, что поначалу должно быть оченьмассированньм стимулом ("Дик, нельзя сыпать песок на головы другим детям", -говорим мы, вытаскивая Дика из песочниц), со временем превращается в чутьзаметный сигнал (просто поднять брови или погрозить пальцем). Дрессировщикиживотных иногда добиваются поразительных, просто волшебных результатов с помощью стертых стимулов. Один из самых забавных номеров, которые явидела, проделывал попугай в Парке диких животных в Сан-Диего. Он разражалсяистерическим хохотом в ответ на чуть заметное движение руки дрессировщика.Представьте себе возможности этого трюка: "Педро, что ты думаешь о шляпе этого человека?" - "Ха-ха-ха!". Посколькупублика не замечает сигнал, единственное выученное попугаем поведениекажется результатом разумного сардонически-язвительного ответа на вопрос; ана самом деле это был четкий ответ на очень ослабленный стимул, асардонический ум, если и присутствовал, то принадлежал дрессировщику, аможет быть, сценаристу. Однако лучшие примеры обусловливания, стирания и переноса стимулов мнеприходилось наблюдать не в мире дрессированных животных, а на репетицияхсимфонических оркестров. Будучи певцом-любителем, я занималась в нескольких оперных исимфонических хорах, которые часто управлялись заезжими дирижерами. В товремя как многие из сигналов, которые подают дирижеры музыкантам, являютсяболее или менее стандартизованными, у каждого из дирижеров есть своисобственные сигналы, и их значение должно быть усвоено в очень короткоевремя - время на репетицию часто лишь немногим превосходит время на выступление.Однажды на репетиции симфонии Малера "Воскрешение", как раз в тот момент,когда басы собирались вступить с обычной оглушительной силой, я увидела, какдирижер предъявил безусловный сигнал, предупреждавший: "Вступайте мягче",изобразив на лице страшную тревогу, пригнувшись к земле и заслонив лицорукой, как бы защищаясь от удара. Все поняли смысл переданного сообщения, ив следующие несколько минут дирижер смог ослабить сигнал и уменьшитьинтенсивность звучания всех частей хора с помощью предостерегающего взгляда, легкого движения спины,имитирующего припадание к земле, или чуть заметного отголоска от прежнегожеста, и, наконец, только вздрагивание плеч. Столь же часто дирижерыосуществляют перенос стимулов, сочетая какой-либо известный илисамоочевидный жест - скажем, поднятие ладони кверху для обозначения "Громче"- с незнакомым жестом, таким, как присущий только ему наклон головы илиповорот тела - однажды, сидя слева от дирижера среди альтов, я наблюдаладирижерский жест, управляющий громкостью звучания альтов с помощью левойброви. Одним из результатов введения управления с помощью стимулов являетсяусиление внимания субъекта, необходимое, если он хочет получить подкрепление заправильный ответ, особенно, если стимулы подвергаются стиранию. Бывает, чтосубъект способен воспринять столь слабые сигналы, в которых не отдает себе отчета сам дрессировщик, подающий их.Классический пример этого - Умный Ганс, лошадь, жившая в Германии. Это былов начале века; ее считали гениальной. Ударами копыт она могла считать,производить арифметические действия, складывать из букв слова и дажеизвлекать квадратные корни; правильные ответы, конечно, подкреплялисьлакомством. Хозяин, в прошлом школьный учитель, был совершенно уверен, что обучил лошадьчитать, думать, заниматься математикой и вступать в общение. И действительнолошадь "отвечала" на вопросы даже в отсутствие хозяина. Многие ученые мужиприезжали в Берлин изучать Умного Ганса и убеждались в его гениальности. Илишь одному из психологов удалось показать, что лошадь ориентируется накакой-то сигнал, и, если никто из присутствующих не знает ответа, ударыкопыта носят неопределенный характер. Потребовалось длительное время идальнейшее исследование, против которого восставали те, кто был убежден вгениальности лошади; чтобы показать, что сигналом к прекращению ударовкопыта был легкий подъем головы хозяина или любого другого человека,задающего вопрос, когда достигалось правильное число, это движение,первоначально усиливаемое широкополой шляпой, которую носил учитель, теперьбыло столь малым, что его почти не было видно (никому, кроме Умного Ганса),но оно почти не поддавалось подавлению произвольным усилием. Вот поэтомулошадь могла ориентироваться, когда прекращать удары копытом, наблюдая залюбым человеком, а не только за хозяином. Феномен Умного Ганса сталнарицательным для любого случая, когда внешне поразительное поведение,начиная от разума животного, кончая психическими явлениями, на самом делеуправляется какими-либо мельчайшими или стертыми проявлениями поведенияэкспериментатора, ставшими условными стимулами для субъекта. Условные стимулы, вызывающие отвращение Единственным случаем, где сила условного стимула, по-видимому, имеетзначение, является обычно дрессировка домашних животных - рывок за поводьяили привязь, легкий удар по бокам лошади - все это размытый вариантпервоначального безусловного стимула, резкого рывка или толчка, сильногоудара рукой, которые вызывают ответ, не требующий обучения. Поэтому, еслислабый стимул не действует, создается впечатление, что ответ возрастает,если вы усилите стимул. Однако попытки осуществить это на практике встречаютбольшие затруднения. Выученные сигналы и первоначальные стимулы совершенно различны по своейприроде, а новички обычно это не учитывают. Если они не получают ответа,скажем, на легкий рывок, они дергают чуть сильнее, затем еще немногосильнее, и все совершенно без пользы, так как лошадь или собака с той же возрастающей силой тянут в другую сторону. Профессиональные дрессировщики имеют обыкновение работать над сигналоми применять силу раздельно; они дают условный стимул, и если животное ему неповинуется, они, минуя все градации, немедленно вызывают нужное поведениечрезвычайно сильным неприятным стимулом, способным "освежить память", каквыражается один дрессировщик лошадей. Такую же функцию выполняет парфорс вдрессировке собак. При умении даже небольшой человек, используя такойошейник, может добиться такого рывка, который будет достаточен, чтобысвалить с ног датского дога. Имея в запасе эти первичные стимулы, можно быстрополучить хороший ответ на очень слабые рывки, и, как замечает английская дрессировщица БарбараВудхаус, это в конечном счете гораздо лучше, чем постоянно дергать и тянутьза шею бедное животное к каким-то промежуточным и бессмысленным целям. Время отставления Чтобы добиться точности ответа на условный стимул, полезно применятьприем ограничения времени отставления. Допустим, ваш подопечный обучилсясовершать какое-либо действие в ответ на условный сигнал, но обычно имеется некоторый интервал времени междупредъявлением стимула и ответом субъекта. Вы пригласили людей на ужин, и они немогозапоздали, или ваш слон после сигнала к остановке постепенно замедляет ход инаконец останавливается. Если вы хотите, то, используя ограничение времени отставания, можете впроцессе тренировки так сократить этот интервал, что поведение будет возникать так быстро,как это только физически возможно. Вы начинаете с того, что устанавливаете нормативный интервал, с которымобычно наблюдается поведение; затем вы подкрепляете только то поведение,которое совершается в течение этого интервала. Поскольку живые существахарактеризуются вариабельностью, некоторые ответы будут выходить за пределыинтервала и за них не будет даваться подкрепление. Например, если вы подаете ужин точно в назначенное в приглашении время, а не ждетеопоздавших, то они рискуют получить все холодное или застать меньший выбор, Когда вы подобным образом установите временной интервал и будете даватьподкрепление только на его протяжении, то скоро вы обнаружите, что постепенно все ответыначинают наблюдаться в его пределах и ни один не выходит за него. Теперь вы снова можетеподтянуть гайки. Достаточно ли пятнадцати минут, чтобы семья собралась? Начните подавать на столчерез двенадцать минут после того, как всех позвали, или через десять. Какбыстро вы будете закручивать гайки, должно быть точно определено; как и прикаждом процессе выработки желательно находиться в тех пределах, в которых наиболее часто наблюдается данное поведение. Животные и люди имеют очень развитое чувство времени и чрезвычайночетко реагируют на выработку времени отставания, но дрессировщик не должен полагатьсяна авось. Пользуйтесь часами или даже секундомером, если хотите, чтобывыработка отставления работала на вас. Для поведения ближайших окружающих, включая себя, сократите времяответа, скажем, с пяти тактов до двух. И конечно, если вы работаете слюдьми, не обсуждайте ваши действия; вы не получите ничего, кромевозражений. Просто делайте и смотрите, что получается. В 1960 г. в океанариуме "Жизнь моря" одним из наиболее эффектныхномеров, всегда привлекавших внимание, была группа из шести небольшихдельфинов, выполнявших различные акробатические трюки в воздухе синхронно.Они совершали различные прыжки и повороты в ответ на подводные звуковыесигналы. Первоначально, когда сигналы только вводились, прыжки, вращения ивсе остальные действия, которые от них требовались, возникали спорадически синтервалами пятнадцать-двадцать секунд. Но использовав секундомер иустановив фиксированное отставание, мы смогли снизить время реакции до двух с половиной секунд. Каждоеживотное знало, что получить рыбу можно только выскочив в воздух и совершивнужный прыжок или вращение в течение двух с половиной секунд после начала сигнала. В результате дельфинырасполагались вокруг подводного источника звука навострив уши, и когдавключался сигнал, поверхность бассейна просто взрывалась их телами,извергающимися в воздух; это было действительно зрелище. Однажды, сидя средизрителей, я была поражена, услыхав, как какой-то человек профессорскоговида, по-видимому психолог, безапелляционно объяснял своим спутникам, что единственныйспособ, который мы могли применить, чтобы добиться такой реакции, являетсяудар электрического тока. В реальной жизни ограничение времени отставания является попросту темвременем, которое вы считаете нужным ждать, пока просьба или инструкция будут выполнены.Родителей, начальников и учителей, которые проявляют последовательность в выработкеопределенного временного интервала реакции, обычно считают хорошими, заслуживающими того, чтобыс ними иметь дело, даже если отставание - временное "окно", в течение которого должноосуществляться поведение, которое будет подкреплено, - очень короткое. Предвосхищение Наиболее частым недостатком в управляемом сигналами поведении являетсяпредвосхищение: как только сигнал усвоен, субъект так стремится продемонстрироватьтребуемое поведение, что совершает его раньше, чем подается сигнал. Термин, описывающий этопроявление, заимствован из опережающего поведения у людей при состязаниях вбеге - опережая выстрел, фальстарт, ложная тревога. Люди, которые опережаютуказания и просьбы других, обычно считаются нетерпеливыми, выскочками илиподобострастными; это очень раздражающая привычка, а вовсе не добродетель. На соревнованиях по выучке с доберман-пинчерами часто бываютнеприятности. Хотя эти собаки прекрасно поддаются дрессировке, они стольвозбудимы, что предвосхищают команды по малейшим намекам и начинают работать прежде, чем им в действительностиприказывают, теряя при этом баллы. Предвосхищение является обычной ошибкой лошадей, с которыхбросают лассо на родео. Предполагается, что ковбой и лошадь должны ждать забарьером, пока не пустят бычка, но возбужденная лошадь перескакивает барьер раньше сигнала. Ковбойиногда думает, что у него лошадь с высокими ходовыми качествами, но на самомделе это просто недостаточно выработанное управление с помощью сигналов. Другой чрезвычайно распространенный случай предвосхищения - офсайт вамериканском футболе. Один из игроков так нетерпелив, что продвигается натерриторию другой команды до того, как подан сигнал игры, за что командунаказывают. С практической точки зрения ликвидировать предвосхищение можно, вводятайм-ауты. Если субъект предвосхищает сигнал, и если это нежелательно,прекратите всякую работу. Не давайте сигналов и ничего не делайте целую минуту. Каждый раз как субъект опередитвыстрел, останавливайте часы. За нетерпение вы наказываете отставлениемвозможности работать. Это вызывает очень эффективное подавление опережениякоманды, в то время как выговоры, наказание или повторение могут оказатьсявовсе недейственными. Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие цепи Как только стимул становится условным сигналом, происходит интереснаявещь: он превращается в подкрепление. Вспомните звонок на перемену в школе. Звонок наперемену является сигналом, условным сигналом, означающим: "Вы свободны,идите и играйте". А кроме того, он воспринимается как подкрепление - детирады, когда слышат его, и если бы они смогли сделать что-либо, чтобзаставить его прозвенеть скорее, они бы это сделали. Теперь представьте себезвонок на перемену, который не звонит, если в классе нет тишины. Ко времениперемены у вас будет очень тихий класс. Условный стимул - предвестник подкрепления, и поэтому он становитсяжелаемым событием. Желаемое событие - это само по себе уже подкрепление, апотому вы с успехом можете подкреплять поведение, давая условный стимулдругого поведения. Например, я вознаграждаю кошку лакомством, когда онаподходит ко мне по команде - она этому научается и выполняет это. Теперь,если я буду говорить: "Ко мне" и вознаграждать ее за реакцию всякий раз какувижу ее на камине, то скоро окажется, что кошка, стремясь получить лакомство, будетзабираться на камин. Как вы понимаете, с точки зрения кошки, она обучает меня давать ейлакомство. Для этого она нашла способ заставлять меня произносить: "Ко мне".Теперь допустим, что я обучаю ее вспрыгивать на камин, когда я жестом показываю на него, подкрепляя правильныеответы либо пищей, либо командой "Ко мне". Затем я буду жестом указывать накамин всякий раз, когда: а) я знаю, что кошка голодна и б) когда онаслучайно перевернется через спину... Я выработала цепное поведение. Поведенческие цепи - очень распространенное явление. В реальной жизнимы часто производим серии связанных действий, состоящих из многих отдельныхповеденческих актов. Не надо далеко ходить за примерами - работа плотникаили уборка квартиры - неплохая иллюстрация. Мы ожидаем, что и наши питомцыбудут вести себя так же: "Подойди", "Сядь", "Ляг", "Следуй за мной" и такдалее без перерыва и без видимого подкрепления. Эти длительные ряды действийявляются цепным поведением. В противоположность другим длительным действиямэти могут выполняться часами, сотни раз без напряжения, без сбоев, беззадержек, поскольку каждый акт в действительности подкрепляется возможностью выполнить следующее действие цепочки, и такдо заключительного подкрепления выполнением всего дела, всей цепи. Однако поведенческие цепи рвутся и поведение рассыпается на элементы,если в цепочку вклинивается невыученный поведенческий акт, или действие, ненаходящееся под контролем стимулов. Вы не можете подкрепить субъектасигналом, если он этот сигнал не распознает или не может выполнить то, что этот сигнал требует. Отсюда следует, чтоцепное поведение следует всегда вырабатывать с конца. Начинайте с последнегодействия в цепи, удостоверьтесь, что оно усвоено и сигнал к его выполнениюхорошо узнается, лишь потом переходите к разучиванию предпоследнего действияи т.д. Например, если при заучивании стихотворения, мелодии, текста речи,роли в пьесе вы разделите задания, скажем, на пять частей и начнетезапоминать их в обратном порядке, с конца - вы всегда будете двигаться оттого, что вы знаете слабее, к тому, что знаете более прочно, от материала, в котором вы не совсем уверены, кматериалу, хорошо уже усвоенному, имеющему подкрепляющее действие.Запоминание материала в том порядке как он написан и должен воспроизводитьсяприводит к необходимости постоянно продираться от знакомой тропы в сторонуболее трудного и неизвестного, что является неподкреплением. Подход кзапоминанию материала как к цепному поведению не только убыстряет процессзапоминания, но и делает его более приятным. Поведенческие цепи - это особое понятие. Я часто сама спотыкалась наних, чувствуя, что надо вернуться к концу ряда, так как я не могу заставитьживотное, ребенка или себя выполнить кажущуюся простой последовательностьдействий, пока я не понимала, что пыталась выработать цепное поведение не стого конца. Когда делают пирог, то глазурью его украшают в последнююочередь, но если вы хотите обучить ребенка получать удовольствие от приготовленияпирога, начните с того, что попросите "помочь" украсить его глазурью.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: